Как известно незнание законов не освобождает от ответственности.
Но одно дело, когда пытаешься словчить в надежде, что не заметят, а потом ра-а-а-а-а-аз — и заслуженное наказание.
И совсем другое, когда всё делаешь правильно, честно платишь деньги, а потом выясняется, что ты во всём виноват.
Когда для быстрого продвижения сайта в поиске массово закупали на биржах ссылки, то сразу же было ясно, что это не совсем легальный способ. Тем удивительней было слышать возмущённые возгласы жертв «Минусинска», когда их сайты с первой страницы Яндекса провалились на пятую.
Но сервисы, показывающие для каждого посетителя сайта его профиль в социальных сетях не внушали опасений. Механизм получения информации не раскрывался, на каждый производитель подобного сервиса предоставлял юридическую справку, где было написано, что всё легально.
А потом оказалось, что для определения профиля использовался вполне мошеннический механизм, родился термин «соцфишинг», а на легальных пользователей сервиса посыпались всяческие кары как от самих социальных сетей, так и от поисковиков.
Но эта история, рассказанная для затравки — далеко не самое страшное, что может произойти с добросовестным покупателем. Блокировку профиля компании в соцсети или падение в результатах выдачи поисковика можно пережить.
Визит представителей правоохранительных органов гораздо серьёзней.
Следуя правилу — пиши про то, что хорошо знаешь, я расскажу какую «подставу» может преподнести хорошо знакомый мне рынок систем контроля активности сотрудников.
А история тут вот какая.
Современные системы мониторинга персонала имеют достаточно большой функционал, позволяющий определять занят ли сотрудник делом или играми / социальными сетями. Тут и контроль над запущенными программами, посещёнными сайтами, принятыми и отправленными сообщениями и многое другое. А еще видеозапись экранов компьютеров сотрудников, кейлоггер и учёт рабочего времени.
Весь этот контроль наверное не очень приятен для многих менеджеров низшего звена, но сильно повышает выживаемость компании в эпоху кризиса. И что самое главное — все эти методы контроля абсолютно законны. Рабочий ПК принадлежит работодателю, время сотрудника — тоже продано работодателю в обмен на заработную плату.
Но потом произошло непонятное…
Некоторые производители систем мониторинга персонала зачем-то включили в состав своих продуктов запись звука.
У руководителя появилась возможность послушать о чем говорят сотрудники на своих рабочих местах.
А один самый «умный» продукт даже научился переводить разговор в текст (с помощью инструментов распознавания речи от Яндекса), чтобы у начальника была стенограмма офисных разговоров (правда стенограмма весьма кривая, без знаков препинания, разделения на абзацы, с ошибками распознавания и всякими «кхмммм» и «нудаааа»).
То есть фактически компьютеры превратились в подслушивающие устройства.
А это уже спецсредства.
То есть технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
Дело в том, что работодатель в данном случае вторгается в личное пространство сотрудника.
Если по поводу контроля качества работы сотрудника с помощью технических средств (коим и являются системы мониторинга персонала) юристы высказываются однозначно положительно (достаточно вспомнить недавнее решение ЕСПЧ), то прослушка — она прослушка и есть. И заниматься ей могут только правоохранительные органы с санкции суда.
Всех остальных ждет наказание.
Избежать его можно только в том случае, если дать всем сотрудникам на подпись дополнение к трудовому договору, в котором будет сказано, что в офисе работает прослушка.
Как показывает мой личный опыт, большинство работников достаточно спокойно относится к факту того, что деятельность за компьютером начинают контролировать. Но вот вмешательство в личные свободы воспринимается резко отрицательно.
Но проблема еще и в том, что подобное программное обеспечение запрещено перепродавать.
Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То есть в офис любого партнера или дистрибьютора могут придти люди в погонах и начнётся весьма неприятная история.
Мораль сей басни такова.
- Перед тем как купить какой либо программный продукт или заняться его распространением внимательно изучите законодательную практику
- Правильные системы контроля сотрудников — великолепный инструмент, который может помочь вашей компании выжить в кризис, но системы с функционалом записи голоса могут стать большой проблемой
- Kickidler не имел и никогда не будет иметь функционал записи звука
Удачи в бизнесе!
ссылка на оригинал статьи https://megamozg.ru/post/24182/
Добавить комментарий