История офисных приложений: Часть I

от автора

Сейчас кажется само собой разумеющимся, что над таблицей или презентацией можно работать одновременно целой командой, находясь при этом в разных точках планеты за совершенно разными устройствами. Но прежде чем прийти к этому, офисные пакеты развивались на протяжении десятилетий — и в процессе разворачивались такие драмы, что впору их экранизировать. МойОфис вспоминает, что именно происходило.

image

С какого момента отсчитывать историю офисного софта? Можно с появления первого текстового редактора для микрокомпьютеров: до этого программное обеспечение для работы с текстом уже существовало, но жизнь обычных офисов это радикально не меняло.

1970 — 1980. Начало

Сегодня сложно поверить, что этот текстовый редактор появился почти случайно. Майкл Шрейер, двадцать лет занимавшийся телерекламой и киносъёмками, купил в 1975-м MITS Altair 8800 и начал программировать в качестве хобби, не рассматривая это как источник заработка. Изначально он не собирался создавать текстовый редактор (более того, даже никогда не слышал о таком понятии) и занимался другим проектом. Но затем ему надоело, что для документации к проекту приходилось использовать печатную машинку: «У меня же компьютер, почему не делать это прямо на нём». Так в 1976-м появился Electric Pencil — и Шрейер оказался поражён спросом на своё «хобби». Впрочем, проект, державшийся на энтузиазме создателя, позже уступил конкурентам попросту из-за того, что энтузиазм ослаб: программировать ему было интересно, а вот возиться с продажей созданного не хотелось. Шрейера можно назвать человеком, добровольно отдавшим лидерскую позицию на растущем рынке офисного софта — впечатляющее отсутствие амбиций покорить мир.

Неудивительно, что лидерство перехватил тот проект, в котором разработка и сбыт оказались разделены. Сеймур Рубинштейн, начинавший как программист, в 1978-м основал компанию MicroPro, нанял программиста Роба Барнаби и поручил ему разработку текстового редактора WordStar, а продажами его не озадачивал. Под его руководством Барнаби в одиночку создал первую версию за четыре месяца, написав 137,000 строк кода — по утверждению Рубинштейна, его знакомые из IBM проделанный объём работы оценили в 42 человеко-года. Барнаби стал одним из самых известных программистов того времени, а WordStar — самым популярным текстовым редактором вплоть до середины 80-х.

image
Wordstar, source: YourDictionary

В 1979-м революцию произвёл другой продукт: VisiCalc, открывший бизнесу электронные таблицы. В течение первого года существования он был доступен только для Apple II — и вполне возможно, что если бы не это обстоятельство, история всей компании Apple и компьютеров в целом оказалась бы совсем другой. Потому что он стал одним из главных killer app в истории: приложением, притягивающим пользователей на свою платформу. На рынке возник спрос на сочетание «VisiCalc и то, на чём его можно запустить», так что в пару к софту за $100 приобретался компьютер за $2000. Сегодня, когда интернет воспринимается как данность, легко забыть, что до его распространения офисные приложения были почти единственным массовым применением компьютера — неудивительно, что они играли такую гигантскую роль при его выборе.

image
VisaCalc, source: Wikimedia

Текстовыми редакторами Apple II настолько не прославился, но без них пользователи тоже не остались. В том же 1979-м Apple издали AppleWriter, написанный программистом-одиночкой Полом Лутусом в хижине, которую он сам построил на вершине холма и к которой протянул 370 метров электрического кабеля (сегодняшним фрилансерам, жалующимся на обилие отвлекающих факторов, есть чему поучиться).

1980 — 1990. Становление

Успех Apple II стал одним из факторов, заставивших IBM в 1981-м представить свой персональный компьютер. В Apple пришли к выводу о техническом несовершенстве IBM PC, не усмотрели в нём угрозы и беззаботно опубликовали рекламу «Welcome, IBM. Seriously.». А зря: по собственному опыту могли осознать, что успех платформы зависит не только от её технических характеристик.

На IBM PC тоже был доступен VisiCalc, а в 1983-м появился ещё и Lotus 1-2-3, включавший в себя таблицы, графики и функциональность базы данных («1-2-3» в названии отсылает к этим трём составляющим, а «Lotus» — к увлечению разработчика Митча Кейпора трансцендентальной медитацией). И тут продажи VisiCalc рухнули: оказалось, что его успех был обусловлен не его совершенством, а попросту отсутствием альтернатив, и люди массово переметнулись к более удобному варианту. Теперь уже Lotus 1-2-3 продавал платформу, и показательна опубликованная тогда идея одного журналиста вместо «PC-совместимый» говорить «1-2-3-совместимый»: потребителей при покупке компьютера волновало именно это.

image
Lotus 1-2-3, source: os2museum

Когда в 1984-м Apple выпустили Macintosh, первое время единственным редактором таблиц для него был Multiplan — от компании Microsoft. Хотя Multiplan был доступен и для других платформ, Билл Гейтс тогда неоднократно заявлял, что продажи на маке идут лучше всего. Когда годом позже на смену Multiplan пришёл Microsoft Excel, первой платформой для него тоже оказался Macintosh. Сегодня такая дружба Apple и Microsoft выглядит непривычно — но стоит помнить, что в те времени Билл Гейтс даже участвовал в рекламе Macintosh, расхваливая его, и в Apple своим главным соперником видели IBM, а не партнёров-разработчиков.

Примерно тогда же произошло ещё одно заметное изменение: популярные офисные приложения стали распространяться пакетами, а не поодиночке. Одним из пакетов стал Lotus Symphony, где к аналогу 1-2-3 были добавлены текстовый редактор и другие сервисы. Другим — AppleWorks: Apple выпустила в 1984-м собственный пакет, но не для нового Macintosh, а для «старичка» Apple II. Третьим — Framework. Наконец, особенно показателен компьютер Commodore Plus/4: само его название отсылает к тому, что он продавался сразу с четырьмя офисными приложениями.

image
WordPerfect, source: Codinghorror

Во второй половине 80-х рынок текстовых редакторов претерпел большие изменения. У WordStar после расцвета дела пошли гораздо хуже (это связывают с тем, что Рубинштейн, находясь в больнице после сердечного приступа, поддался чужому влиянию и необдуманно подписал бумагу, по которой его акции переставали быть голосующими). На место нового царя горы претендовал целый ряд конкурентов, от полюбившегося журналистам XyWrite до Volkswriter (название неспроста перекликается с Volkswagen — этот редактор упирал на простоту и массовость), но в итоге новым лидером стал WordPerfect.

По крайней мере, в США — в СССР тенденции были другими. В части случаев действовали по принципу «возьмём западный редактор и поменяем ему название на русское» («Фотон» был переименованным UltraEdit), но появились и по-настоящему местные разработки: в конце 80-х по стране победоносно шагал русскоязычный текстовый редактор «Лексикон», а в начале 90-х часть пользователей предпочла ему «Слово и Дело». Lotus 1-2-3, как и WordPerfect, на советской территории тоже не стал лидером своей категории, уступив в популярности другому западному продукту SuperCalc.

image
Лексикон, source: Wikimedia

Наконец, в 1989-м Microsoft объединил свои наработки Word, Excel и PowerPoint в пакет Office — и даже тут поначалу выпустил версию для Mac, хотя Windows к тому моменту уже несколько лет как существовала. Впрочем, особой популярностью она тогда ещё не пользовалась, так что решение объяснимое. А вот в 1990-м, когда была выпущена первая массовая востребованная версия Windows (3.0, за первые полгода разошедшаяся двухмиллионным тиражом), появилась и соответствующая версия Office.

1990+… Монополия

Конкуренты далеко не сразу осознали, явлением какого масштаба постепенно становилась операционная система от Microsoft, и одни из них долго не выпускали Windows-версии своих продуктов, а другие не уделяли этим версиям большого внимания. Кроме того, у них происходили свои драмы: у XyWrite неожиданно развалилось масштабное сотрудничество с IBM, а пакет, в который вошел WordPerfect, стал активно менять владельцев (в 1994-м Borland продал его Novell, а уже в 1996-м Novell с убытками перепродал Corel). Microsoft Office же тем временем становился только краше: если поначалу его название было маркетинговым обозначением для продажи вместе трёх приложений, то затем составляющие всё более унифицировались, постепенно становясь единым продуктом, каким мы привыкли видеть офисные пакеты сегодня.

Неудивительно, что Office удалось стать однозначным лидером на родной для него платформе. Сама платформа тем временем оставила остальные далеко позади, так что к рубежу веков Microsoft Office подошёл неоспоримым мировым лидером — казалось, что потеснить его в принципе никому не под силу. Чем можно переманивать людей, если им уже предложили всё, что требуется? Кто игрок, который способен соперничать с таким гигантом — не Apple же, про которую к этому моменту все ждали «когда она обанкротится»?

XXI век показал, что неудовлетворённые потребности остались и соперничать есть кому — но об этом в следующем тексте. А пока что, если вы сами застали описываемые времена и вам есть чем дополнить наш рассказ, смело делайте это в комментариях!

ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/274404/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *