Java-конференция JBreak: Покорение Сибири

от автора

В Москве и Петербурге большой Java-конференцией никого не удивить: JPoint и Joker регулярно собирают множество зрителей и зазывают известных спикеров. Но теперь JUG.ru Group впервые замахнулась ещё и на Новосибирск, проведя там JBreak (или, стилизованно, jbreak;).

Такой решительный рывок вызывает множество вопросов. Получилось ли собрать зрителей? Удалось ли сформировать интересную программу, или никого из ярких спикеров в Сибирь не зазвать? И самое любопытное: было ли на сибирской конференции что-то такое, чего нет в Москве и Петербурге?

Все ответы — в подробном тексте под катом.

В Новосибирске даже само место проведения конференции напоминает об информационных технологиях: мероприятие прошло в технопарке новосибирского Академгородка. Здание из двух соёдинённых «башен», появившееся в 2012-м, сразу стало одним из самых узнаваемых объектов Академгородка (возможно, даже более узнаваемым, чем памятник «Мышь, вяжущая ДНК») — поэтому использовать конференц-залы, расположенные в одной из башен, прямо-таки напрашивалось.

Впрочем, уже во время открытия стало заметно важное ограничение площадки. Если считать и зрителей, и спикеров, и организаторов, конференция собрала вместе 400 человек — и упёрлась в потолок вместимости. Любые возможные беспокойства «а вдруг никто не придёт» оказались явно напрасными. На бейджах участников можно было увидеть названия не только новосибирских компаний (Excelsior, LEDAS), но и, например, томской Siberteam — так что конференция не ограничивалась одним городом, а собрала специалистов всего региона.

После открытия начались доклады в трёх залах. Главную сцену первым занял Владимир Красильщик (Luxoft) с выступлением о полезных выводах, сделанных им при смене системы логирования в проекте. Тут хочется вспомнить, что популярный старый хабрапост о логировании в Java снабжён подзаголовком «История кошмара»: в зоопарке соответствующих продуктов, допускающем ситуацию «обёртка вокруг обёртки», с наскока не разобраться. С одной стороны, это означает, что подобные доклады полезны (есть много нюансов, на которые стоит обратить внимание), а с другой — что единственно верного подхода к логированию не существует, и выбирать, какие именно сервисы использовать, всё равно придётся самостоятельно. Сам Красильщик, отвечая на вопрос «почему вы остановились на связке SLF4J + logback», просто продемонстрировал их логотипы: эти два продукта разрабатывались уже с мыслью о том, что использовать их будут совместно.

В третьем зале тем временем выступал также сотрудник Luxoft, но из Польши — Michal Kordas. А после этого второй зал занял Алексей Шипилёв (Oracle), особо не нуждающийся в представлениях российскому Java-сообществу. То есть географическое расположение конференции не помешало привлечь ни зарубежного специалиста, ни звезду российских Java-конференций.

«Сбербанк-Технологии» надолго оккупировали третий зал целой серией мини-докладов о новой платформе «Сбербанка». Здесь интересен уже сам факт того, что довольно закрытая крупная организация внезапно решила показать, «что под капотом» — как прокомментировал это один из её спикеров, «мы сами в шоке». Похоже, времена меняются: сначала Герман Греф прямо признал недостатки текущей ситуации с IT в «Сбербанке» и связал его будущее с «технологиями российско-американской компании», а теперь банк выделил целый десант докладчиков для подробного рассказа об этом будущем. Отдельно любопытно то, что это произошло на новосибирской конференции, и сибиряки получили доклады, которых москвичи не слышали (в Москве уже была конференция «Единая фронтальная система», но с совсем другим составом спикеров).

В выступлениях «Сбертеха» неоднократно упоминалась компания, о которой говорил Греф: это GridGain, долю в которой «Сбербанк» недавно приобрёл. Она занимается In-Memory Data Grid, и банк решил пойти именно по этому пути, держа все возможные данные в оперативной памяти и используя энергонезависимую только для архивирования. «Сбербанк» — не единственный банк, взявший такой курс, но самый большой, и в его случае впечатляют даже базовые числа (5 петабайт архивов, 500 миллионов ежедневных транзакций — при этом транзакции составляют лишь 10% от обращений к системе, большинство запросов информационные).

