Успешный российский стартап «Do-Ra» из Сколково

от автора


Продажи до 10 млн.изделий в год. Инвестиции от Сколково 1 млн.$.

Этой публикацией мне хочется открыть цикл постов «Успешные компании из Сколково». Мне удалось пообщаться с Владимиром Елиным, руководителем проекта «ДО-РА», к.т.н., изобретателем и инвестором. Последние новости о проекте и мое личное отношение к «Сколково» под катом.

О компании и продукте

ПАО «Интерсофт Евразия», была основана в 2010 году для инновационных проектов и технологий её основателем и руководителем, является кандидат технических наук, Владимир Елин. В ноябре 2011 года, компания стала резидентом Сколково, а в декабре того же года получила свой первый грант на развитие инноваций в рамках проекта ДО-РА по созданию недорогого, компактного устройства измерения ионизирующего излучения для смартфонов и компьютеров с функцией дозиметра-радиометра. Собственно, по сочетанию первых букв функционала устройства назван проект ДО-РА, читаемый одинаково в русской и английской версиях. Об опыте использования этого устройства есть даже целый пост.

Идея проекта ДО-РА основана на первом изобретении основателя компании Елина В., возникшая в аккурат, после атомной катастрофы на АЭС Фукусима-1, сначала высказанной в статье, а затем логично развитой в результате написания патентной заявки на основании проведённого патентного поиска.
Позже, после получения патента на полезную модель и создания первых прототипов устройств ДО-РА, было решено продолжать развитие проекта в рамках нарождающейся высокотехнологичной территории Технопарка Сколково. Сначала все устройства линии ДО-РА работали по аудио протоколу через мини аудио разъем смартфонов и планшетов со счётчиком Гейгера-Мюллера с относительной чувствительностью к ионизирующему Гамма излучению не хуже ± 25%., в период получения девелоперских лицензий разработчика от Apple, Microsoft, Android. Затем были реализованы прототипы кроссплатформенных устройств ДО-РА с более совершенной электроникой чтения и работающие на различных дистанционных радио протоколах и твердотельных детекторах DoRaSi с относительной чувствительностью к ионизирующему Альфа, Бета и Гамма излучению не хуже ± 10%, собственной конструкции.
В настоящее время команда ДО-РА работает над созданием собственного чипа DO-RA.micro для его потенциальной серийной интеграции в смартфоны и компьютеры на этапе их производства. Одним из направлении развития так же являются умные часы с датчиком ИИ.

Диапазон измерения ДО-РА с кремнием детектором DoRaSi по Альфа, Бета, Гамма от 60 кэВ до 10 мэВ. Точность прогнозная измерения 10% при экспозиции 1 мин., 5% при 3-х. мин. Температурный режим от -40 до +50 С, влажность до 80%, вес устройства 30-50 гр., габариты 8х25х50 мм. Срок непрерывной работы до подзарядки 5-7 суток, эпизодическое включение 1.5 — 2 месяца.

В устройстве есть счётчик радиации Гейгейра — Мюллера (Г-М) или полупроводниковый детектор на котором по воздействием ионизирующего излучения возникает ток благодаря ионизации рабочего тела, в частности в Г-М инертного газа под воздействием Комптоновских электронов выбиты гамма частицами из оксида которым покрыта поверхность трубки Г-М. Благодаря чему возникает электрическая дуга, за счёт приложенного высокого напряжения в 320-450 В и фиксируется данное событие электроникой чтения. Далее эта информация поступает на процессор смартфона или компьютера. Примерно так же работает твердотельный датчик из кремния при этом телом для ионизации и фиксации Альфа, Бета и Гамма излучения является изготовленный специальным образом PIN диод, а по величине протекания в нём тока определяют мощность дозы ИИ (радиации).


Все разработки, инженерия, дизайн, программирование в России. Все компоненты, платы, корпус и упаковка и в России и в Китае в зависимости от рынка сбыта. Тестовые образцы собираются в Шеньчжене, Зеленограде и Туле.

Инновационность продукта ДО-РА подвержена защитой изобретательского приоритета закреплённая в соответствующих патентных на полезные модели и изобретения в России, США, Японии, Корее, Китае, Индии, Евросоюзе и в других странах, в возможности массового тиражирования устройств линии ДО-РА, в целях предупреждения человека об избыточном ионизирующем излучении в режиме здесь и сейчас.

Где используется продукт? Какой рынок сбыта?

Устройства ДО-РА, в зависимости от их модификации, имеют широкое применение и в частности: в быту, на промышленных объектах на атомных станциях и медицинских центрах работающих с радионуклидами, в авиации, космонавтике, в военном деле, при добыче полезных ископаемых и в быту. Наиболее часто с избыточным ионизирующим излучением обыватели сталкиваются в обычных авиаперелётах, где на высотах в 11.5-12.00 км, стандартном коридоре полёта гражданского авиалайнера уровень ионизирующего излучения в 25-30 раз превышает норму. В год авиа перевозками пользуется более 1 млрд. человек. А избыточное ионизирующее излучение, прежде всего, пагубно воздействуют на иммунную систему и отдельные органы человека и животных, вызывая побочные эффекты при различных хронических заболеваниях.
По первичным оценкам маркетологов на различных континентах, рынок сбыта в виде периферийных устройств и модулей ДО-РА до 10 млн. в год. А в случае их интеграции в виде микрочипов DO-RA.micro, от 100 млн. единиц в год.

Планы развития

Мы планируем уже в ближайшее время передать выверенную конструкторскую документацию в формате IPC на заводы Китая и России для оценки возможностей производства и постепенного нарастающего тиражирования в зависимости от спроса и предварительных заказов. Пока же в нашем активе оформленных через наш официальный сайт около 35.000 заказов на устройства ДО-РА в виде индивидуальных и оптовых партий.

Планы на 2016 год выполнить имеющиеся заказы и оформляемые в режиме онлайн через пользовательское приложение DO-RA размешенное на всех значимых интернет площадках, как: App Store, Google Play, WP Market и другие. По нашему ощущению это около 40.000 устройств в различных модификациях и форм факторах. Если говорить в денежном измерении на 2016 г. это около $1 – 1.2 млн.

Ваше мнение о «Сколково», как трансформировалось это мнение с момента подачи заявки в участники до текущего времени?

С 2011 года по настоящее время Технопарк Сколково достиг очень хороших показателей в развития, как в эмиссии интеллектуальной собственности, так и в оборотах стартапов, имеется собственная база для управленцев, выставочные мощности, готовятся офисы и технологические помещения для резидентов-инноваторов. Отработана технология международной экспертизы, оформления и выдачи грантов под проекты, однако, из-за внешней и порой необоснованной критики, система стала бюрократизироваться, по-видимому, защищаясь от внешних нападок. Тем не менее, менеджмент такой же приветливый, квалифицированный и отзывчивый, как и в начале своего пути.

Какой вклад в Ваш успех сделал фонд Сколково? Возможно ли было бы осуществление проекта без фонда?

В моём конкретном случае Фонд внес самый основной вклад в проект — вселил в меня надежду, что это кому-то нужно и конечно оказал значительную финансовую помощь в виде 2-х грантов в совокупности до $1 млн. в ценах до 2014 г., а так же обеспечил льготами при проведении НИР и ОКР.

P.S.: Мое личное отношение к Сколково. Почему я решил писать об успешных компаниях из нашей технологической мекки?

Сколково. Вот о чем Вы сейчас подумали? Какая мысль первой пронеслась у Вас в голове? Что ассоциируется у Вас с этим словом?
Мы часто придерживаемся мнения, которое сформировалось под влиянием средств массовой информации. Я первый раз побывал в Сколково на мероприятии «Робоночь 2015» и с тех пор я поменял свое отношение к этому проекту кардинально. Я думал это закрытый проект для распиливания денег, а оказывается там выпускают достойные продукты. Я думал меня там никто и слушать не станет, а оказывается у Сколково есть лицо, и оно улыбается.

Я мечтаю сделать фитнес-трекер для секретного определенного вида спорта. Сейчас готовим с командой второй прототип. Для полноценного превращения прототипа в успешный коммерческий проект нужны ресурсы, опыт. Даже для выхода на краудфаундинг, как ни странно, нужны немалые деньги.
Мне очень понравился пост

>>>> Тем не менее, тут похоже пока не судьба — в Сколково проект дважды завернули, из-за отсутствия у меня профильного опыта. С одной стороны они безусловно правы, с другой — пришел бы Цукерберг в Сколково, а ему «А сколько социальных сетей вы уже создали?». Вводить в команду фиктивных членов — совершенно нет желания. Так что жизнь как всегда вносит коррективы в радужные планы — видимо сначала придется зарабатывать деньги на проект другими путями, и вернуться к нему через 3-5 лет (если он тогда еще будет кому-то нужен).

Я не хочу ждать 3-5лет, поэтому я оформил заявку на получения статуса резидента Сколково. Формальную проверку прошел легко, сейчас заявка заблокирована для прохождения экспертизы по существу.
Изначально мое отношение к заявке было скорее как к анкете для описания намерений, углубившись в тему, я понял, что это далеко не так. Сейчас я готовлю второй вариант заявки и просматриваю информацию об успешных компаниях из Сколково, заряжаюсь успехом!

«Le vin est tire, il faut le boire!»

Я начал путь, который, надеюсь, поможет мне трансформироваться из колено-прикладного diy’щика в успешного разработчика гаджетов. С радостью буду делиться с Вами всеми этапами разработки устройства и организации производства.
Спасибо за внимание!

ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/274024/