Текст писался в качестве дополнения к предыдущему посту и, отчасти, в качестве отчёта о собственном опыте использования подручных средств. Таким образом, данный опус не содержит ни малейших намёков на истину в последней инстанции и предназначен для гиков, не ищущих магазинных решений. Оправданием постинга с дублирующим в каком-то смысле содержанием служит только то, что около десятка плюсов было поставлено под предложением автора упомянутого поста мне оформить отдельный пост. Так что сами напросились.
Выходные были потрачены на поиски использовавшейся техники и фотографий (как в электронном виде, так и в бумажном). Даже если пост не будет никому интересен, он оказался полезным мне самому – вместе с домочадцами с удивлением обнаружил много интересных фотографий. Но я отвлёкся.
Дело было в 2003 году и в моём распоряжении была недавно купленая цифровая мыльница Canon G3 с 4Мп-матрицей формата 1/1.8" (7.2 x 5.3мм). Понятно, что даже на самом большом эквивалентном фокусном расстоянии (140мм) снять Луну получилось не очень:
Размер Луны менее 60 пикселов, а хотелось заметно большего (на самом деле должно было получаться раза в полтора больше, но при съёмке найденного сейчас в архивах примера было выставлено разрешение 1600 x 1200 вместо максимально возможного 2272 x 1704). Телескопа ни у кого из знакомых не было, зато был зеркально-линзовый объектив МС МТО-11, коим я и решил воспользоваться:
Всякий скажет, что надо было прикрутить его на зеркалку и не мучаться. Это, конечно, верно, но вспоминаем дату и убеждаемся, что первая бюджетная зеркалка Canon 300D ещё не вышла, а всё остальное было существенно дороже. Кроме того, хотелось всё сделать с помощью уже имевшихся средств. Диаметр изображения Луны, создаваемого МТО-11, составлял около 10мм. Требовалось заставить мыльницу переснять это изображение, т.е. устроить более сильное макро, чем было доступно. Благо опыт макросъёмки с применением перевёрнутого объектива уже имелся:
Для этого была использована оптическая схема со вторым перевёрнутым объективом:
Перевёрнутый “плёночной” стороной к объекту объектив 50мм проецирует изображение объекта на бесконечность, а объектив мыльницы изображение из бесконечности фокусирует на матрицу. В такой схеме увеличение (масштаб съёмки) равно отношению фокусного расстояния основного объектива к фокусному перевёрнутого. Крепился объектив через оборачивающее кольцо 58мм-49мм (reverse-adapter) к штатному для использованной камеры адаптеру для крепления фильтров.
Поскольку годное астрофото невозможно без устойчивости, то пришлось сделать переходник, позволявший жёстко совместить ежа, ужа и других животных. Некоторое количество токарной работы, немного доведения рашпилем до ракеты, и вот результат:
Участники проекта:
- МТО-11
- переходник М42-М42 для того, чтобы не испортить резьбу МТО
- первая часть адаптера (заканчивается резьбой)
- вторая часть адаптера с канавками под выступающие части объектива и фиксирующими винтами с прокладками
- объектив 50мм/1.7 (внутри адаптера)
- оборачивающее кольцо 58мм-49мм
- штатный для использованной камеры адаптер для крепления фильтров
- цифровая камера
Фокусировка всех объективов выведена на бесконечность, а юстировка в полевых условиях производится вращением части 4 относительно части 3. Краткое пояснение сгороженного огорода оптической схемы: МТО-11 формирует изображение Луны, перевёрнутый “плёночной” стороной объектив 50мм проецирует это изображение на бесконечность, а объектив мыльницы изображение из бесконечности фокусирует на матрицу. Использовался тяжёлый штатив, на который крепился МТО с висящими на нём дополнениями. Съёмка велась из положения лёжа в сугробе вдали от домов, пока не обмораживались руки, или не привлекалось внимание гоблинов.
Посмотрим, наконец, на что этот шедевр инженерной мысли гибрид оказался способен:
Конвертировался jpg среднего сжатия максимального разрешения (2272 x 1704), пиксельный размер — 50% от исходника. Для пущего качества следовало бы, конечно, снимать в raw (благо камера позволяла), но что есть. Результат довольно неплохой.
Через несколько лет обнаружилось, что схожая идея использовалась для видеосъёмки с малой глубиной резкости во времена, когда матрицы кинокамер имели небольшие размеры и давали, соответственно, большую глубину резкости. Отличием было наличие матового стекла, на котором создавалось промежуточное изображение: DOF-адаптер.
Ну и, наконец, ещё несколько примеров полученных фотографий:
Сейчас, конечно же, снять Луну с хорошим разрешением гораздо проще: есть мыльницы с гигантским эффективным фокусным расстоянием, есть относительно недорогие (правда не с теперешним курсом) зеркалки с малошумящими матрицами, можно воспользоваться линзой Барлоу или телеконвертером для увеличения пиксельного размера (Луна примерно в три раза меньше размера 35мм кадра при использовании 1000мм объектива), правда список доступных по цене объективов невелик. Но, как я уже говорил выше, доступная тогда аппаратуры бросила вызов, который был принят и, хорошо или плохо (судить вам), съёмка была реализована в разумном соответствии с правилом соразмерности сложности/стоимости входящих в систему компонентов.
Уже закончив пост я вспомнил, что желание сфотографировать Луну было у меня ещё в младших классах.
Это довольно странно, т.к. даже у свежей плёнки чувствительность была 32 единицы, так что выдержка исчислялась десятками секунд со всеми вытекающими – держалось всё руками с опорой на перила балкона. Полазил по всем углам, но нашёл только смену и бобину, шайтан-трубы, к сожалению, нет.
Перечитав текст ещё раз, я понял, что гик-посту не хватает главного, то есть котиков:
Надеюсь было интересно, или хотя бы фотографии понравились. Если будут вопросы – постараюсь ответить и дополнить текст при необходимости. Спасибо за внимание!
ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/273920/
Добавить комментарий