В докладе о нагрузочном тестировании спикеры «Сбертеха», иллюстрируя свой тезис «начинать его надо как можно раньше», упомянули трогательную деталь: когда при работе над новой платформой «Сбербанка» уже стоило заняться таким тестированием, а оборудования для этого ещё не было выделено достаточно, временно использовались компьютеры ушедших в отпуск сотрудников. То, что поведали такое, тоже показывает, что банк оказался более открыт, чем можно было ожидать — и в итоге зрители активно задавали вопросы докладчикам даже тогда, когда началось время обеда. Если люди готовы отложить еду, чтобы что-то выяснить — это, вероятно, самое наглядное доказательство того, что им оказалось интересно.

Сразу после обеда погружаться в технологические дебри сложно — так что выступление Олега Золотых, управляющего директора Luxoft Russia, посвящённое не техническим вопросам, а особенностям работы в Люксофте, помогало спокойно переварить и информацию, и пищу. Тем временем в другом зале Никита Липский (Excelsior), уже много лет работающий над Excelsior JET, рассказывал о том, как в нём реализованы возможности Java 8. Хотя Липского можно увидеть на московских и петербургских конференциях, здесь он выступал на родной земле. Поскольку Excelsior JET используют по всему миру, легко упустить из вида, что это новосибирский проект — но доклад напоминал об этом, помещая город на карту Java-мира.

Но самое интересное из местного началось после этого. Новосибирцев Романа Артемьева и Сергея Андреенко из УниПро на московских конференциях было не увидеть — и если бы в их городе не прошёл JBreak, кто знает, представили ли бы они где-то публично свою работу. В то же время они обладают уникальным опытом, занимаясь реализацией Java на российском процессоре Эльбрус (по заказу МЦСТ: у УниПро многолетний опыт сотрудничества с Sun, так что неудивительно, что именно они делают Java для Эльбруса).

Было очевидно: то, что расскажут здесь, в Москве не услышать и в интернете не нагуглить. В итоге в третьем зале не только оказались заполнены все места, но и хватало стоящих зрителей, и всё происходило очень оживлённо: хотя вопросы принято задавать после доклада, здесь многие не удерживались и спрашивали сразу же.

Ещё до того, как оказалось сказано что-либо о Java, разговор начался с деталей архитектуры Эльбрус — так что любители низкого уровня с ходу получили свою порцию хардкора. Затем докладчики перешли к тому, как архитектурные особенности сказываются на использовании Java («да, здесь стоит пореже выбрасывать исключения») и как они занимались оптимизацией, а в конце поделились результатами своего сравнения производительности Java на Эльбрусе и на Intel Core 2 Quad Q9300. При том, что Intel предсказуемо оказался быстрее, в пересчёте на «производительность на гигагерц» получился паритет, впечатливший даже экспертов из Excelsior, Oracle и SAP, сидевших в зале. Ещё недавно в тексте на GeekTimes о производительности Эльбруса ситуация с Java оказывалась гораздо печальнее, то есть оптимизация прямо на наших глазах приносит большие результаты.

Когда доклад закончился-таки, организаторам сразу же пришлось сказать «давайте ограничимся парой вопросов, а остальное можно доспросить в кулуарах»: было очевидно, что иначе по времени в регламент будет не уложиться. В итоге Роман и Сергей переместились в холл, где продолжили увлечённо говорить с окружившими их людьми.

После этого был ещё один англоязычный доклад (Volker Simonis (SAP) с темой «HotSpot Intrinsics»), а затем в главном зале Алексей Шипилёв закрывал программу с темой «Сжимай меня полностью». Этот доклад уже звучал на JPoint 2015, но для присутствующих в зале он был новым, и живого интереса у присутствующих вызвал не меньше, чем в Москве. Кажется, Шипилёв мог бы, как рок-звезда, устраивать гастроли по стране: у него для этого хватает и поклонников, и харизмы, и хитовых докладов.

В общем, все три возникавших изначально вопроса получили утвердительные ответы: зрительский интерес оказался высоким, зазвать в Новосибирск интересных спикеров возможно, а местные специалисты способны выступить с уникальным хардкорным материалом. Выступление Романа Андреева и Сергея Андреенко оказалось настолько успешным, что в JUG.ru Group задумались, не включить ли их в программу JPoint или Joker, чтобы они рассказали про Java на Эльбрусе и там.

Во время церемонии закрытия конференции Алексей 23derevo Фёдоров отметил: случившийся в этот день в Технопарке аншлаг означает, во-первых, что через год не обойтись без JBreak 2017, и, во-вторых, что для него придётся искать площадку вместительнее: интерес к технологиям в регионе превзошёл ожидания.

На московской JPoint собираются люди из самых разных городов, в том числе сибирских. Не окажется ли с развитием JBreak так, что послушать его доклады начнут прилетать москвичи? 🙂

ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/280462/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *