JavaScript сильно изменился за последние годы. Вот 12 новых возможностей, которые можно начать использовать уже сегодня!
История
Новые добавления в язык называются ECMAScript 6. Или ES6 или ES2015+.
С момента появления в 1995, JavaScript развивался медленно. Новые возможности добавлялись каждые несколько лет. ECMAScript появился в 1997, его целью было направить развитие JavaScript в нужное русло. Выходили новые версии – ES3, ES5, ES6 и так далее.
Как видите, между версиями ES3, ES5 и ES6 есть пропуски длиной в 10 и 6 лет. Новая модель – делать маленькие изменения каждый год. Вместо того, чтобы накопить огромное количество изменений и выпустить их все за раз, как это было с ES6.
Browsers Support
Все современные браузеры и среды исполнения уже поддерживают ES6!
Chrome, MS Edge, Firefox, Safari, Node и многие другие системы имеют встроенную поддержку большинства возможностей JavaScript ES6. Так что, все из этого пособия можно использовать прямо сейчас.
Поехали!
Главные возможности ES6
Все сниппеты можно вставлять в консоль браузера и запускать.
Block scope variables
В ES6 мы перешли от var
к let
/const
.
Что не так с var
?
Проблема var
в том, что переменная "протекает" в другие блоки кода, такие как циклы for
или блоки условий if
:
ES5 var x = 'outer'; function test(inner) { if (inner) { var x = 'inner'; // scope whole function return x; } return x; // gets redefined on line 4 } test(false); // undefined test(true); // inner
В строке test(false)
можно ожидать возврат outer
, но нет, мы получаем undefined
. Почему?
Потому что даже не смотря на то, что блок if
не выполняется, на 4й строке происходит переопределение var x
как undefined
.
ES6 спешит на помощь:
ES6 let x = 'outer'; function test(inner) { if (inner) { let x = 'inner'; return x; } return x; // gets result from line 1 as expected } test(false); // outer test(true); // inner
Изменив var
на let
мы откорректировали поведение. Если блок if
не вызывается, то переменная x
не переопределяется.
IIFE (immediately invoked function expression)
Давайте сначала рассмотрим пример:
ES5 { var private = 1; } console.log(private); // 1
Как видите, private
протекает наружу. Нужно использовать IIFE (immediately-invoked function expression):
ES5 (function(){ var private2 = 1; })(); console.log(private2); // Uncaught ReferenceError
Если взглянуть на jQuery/lodash или любые другие проекты с открытым исходным кодом, то можно заметить, что там IIFE используется для содержания глобальной среды в чистоте. А глобальные штуки определяются со специальными символами вроде _
, $
или jQuery
.
В ES6 не нужно использовать IIFE, достаточно использовать блоки и let
:
ES6 { let private3 = 1; } console.log(private3); // Uncaught ReferenceError
Const
Можно также использовать const
если переменная не должна изменяться.
Итог:
- забудьте
var
, используйтеlet
иconst
. - Используйте
const
для всех референсов; не используйтеvar
. - Если референсы нужно переопределять, используйте
let
вместоconst
.
Template Literals
Не нужно больше делать вложенную конкатенацию, можно использовать шаблоны. Посмотрите:
ES5 var first = 'Adrian'; var last = 'Mejia'; console.log('Your name is ' + first + ' ' + last + '.');
С помощью бэктика () и интерполяции строк
${}` можно сделать так:
ES6 const first = 'Adrian'; const last = 'Mejia'; console.log(`Your name is ${first} ${last}.`);
Multi-line strings
Не нужно больше конкатенировать строки с + \n
:
ES5 var template = '<li *ngFor="let todo of todos" [ngClass]="{completed: todo.isDone}" >\n' + ' <div class="view">\n' + ' <input class="toggle" type="checkbox" [checked]="todo.isDone">\n' + ' <label></label>\n' + ' <button class="destroy"></button>\n' + ' </div>\n' + ' <input class="edit" value="">\n' + '</li>'; console.log(template);
В ES6 можно снова использовать бэктики:
ES6 const template = `<li *ngFor="let todo of todos" [ngClass]="{completed: todo.isDone}" > <div class="view"> <input class="toggle" type="checkbox" [checked]="todo.isDone"> <label></label> <button class="destroy"></button> </div> <input class="edit" value=""> </li>`; console.log(template);
Оба блока кода генерируют одинаковый результат
Destructuring Assignment
ES6 desctructing – полезная и лаконичная штука. Посмотрите на примеры:
Получение элемента из массива
ES5 var array = [1, 2, 3, 4]; var first = array[0]; var third = array[2]; console.log(first, third); // 1 3
То же самое:
ES6 const array = [1, 2, 3, 4]; const [first, ,third] = array; console.log(first, third); // 1 3
Обмен значениями
ES5 var a = 1; var b = 2; var tmp = a; a = b; b = tmp; console.log(a, b); // 2 1
То же самое:
ES6 let a = 1; let b = 2; [a, b] = [b, a]; console.log(a, b); // 2 1
Деструктуризация нескольких возвращаемых значений
ES5 function margin() { var left=1, right=2, top=3, bottom=4; return { left: left, right: right, top: top, bottom: bottom }; } var data = margin(); var left = data.left; var bottom = data.bottom; console.log(left, bottom); // 1 4
В строке 3 можно вернуть в виде массива:
return [left, right, top, bottom];
но вызывающему коду придется знать о порядке данных.
