Тотальная шаблонизация

от автора

Когда собаке программисту нечего делать, он начинает все автоматизировать. Мне по роду своей деятельности приходится писать много кода и, конечно, хочется какие-то повторяющие вещи обобщить в виде библиотек, скриптов или шаблонов для Android Studio. О них и поговорим.

Шаблоны — кто они?

Шаблон в терминах Android Studio это файл (или набор файлов) с расширением .ftl, содержащий конструкции на Java и XML (зависит от решаемой задачи), а также метаконструкции на языке шаблонизатора (template engine). Шаблонизатором в нашем случае выступает FreeMarker, язык которого является простым, но в то же время достаточно мощным для написания сложных шаблонов.

В нашем распоряжении уже есть куча разных шаблонов: activity, fragments, services, widgets, UI-компоненты, директории и многое другое. Но бывают случаи (такие как наш), когда существующих шаблонов недостаточно и нужно делать свой. И тут нас постигает первое “удивление”: информации по этому делу очень мало. Есть несколько статей в блогах и чудом извлеченная из недр GoogleGit скудная документация.

Осмотр территории

Учиться лучше всего на примерах, поэтому будем разбирать достаточно простой, но в то же время содержащий все важные аспекты шаблон пустого фрагмента. Добыть его можно из ANDROID_STUDIO_DIR/plugins/android/lib/templates/other/BlankFragment. Лучше куда-нибудь скопировать содержимое этого каталога, чтобы ничего не сломать своими экспериментами. Для начала разберемся с тем, что там есть.

  • globals.xml.ftl — набор глобальных для шаблона переменных
  • root/res/layout/fragment_blank.xml.ftl — шаблон разметки фрагмента
  • root/res/values/strings.xml — строковые константы, которые будут добавлены в проект
  • root/src/app_package/BlankFragment.java.ftl — шаблон кода
  • template.xml — метаданные шаблона
  • template_blank_fragment.png — самый важный файл! Пиктограмма фрагмента в данном случае

Понять, что происходит в каждом из файлов, не составляет труда. Проблемы начинаются, когда возникает необходимость кастомизировать происходящее в них или даже вообще написать что-то свое с нуля. В этом немного может помочь официальная документация

А где же реальные примеры?!

Разобраться в нюансах шаблона BlankFragment — это только полдела. Чтобы закрепить полученные знания, нужно сделать что-то свое. Кому лень придумывать свои варианты, могут взять мой. Остальные смотрят и вдохновляются.

В наших приложениях мы используем архитектуру MVP, согласно которой каждый фрагмент это View, а любой View нужен Presenter. Оставим в стороне все, что касается Model-слоя и посчитаем классы:

  • FragmentView + ViewInterface
  • FragmentPresenter + PresenterInterface

На первый взгляд не так много. Но если представить это на практике, все получается не так радужно. Нужно создать фрагмент и разметку к нему, прописать эту разметку во фрагменте, спроектировать View-интерфейс, реализовать этот интерфейс пока в виде пустых методов. То же самое придется проделать с Presenter-ом. А ведь это еще нужно раскидать по пакетам, вы же не хотите, чтобы ваш проект был одноуровневым адом для классов, верно? Также нужно связать View и Presenter, что тоже требует написания кода руками. Со всем этим, конечно, можно жить, но такая рутина быстро надоедает. Тут и приходят на помощь шаблоны. С их помощью мы и автоматизируем все эти рутинные действия по созданию архитектурных кусков.

Через тернии к звездам

Начнем с реализации файла template.xml. Именно его содержимое вы видите в красивых окнах при создании activity, фрагментов и т.п. Мы пойдем по самому простому пути и сделаем наш MVP-шаблон на базе существующего шаблона EmptyActivity. Копируем себе этот каталог, переименовываем в MVPActivity и приводим файл template.xml к следующему виду:

template.xml

<?xml version="1.0"?> <template     format="5"     revision="1"     name="MVP Activity"     minApi="7"     minBuildApi="14"     description="Creates a new MVP activity">      <category value="MVP" />     <formfactor value="Mobile" />      <parameter         id="activityClass"         name="Activity Name"         type="string"         constraints="class|unique|nonempty"         suggest="${layoutToActivity(layoutName)}"         default="MainActivity"         help="The name of the activity class to create" />      <parameter         id="generateLayout"         name="Generate Layout File"         type="boolean"         default="true"         help="If true, a layout file will be generated" />      <parameter         id="generateView"         name="Generate View"         type="boolean"         default="true"         help="If true, a View interface will be generated" />     <parameter         id="generatePresenter"         name="Generate Presenter?"         type="boolean"         default="true"         help="If true, a Presenter interface will be generated" />      <parameter         id="generatePresenterImpl"         name="Generate Presenter implementation?"         type="boolean"         default="true"         help="If true, a Presenter implementation will be generated" />      <parameter         id="layoutName"         name="Layout Name"         type="string"         constraints="layout|unique|nonempty"         suggest="${activityToLayout(activityClass)}"         default="activity_main"         visibility="generateLayout"         help="The name of the layout to create for the activity" />      <parameter         id="isLauncher"         name="Launcher Activity"         type="boolean"         default="false"         help="If true, this activity will have a CATEGORY_LAUNCHER intent filter, making it visible in the launcher" />      <parameter         id="viewName"         name="View Name"         type="string"         constraints="class|nonempty|unique"         default="MainView"         visibility="generateView"         suggest="${underscoreToCamelCase(classToResource(activityClass))}View"         help="The name of the View interface to create" />      <parameter         id="presenterName"         name="Presenter Name"         type="string"         constraints="class|nonempty|unique"         default="MainPresenter"         visibility="generatePresenter"         suggest="${underscoreToCamelCase(classToResource(activityClass))}Presenter"         help="The name of the Presenter interface to create" />      <parameter         id="presenterImplName"         name="Presenter Implementation Name"         type="string"         constraints="class|nonempty|unique"         default="MainPresenterImpl"         visibility="generatePresenterImpl"         suggest="${underscoreToCamelCase(classToResource(activityClass))}PresenterImpl"         help="The name of the presenter implementation class to create" />                  <parameter         id="packageName"         name="Package name"         type="string"         constraints="package"         default="com.mycompany.myapp" />      <!-- 128x128 thumbnails relative to template.xml -->     <thumbs>         <!-- default thumbnail is required -->         <thumb>template_blank_activity.png</thumb>     </thumbs>      <globals file="globals.xml.ftl" />     <execute file="recipe.xml.ftl" />  </template> 

