MassTransit это open source библиотека, разработанная на языке C# для .NET платформы, упрощающая работу с шиной данных, которая используется при построении распределенных приложений и реализации SOA (service oriented architecture).
В качестве message broker могут выступать RabbitMq, Azure Service Bus или In-Memory менеджер (в случае с In-Memory область видимости ограничивается процессом, в котором проинициализирован экземпляр).
Содержание:
- Команды и события
- Контракты сообщений
- Роутинг
- Консьюмеры (Consumer)
- Конфигурация контейнера DI
- Наблюдатели (Observer)
- Новое в MassTransit 3.0
- Заключение
- Опрос: А какую .NET библиотеку используете вы?
Команды и события
В библиотеке заложено 2 основных типа сообщений: команды и события.
Команды
Сигнализируют о необходимости выполнить некое действие. Для наиболее содержательного наименования команды желательно использовать структуру глагол + существительное: EstimateConnection, SendSms, NotifyCustomerOrderProcessed.
Работа с командами осуществляется с помощью метода Send (интерфейса ISendEndpoint) и указания получателя endpoint (очереди):
private static async Task SendSmsCommand(IBus busControl) { var command = new SendSmsCommand { CommandId = Guid.NewGuid(), PhoneNumber = "89031112233", Message = "Thank you for your reply" }; var endpoint = await busControl.GetSendEndpoint(AppSettings.CommandEndpoint); await endpoint.Send(command); }
События
Сигнализируют о случившемся событии, которое может быть интересно некоему набору подписчиков (паттерн Observer), которые на эти события реагируют, например: ConnectionEstimated, CallTerminated, SmsSent, CustomerNotified.
Работа с событиями осуществляется с помощью метода Publish (интерфейса IPublishEndpoint).
В терминологии заложено и основное различие этих типов сообщений — команда доставляется единственному исполнителю (дабы избежать дублирования выполнения):
Изображение из статьи MassTransit Send vs. Publish
В то время как событие ориентировано на оповещение n-подписчиков, каждый из которых реагирует на случившееся событие по-своему.
Изображение из статьи MassTransit Send vs. Publish
Иными словами, при запущенных n-консьюмеров (от англ. consumer — потребитель, обработчик), обрабатывающих команду, после её публикации только один из них получит сообщение о ней, в то время как сообщение о событии получит каждый.
Контракты сообщений
Согласно документации MassTransit, при объявлении контрактов сообщений рекомендуется прибегать к интерфейсам:
public interface ISendSms { Guid CommandId { get; } string PhoneNumber { get; } string Message { get; } }
Как упоминалось ранее, отправка команд должна осуществляться исключительно с помощью метода Send (интерфейса IBus) и указания адресата (endpoint).
public interface ISmsSent { Guid EventId { get; } DateTime SentAtUtc { get; } }
События отправляются с помощью метода Publish.
Роутинг
Как распределение сообщений по exchange, так и выбор консьюмеров (о них в этой статье будет рассказано чуть позже) для обработки базируются на runtime типах этих сообщений,- в наименовании используются namespace и имя типа, в случае с generic имя родительского типа и перечень аргументов.
Exchange
При конфигурации receive endpoint‘a (подключении ранее зарегистрированных консьюмеров) в случае использования в качестве канала доставки сообщений RabbitMq на основании указанных к обработке консьюмерами типов сообщений формируются наименования требуемых exchange, в которые затем эти самые сообщения и будут помещаться.
Аналогичные действия на этапе конфигурации send endpoint‘a выполняются и для команд, для отправки которых также требуются собственные exchange.
На изображении можно увидеть созданные в рамках моего сценария exchange:
В том случае, если конфигурируя receive endpoint мы указываем наименование очереди:
cfg.ReceiveEndpoint(host, "play_with_masstransit_queue", e => e.LoadFrom(container));
то в привязках exchange сообщений можно будет увидеть следующую картину:
Итоговый путь сообщения, тип которого имплементирует ISmsEvent, будет иметь следующий вид:
Если же конфигурация осуществляется без указания очереди:
cfg.ReceiveEndpoint(host, e=> e.LoadFrom(container));
То имена для последнего exchange и очереди формируются автоматически, а по завершению работы они будут удалены:
Формат сообщения
Говоря о формате сообщения, хотелось бы подробнее остановиться на наименовании (или messageType). За его формирование (заголовков urn:message:) ответственна функция GetUrnForType(Type type). Для примера я добавил для команды ISendSms наследование от ICommand и generic тип:
public interface ICommand<T> { } public interface ISendSms<T> : ICommand<T> { Guid CommandId { get; } string PhoneNumber { get; } string Message { get; } } class SendSmsCommand : ISendSms<string> { public Guid CommandId { get; set; } public string PhoneNumber { get; set; } public string Message { get; set; } }
Сформированное сообщение в таком случае будет содержать следующее значение в поле messageType (на основании которого после получения сообщения затем и выбирается ответственный за обработку консьюмер):
"messageType": [ "urn:message:PlayWithMassTransit30.Extension:SendSmsCommand", "urn:message:PlayWithMassTransit30.Contract.Command:ISendSms[[System:String]]", "urn:message:PlayWithMassTransit30.Contract.Command:ICommand[[System:String]]" ]
Кроме messageType сообщение содержит информацию о host, которым оно было отправлено:
"host": { "machineName": "DESKTOP-SI9OHUR", "processName": "PlayWithMassTransit30.vshost", "processId": 1092, "assembly": "PlayWithMassTransit30", "assemblyVersion": "1.0.0.0", "frameworkVersion": "4.0.30319.42000", "massTransitVersion": "3.4.1.808", "operatingSystemVersion": "Microsoft Windows NT 6.2.9200.0" }
Значимую часть payload:
"message": { "commandId": "7388f663-82dc-403a-8bf9-8952f2ff262e", "phoneNumber": "89031112233", "message": "Thank you for your reply" }
и иные служебные поля и заголовки.
Консьюмеры (Consumer)
Консьюмер — это класс, который обрабатывает один или несколько типов сообщений, указываемых при объявлении в наследовании интерфейса IConsumer, где T это тип обрабатываемого данным консьюмером сообщения.
Пример консьюмера, обрабатывающего команду ISendSms и публикующего событие ISmsSent:
public class SendSmsConsumer : IConsumer<ISendSms<string>> { public SendSmsConsumer(IBusControl busControl) { _busControl = busControl; } public async Task Consume(ConsumeContext<ISendSms<string>> context) { var message = context.Message; Console.WriteLine($"[IConsumer<ISendSms>] Send sms command consumed"); Console.WriteLine($"[IConsumer<ISendSms>] CommandId: {message.CommandId}"); Console.WriteLine($"[IConsumer<ISendSms>] Phone number: {message.PhoneNumber}"); Console.WriteLine($"[IConsumer<ISendSms>] Message: {message.Message}"); Console.Write(Environment.NewLine); Console.WriteLine("Публикация события: Смс сообщение отправлено"); await _busControl.SmsSent(DateTime.UtcNow); } private readonly IBus _busControl; }
После того, как мы получили команду на отправку смс сообщения и выполнили требуемые действия, мы формируем и отправляем событие о том, что смс доставлено.
Код отправки сообщений я вынес в отдельный Extension класс над IBusControl, там же находится и имплементация самих сообщений:
public static class BusExtensions { /// <summary> /// Отправка смс сообщения /// </summary> /// <param name="bus"></param> /// <param name="host"></param> /// <param name="phoneNumber"></param> /// <param name="message"></param> /// <returns></returns> public static async Task SendSms( this IBus bus, Uri host, string phoneNumber, string message ) { var command = new SendSmsCommand { CommandId = Guid.NewGuid(), PhoneNumber = phoneNumber, Message = message }; await bus.SendCommand(host, command); } /// <summary> /// Публикация события об отправке смс сообщения /// </summary> /// <param name="bus"></param> /// <param name="sentAtUtc"></param> /// <returns></returns> public static async Task SmsSent( this IBus bus, DateTime sentAtUtc ) { var @event = new SmsSentEvent { EventId = Guid.NewGuid(), SentAtUtc = sentAtUtc }; await bus.PublishEvent(@event); } /// <summary> /// Отправка команды /// </summary> /// <typeparam name="T"></typeparam> /// <param name="bus"></param> /// <param name="address"></param> /// <param name="command"></param> /// <returns></returns> private static async Task SendCommand<T>(this IBus bus, Uri address, T command) where T : class { var endpoint = await bus.GetSendEndpoint(address); await endpoint.Send(command); } /// <summary> /// Публикация события /// </summary> /// <typeparam name="T"></typeparam> /// <param name="bus"></param> /// <param name="message"></param> /// <returns></returns> private static async Task PublishEvent<T>(this IBus bus, T message) where T : class { await bus.Publish(message); } } class SendSmsCommand : ISendSms<string> { public Guid CommandId { get; set; } public string PhoneNumber { get; set; } public string Message { get; set; } } class SmsSentEvent : ISmsSent { public Guid EventId { get; set; } public DateTime SentAtUtc { get; set; } }
На мой взгляд, данное решение вполне удачно позволяет отделить код бизнес-логики от деталей реализации межсистемного (компонентного) взаимодействия и инкапсулировать их в одном месте.
Конфигурация контейнера DI
На данный момент MassTransit предоставляет возможность использовать следующие популярные контейнеры:
- Autofac;
- Ninject;
- StructureMap;
- Unity;
- Castle Windsor.
В случае с UnityContainer потребуется установить nuget package MassTransit.Unity, после чего станет доступен метод расширения LoadFrom:
public static class UnityExtensions { public static void LoadFrom(this IReceiveEndpointConfigurator configurator, IUnityContainer container); }
Пример использования выглядит следующим образом:
public static IBusControl GetConfiguredFactory(IUnityContainer container) { if (container == null) { throw new ArgumentNullException(nameof(container)); } var control = Bus.Factory.CreateUsingRabbitMq(cfg => { var host = cfg.Host(AppSettings.Host, h => { }); // cfg.ReceiveEndpoint(host, e => e.LoadFrom(container)); cfg.ReceiveEndpoint(host, "play_with_masstransit_queue", e => e.LoadFrom(container)); }); control.ConnectConsumeObserver(new ConsumeObserver()); control.ConnectReceiveObserver(new ReceiveObserver()); control.ConnectConsumeMessageObserver(new ConsumeObserverSendSmsCommand()); control.ConnectSendObserver(new SendObserver()); control.ConnectPublishObserver(new PublishObserver()); return control; }
В качестве срока жизни консьюмеров в контейнере документация предлагает использовать ContainerControlledLifetimeManager().
Наблюдатели (Observer)
Для мониторинга процесса обработки сообщений доступно подключение наблюдателей (Observer). Для этого MassTransit предоставляет следующий набор интерфейсов для обработчиков:
- IReceiveObserver- срабатывает сразу же после получения сообщения и создания RecieveContext;
- IConsumeObserver — срабатывает после создания ConsumeContext;
- IConsumeMessageObserver<T> — для наблюдения за сообщениями типа T, в методах которого будет доступно строго-типизированное содержимое сообщения;
- ISendObserver — для наблюдения за отправляемыми командами;
- IPublishObserver — для наблюдения за отправляемыми событиями.
Для каждого из них интерфейс IBusControl предоставляет собственный метод подключения, выполнение которого должно быть осуществлено непосредственно перед IBusControl.Start().
В качестве примера далее представлена реализация ConsumeObserver:
public class ConsumeObserver : IConsumeObserver { public Task PreConsume<T>(ConsumeContext<T> context) where T : class { Console.WriteLine($"[ConsumeObserver] PreConsume {context.MessageId}"); return Task.CompletedTask; } public Task PostConsume<T>(ConsumeContext<T> context) where T : class { Console.WriteLine($"[ConsumeObserver] PostConsume {context.MessageId}"); return Task.CompletedTask; } public Task ConsumeFault<T>(ConsumeContext<T> context, Exception exception) where T : class { Console.WriteLine($"[ConsumeObserver] ConsumeFault {context.MessageId}"); return Task.CompletedTask; } }
Я не буду приводить код каждого из консьюмеров, т.к. по принципу работы и структуре они схожи. Имплементацию каждого из них можно посмотреть в документации или в исходниках на Github.
Итоговый pipeline получения команды на отправку смс сообщения, её обработки и публикации события о её успешном выполнении выглядит следующим образом:
Новое в MassTransit 3.0
С изменениями, которые коснулись новой версии библиотеки, вы можете ознакомиться в 2-х обзорных статьях автора библиотеки Chris Patterson’а на страницах его блога: MassTransit 3 API Changes и MassTransit v3 Update.
Заключение
Здесь должно было быть сравнение наиболее популярных библиотек для работы с очередями сообщений, однако, я решил оставить это для отдельной статьи.
Надеюсь, мне удалось провести для вас поверхностное знакомство с библиотекой MassTransit, за гранью которого ещё остаются такие интересные вещи, как транзакционность, персистентность (интеграция с NHibernate, MondoDb, EntityFramework), планировщик отправки сообщений (интеграция с Quartz), state machine (Automatonymous и Saga), логирование (Log4Net, NLog), многопоточность и многое другое.
Исходные коды примеров доступны на Github.
Используемые материалы:
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/314080/
Добавить комментарий