var left = data[0]; var bottom = data[3];
С ES6 вызывающий выбирает только нужные данные (строка 6):
ES6 function margin() { const left=1, right=2, top=3, bottom=4; return { left, right, top, bottom }; } const { left, bottom } = margin(); console.log(left, bottom); // 1 4
Заметка: В строке 3 содержатся другие возможности ES6. Можно сократить { left: left }
до { left }
. Смотрите, насколько это лаконичнее по сравнению с версией ES5. Круто же?
Деструктуризация и сопоставление параметров
ES5 var user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'}; function getFullName(user) { var firstName = user.firstName; var lastName = user.lastName; return firstName + ' ' + lastName; } console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia
То же самое (но короче):
ES6 const user = {firstName: 'Adrian', lastName: 'Mejia'}; function getFullName({ firstName, lastName }) { return `${firstName} ${lastName}`; } console.log(getFullName(user)); // Adrian Mejia
Глубокое сопоставление
ES5 function settings() { return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} }; } var tmp = settings(); var displayColor = tmp.display.color; var keyboardLayout = tmp.keyboard.layout; console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty
То же самое (но короче):
ES6 function settings() { return { display: { color: 'red' }, keyboard: { layout: 'querty'} }; } const { display: { color: displayColor }, keyboard: { layout: keyboardLayout }} = settings(); console.log(displayColor, keyboardLayout); // red querty
Это также называют деструктуризацией объекта (object destructing).
Как видите, деструктуризация может быть очень полезной и может подталкивать к улучшению стиля кодирования.
Советы:
- Используйте деструктуризацию для получения элементов из массива и для обмена значениями. Не нужно делать временные референсы – сэкономите время.
- Не используйте деструктуризацию массива для нескольких возвращаемых значений, вместо этого используйте деструктуризацию объекта.
Классы и объекты
В ECMAScript 6 мы перешли от “функций-конструкторов” к “классам” .
Каждый объект в JavaScript имеет прототип, который является другим объектом. Все объекты в JavaScript наследуют методы и свойства от своего прототипа.
В ES5 объектно-ориентированное программирование достигалось с помощью функций-конструкторов. Они создавали объекты следующим образом:
ES5 var Animal = (function () { function MyConstructor(name) { this.name = name; } MyConstructor.prototype.speak = function speak() { console.log(this.name + ' makes a noise.'); }; return MyConstructor; })(); var animal = new Animal('animal'); animal.speak(); // animal makes a noise.
В ES6 есть новый синтаксический сахар. Можно сделать то же самое с меньшим кодом и с использованием ключевых слов class
и construсtor
. Также заметьте, как четко определяются методы: construсtor.prototype.speak = function ()
vs speak()
:
ES6 class Animal { constructor(name) { this.name = name; } speak() { console.log(this.name + ' makes a noise.'); } } const animal = new Animal('animal'); animal.speak(); // animal makes a noise.
Оба стиля (ES5/6) дают одинаковый результат.
Советы:
- Всегда используйте синтаксис
class
и не изменяйтеprototype
напрямую. Код будет лаконичнее и его будет легче понять. - Избегайте создания пустого конструктора. У классов есть конструктор по умолчанию если не задать собственный.
Наследование
Давайте продолжим предыдущий пример с классом Animal
. Допустим, нам нужен новый класс Lion
.
В ES5 придется немного поработать с прототипным наследованием.
ES5 var Lion = (function () { function MyConstructor(name){ Animal.call(this, name); } // prototypal inheritance MyConstructor.prototype = Object.create(Animal.prototype); MyConstructor.prototype.constructor = Animal; MyConstructor.prototype.speak = function speak() { Animal.prototype.speak.call(this); console.log(this.name + ' roars '); }; return MyConstructor; })(); var lion = new Lion('Simba'); lion.speak(); // Simba makes a noise. // Simba roars.
Не будем вдаваться в детали, но заметьте несколько деталей:
- Строка 3, напрямую вызываем конструктор
Animal
с параметрами. - Строки 7-8, назначаем прототип
Lion
прототипом классаAnimal
. - Строка 11, вызываем метод
speak
из родительского классаAnimal
.
В ES6 есть новые ключевые слова extends
и super
.
ES6 class Lion extends Animal { speak() { super.speak(); console.log(this.name + ' roars '); } } const lion = new Lion('Simba'); lion.speak(); // Simba makes a noise. // Simba roars.
Посмотрите, насколько лучше выглядит код на ES6 по сравнению с ES5. И они делают одно и то же! Win!
Совет:
- Используйте встроенный способ наследования –
extends
.
Нативные промисы
Переходим от callback hell к промисам (promises)
ES5 function printAfterTimeout(string, timeout, done){ setTimeout(function(){ done(string); }, timeout); } printAfterTimeout('Hello ', 2e3, function(result){ console.log(result); // nested callback printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3, function(result){ console.log(result); }); });
Одна функция принимает callback чтобы запустить его после завершения. Нам нужно запустить ее дважды, одну за другой. Поэтому приходится вызывать printAfterTimeout
во второй раз в коллбеке.
Все становится совсем плохо когда нужно добавить третий или четвертый коллбек. Давайте посмотрим, что можно сделать с промисами:
ES6 function printAfterTimeout(string, timeout){ return new Promise((resolve, reject) => { setTimeout(function(){ resolve(string); }, timeout); }); } printAfterTimeout('Hello ', 2e3).then((result) => { console.log(result); return printAfterTimeout(result + 'Reader', 2e3); }).then((result) => { console.log(result); });
С помощью then
можно обойтись без вложенных функций.
Стрелочные функции
В ES5 обычные определения функций не исчезли, но был добавлен новый формат – стрелочные функции.
В ES5 есть проблемы с this
:
ES5 var _this = this; // need to hold a reference $('.btn').click(function(event){ _this.sendData(); // reference outer this }); $('.input').on('change',function(event){ this.sendData(); // reference outer this }.bind(this)); // bind to outer this
Нужно использовать временный this
чтобы ссылаться на него внутри функции или использовать bind
. В ES6 можно просто использовать стрелочную функцию!
ES6 // this will reference the outer one $('.btn').click((event) => this.sendData()); // implicit returns const ids = [291, 288, 984]; const messages = ids.map(value => `ID is ${value}`);
For…of
От for
переходим к forEach
а потом к for...of
:
ES5 // for var array = ['a', 'b', 'c', 'd']; for (var i = 0; i < array.length; i++) { var element = array[i]; console.log(element); } // forEach array.forEach(function (element) { console.log(element); });
ES6 for…of позволяет использовать итераторы
ES6 // for ...of const array = ['a', 'b', 'c', 'd']; for (const element of array) { console.log(element); }
Параметры по умолчанию
От проверки параметров переходим к параметрам по умолчанию. Вы делали что-нибудь такое раньше?
ES5 function point(x, y, isFlag){ x = x || 0; y = y || -1; isFlag = isFlag || true; console.log(x,y, isFlag); } point(0, 0) // 0 -1 true point(0, 0, false) // 0 -1 true point(1) // 1 -1 true point() // 0 -1 true
Скорее всего да. Это распространенный паттерн проверки наличия значения переменной. Но тут есть некоторые проблемы:
- Строка 8, передаем
0, 0
получаем0, -1
- Строка 9, передаем
false
, но получаемtrue
.
Если параметр по умолчанию это булева переменная или если задать значение 0, то ничего не получится. Почему? Расскажу после этого примера с ES6 😉
В ES6 все получается лучше с меньшим количеством кода:
ES6 function point(x = 0, y = -1, isFlag = true){ console.log(x,y, isFlag); } point(0, 0) // 0 0 true point(0, 0, false) // 0 0 false point(1) // 1 -1 true point() // 0 -1 true
Получаем ожидаемый результат. Пример в ES5 не работал. Нужно проверять на undefined
так как false
, null
, undefined
и 0
– это все falsy-значения. С числами можно так:
ES5 function point(x, y, isFlag){ x = x || 0; y = typeof(y) === 'undefined' ? -1 : y; isFlag = typeof(isFlag) === 'undefined' ? true : isFlag; console.log(x,y, isFlag); } point(0, 0) // 0 0 true point(0, 0, false) // 0 0 false point(1) // 1 -1 true point() // 0 -1 true
С проверкой на undefined
все работает как нужно.
Rest-параметры
От аргументов к rest-параметрам и операции spread.
В ES5 работать с переменным количеством аргументов неудобно.
ES5 function printf(format) { var params = [].slice.call(arguments, 1); console.log('params: ', params); console.log('format: ', format); } printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);
С rest ...
все намного проще.
ES6 function printf(format, ...params) { console.log('params: ', params); console.log('format: ', format); } printf('%s %d %.2f', 'adrian', 321, Math.PI);
Операция Spread
Переходим от apply()
к spread. Опять же, ...
спешит на помощь:
Помните: мы используем
apply()
чтобы превратить массив в список аргументов. например,Math.max()
принимает список параметров, но если у нас есть массив, то можно использоватьapply
.
ES5 Math.max.apply(Math, [2,100,1,6,43]) // 100
В ES6 используем spread:
ES6 Math.max(...[2,100,1,6,43]) // 100
Мы также перешли от concat
к spread’у:
ES5 var array1 = [2,100,1,6,43]; var array2 = ['a', 'b', 'c', 'd']; var array3 = [false, true, null, undefined]; console.log(array1.concat(array2, array3));
В ES6:
ES6 const array1 = [2,100,1,6,43]; const array2 = ['a', 'b', 'c', 'd']; const array3 = [false, true, null, undefined]; console.log([...array1, ...array2, ...array3]);
Заключение
JavaScript сильно изменился. Эта статья покрывает только базовые возможности, о которых должен знать каждый разработчик.
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/313526/
Добавить комментарий