Разобраться в нюансах вам поможет официальная документация, я же остановлюсь на основных отличиях. Во-первых, были добавлены блоки вида:

    <parameter         id="generateView"         name="Generate View"         type="boolean"         default="true"         help="If true, a View interface will be generated" /> 

Которые будут отображаться в виде чекбоксов, позволяющих включать/выключать генерацию тех или иных компонентов. Во-вторых, были добавлены поля для ввода имен классов и интерфейсов View и Presenter-ов:

    <parameter         id="viewName"         name="View Name"         type="string"         constraints="class|nonempty|unique"         default="MainView"         visibility="generateView"         suggest="${underscoreToCamelCase(classToResource(activityClass))}View"         help="The name of the View interface to create" /> 

Обязательно обратите внимание на атрибут visibility. Именно в нем прописан id-шник чекбокса, который отвечает за отображение этого поля. Основная же магия происходит в атрибуте suggest. Здесь мы убираем все возможные символы подчеркивания, отрезаем суффикс ‘Activity’ и добавляем свой суффикс ‘View’. С остальным содержимым этого файла, думаю, вопросов возникнуть не должно.

Теперь настала очередь шаблонов архитектурных компонентов. Как мы помним, располагать это все нужно в каталоге root/src. Организуем каталог следующим образом:

  • root/src
    • app_package
      • presentation
        • implementation
        • presenter
        • view

      • ui
        • activity

После этого можно заняться непосредственно шаблонными файлами. Начнем с SimpleActivity.java.ftl, который достался нам по наследству от базового шаблона. Его необходимо переместить в каталог ui/activity и привести к следующему виду:

SimpleActivity.java.ftl

package ${packageName}.ui.activity;  import ${superClassFqcn}; import android.os.Bundle;  import ${packageName}.R; <#if generateView>import ${packageName}.presentation.view.${viewName};</#if> <#if generatePresenter>import ${packageName}.presentation.presenter.${presenterName};</#if> <#if generatePresenterImpl>import ${packageName}.presentation.implementation.${presenterImplName};</#if>  public class ${activityClass} extends ${superClass} <#if generateView>implements ${viewName}</#if>{ <#if generatePresenter>     private ${presenterName} mPresenter; </#if>     @Override     protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {         super.onCreate(savedInstanceState); <#if generateLayout>         setContentView(R.layout.${layoutName}); </#if> <#if generatePresenterImpl> 	mPresenter = new ${presenterImplName}(this); </#if>     }  <#if generatePresenter>     @Override     protected void onDestroy() {         mPresenter.onDestroy();         super.onDestroy();     } </#if> } 

Основное отличие от исходного файла состоит в том, что добавлена реализация интерфейса View, а так же добавлено создание и уничтожение Presenter-а. Так как ранее мы сделали эти вещи опциональными, это и было отражено в коде шаблона в виде условий <#if>…</#if>.

Теперь задачка чуть-чуть посложнее: написать шаблонный файл с нуля. Но не пугайтесь, полученных ранее знаний более чем достаточно для решения этой задачи. У вас должно получиться примерно так:

SimpleView.java.ftl

package ${packageName}.presentation.view;  public interface ${viewName} {  } 

SimplePresenter.java.ftl

package ${packageName}.presentation.presenter;  public interface ${presenterName} { 	 	void onDestroy(); } 

SimplePresenterImpl.java.ftl

package ${packageName}.presentation.implementation;  import ${packageName}.presentation.view.${viewName}; import ${packageName}.presentation.presenter.${presenterName};  public class ${presenterImplName} implements ${presenterName} {  	private ${viewName} mView;  	public ${presenterImplName}(final ${viewName} view) {         mView = view;     }      @Override     public void onDestroy() {         mView = null;     } } 

Конечно же, каждый из этих файлов должен находиться в своем пакете. Теперь, когда ингредиенты готовы, нам нужен рецепт для приготовления всего этого добра.

recipe.xml.ftl

recipe.xml.ftl 

В отличие от оригинального файла здесь добавляется опциональное инстанцирование наших архитектурных компонент. Файл globals.xml.ftl мы оставим без изменений, а картинку вы можете нарисовать сами или взять мою.

The End

На этом создание шаблона можно считать оконченным. Пришла пора посмотреть на результат. Для этого топаем в ANDROID_STUDIO_DIR/plugins/android/lib/templates/activities и копируем в него каталог с нашим шаблоном MVPActivity. Запускаем студию, идем в File -> New, ищем новую категорию MVP, открываем из нее наш шаблон и радуемся получившемуся результату.

И для тех, кто по какой-то причине пропустил ссылки в тексте статьи, я привожу их здесь общим списком:

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/274897/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *