«Хардкор» и его технологии

от автора

Главного героя реанимируют в помещениях научно-фантастической лаборатории. На экране дорогая аниматроника создаёт иллюзию того, что человека собирают по частям. Персонаж не помнит ничего, но приводящая его в чувство красотка представляется женой. За этим следуют её похищение, демонстрация отрицательных персонажей, постановка цели и череда кровавых сцен с большой долей насилия.

В принципе, подобное вполне могло быть боевиком конца восьмидесятых за авторством Пола Верховена. Киборги были в «Робокопе», потерянные воспоминания — в «Вспомнить всё». Разница с «Хардкором» лишь в том, что всё происходит с точки зрения главного героя. Все прыжки, удары и перестрелки выглядят на экране так, будто зритель смотрит глазами главного героя и действует его руками.

Кинематографическая камера — дорогой и хрупкий аппарат. Обычную на голову человека закрепить невозможно, а в фильме видны грудь, ноги и руки персонажа. Решение проблемы очевидно людям, знакомым с рынком экшн-камер.



История этого формата камер начинается где-то в шестидесятых. В те далёкие годы телевидение уже существовало и активно развивалось. Передача Ripcord рассказывала о, на тот момент, новом виде экстремального спорта — скайдайвинге. При съёмке с рук получалась ненужная тряска, к тому же камера мешалась. Чтобы снимать процесс затяжного прыжка, один из участников телепередачи — Роберт Синклер, закрепил на шлеме 35-мм камеру. Логичное решение: при прыжках голова оставалась наиболее стабильной частью тела. Вероятно, Синклера можно считать первым, кто создал формат экшн-камеры.


Синклер с одной из своих камер.

Пилот «Формулы-1» Джеки Стюарт пробовал крепить на шлеме фото- и видеокамеры. На фотографии ниже он запечатлён со специальным ригом, который состоит собственно из камеры и батареи.

Следующие несколько десятков лет экшн-камеры продолжали выглядеть подобным образом: дорогие, чаще всего уникальные решения, тяжёлые, редкие. Хуже всего было то, что они были аналоговыми — киноленту в прямой эфир с такой камеры не пустить. В 1986 году экшн-камера Canon Ci-10 с радиопередачей сигнала впервые была использована для трансляции на телевидении в прямом эфире. В 1991 году впервые появилась возможность транслировать командные виде спорта с точки зрения игрока. Шлем стоил 200 тысяч долларов и содержал внутри себя всё: антенну, камеру и батарею.

В девяностых технологии цифровых фотокамер развивались, а в нулевых они заменяли плёнку даже в дешёвых потребительских устройствах. Примерно в середине двухтысячных появляется компания GoPro. У неё ещё не любой может быть героем: доступны какие-то прототипы и формат наручной камеры.


Основатель и глава GoPro Ник Вудман, фото с одним из ранних прототипов, которым предполагалось снимать при сёрфинге.

Первая GoPro была плёночной. Она могла делать фотографии на 35-мм плёнку, была заключена в водонепроницаемый корпус и крепилась на запястье. Продажи начались в 2005 году. Цифровая GoPro Hero Digital могла записывать 10 секунд видео разрешением 320×240 частотой 10 кадров в секунду без звука на 32 мегабайта встроенной памяти, слота карт памяти не было.

Маска

Но вернёмся к фильму. В 2007 году к трейсеру Сергею Валяеву впервые приходит идея снимать от первого лица. Год спустя он собрал примитивную систему для этого. На кепку он закрепил камеру видеонаблюдения, а провода закинул в рюкзак. Конвертер сигнала Archos преобразовывал аналоговый сигнал в цифровую картинку с низким качеством в 480 строчек чересстрочной развёртки. Позднее были мотоциклетные шлемы и другие эксперименты, но уже тогда было понимание того, что камеру нужно крепить не на лоб, а в области рта. От челюсти получается захватить грудь, руки и ноги, а от лба в кадре присутствует слишком мало туловища.

Чуть позже Илья Найшуллер, фронтмен музыкальной группы Biting Elbows, одолжил Валяеву свою GoPro. Посмотрев отснятый паркурщиком материал, Найшуллер предложил снять клип для его группы.

Для съёмок приобрели страйкбольную маску Хищника, вырезали ненужные элементы, сделали прорези для лица и закрепили камеру у рта. Так в 2011 году получился клип для песни The Stampede.

В 2013 году выходит второй клип-продолжение Bad Motherfucker. Видео похоже, но уровень работы другой: присутствуют профессионально выполненные каскадёрами трюки и пиротехнические эффекты, заметно насилие. Хотя уровень производства был уже повыше, съёмка велась на ту же маску без какой-либо стабилизации.

Найшуллером заинтересовался Тимур Бекмамбетов, который отписал в Facebook режиссёра клипа уже на следующий день после выхода Bad Motherfucker. Бекмамбетов предложил создать полнометражный фильм и выразил желание участвовать в его создании в качестве продюсера. Не сразу, но Найшуллер согласился: он опасался, что ему не удастся поддерживать ритм пятиминутного видеоролика на протяжении 90 минут фильма. Пока кто-то сомневался и искал идеи для будущей картины, Валяев потихоньку создавал профессиональное крепление для GoPro, чтобы снимать подобные видеоролики. Как оказалось, подобного обвеса в мире просто не было.

Начальные стадии работы над «Хардкором» — во многом экспериментальные. Коснулось это и маски. Потребовалось несколько итераций, чтобы прийти к её финальному виду. От изначальной маски избавились, поскольку в ней оператор сильно потел, а места для дополнительного оборудования не было. В фильме используется 4—5 видов масок.

Была нужна стабилизация, чтобы избежать постоянной тряски. Держать камеру во рту постоянно невозможно — не получится общаться с членами съёмочной группы, постоянно будет литься слюна. Мотоциклетный шлем — хороший выход, но он не подходит для съёмок и имеет низкий угол обзора. А ещё маска должна была подходить под широкий набор параметров голов операторов.

На маске иногда появлялось две камеры — не ради эффекта 3D, а для съёмки в разных параметрах или для отсылки картинки режиссёру по Wi-Fi. Соответственно, на ней находятся машрутизатор Wi-Fi, микрофон и питание. В итоговом варианте есть магнитная стабилизация, которая не убирала все вибрации, как это сделала бы система уровня Steadicam, а сглаживала их. Коммерческий вариант маски пытаются продавать под именем Adventure Mask.

В фильме есть злодей, романтический партнёр и персонаж, которого можно назвать союзником. Роль последнего — это почти единственный актёр в фильме. Опасаясь отказа, Найшуллер пригласил на эту роль Шарлто Копли, однако актёр согласился.

Можно перечислять личностные качества актёра или причины выбора именно Копли. Но есть несколько технических деталей. Шарлто доводилось работать в технически сложных картинах: в «Районе №9» он уже сталкивался с необходимостью играть против сцены, на которую попозже добавят компьютерной графики.


Эта проблема раскрылась в полной мере при работе с актёром, на котором надета маска с двумя камерами. Одна из камер выделена, в неё нужно смотреть. Но инстинктивно глаза актёра сбивают с толку. На второй день съёмок на голове Валяева появились непрозрачные очки, чтобы скрыть реальные глаза.

Графика

Нет ни одного случая, когда рендерят что-то невозможное, а затем всего лишь добавляют руки главного персонажа. Почти всё происходящее на экране относительно реально и снято на GoPro Hero 3. Впрочем, мало просто закрепить камеру на каскадёров. Потребовалось много графических улучшений и работа нескольких студий для того, чтобы картина приобрела свой законченный вид. И процесс заключался далеко не только в удалении тросов страховки.

В дополнение к бесчисленным удалениям ненужных теней около головы протагониста какие-то сцены всё же требовали значительного вмешательства компьютерной графики. Это падение с аэростата на спасательной капсуле, которое снять как-либо иначе невозможно — жизнью актрисы в кадре жертвовать нельзя, да и для каскадёра подобное было бы слишком рискованно. Капсулу роняла студия Division с помощью программного пакета Blender.

Падение состоит из двух частей: до облаков и после. Фрагмент до — это красивенькое голубое небо и белые облака, в которые ныряет капсула.

Чтобы было не скучно, в облаках наблюдаются эффекты турбуленции. После них начинается падение на шоссе Москвы. Небо для этой части сняли с помощью панорамной съёмки с шести GoPro на октакоптере.

Поскольку башня «Федерация» выше того, куда может подняться октакоптер, студия прибегала к camera mapping.

Бостонская Zero VFX плотно работала над сценой погони, которая состоит из преследования, уничтожения четырёх фургонов, взрывов, и разрушительной очереди из минигана (пушки схемы Гатлинга). Обычно студиям для воспроизведения объектов предоставляют сканы объектов или фотографии со съёмок. Но в данном случае ничего подобного предоставлено не было. В сцене, где герои догоняют кортеж и видят его издалека, фургоны воссоздали с нуля и поместили на дорогу.

Другой проблемой было сильное искажение камеры. Данные с GoPro сами по себе были препятствием: линзы камеры дают «рыбий глаз». Чаще всего нужен трекинг неискажённой версии для создания виртуальной камеры. В данном случае приходилось выдавать объёмы искажений пакету трекинга, чтобы он мог разгладить изображение для работы. Затем производили рендеринг объектов, а искажения возвращались на место. При этом нужно было следить, чтобы нигде не закралась ошибка.


Исходная сцена погони обросла мощными взрывами, деталями и выстрелами. Появилось много дополнительного урона и крови. Два основных взрыва фургонов начинались как переворачивание реальных машин на дороге без пиротехнических эффектов. В процессе полёта они обрастали пламенем взрыва и повреждениями. На землю падает уже обросшая полигонами графика. После взрывов они становятся моделями.


В другом моменте цифровые технологии заменяют уже повреждённый фургон на нетронутый. В итоге в фильме он бьётся с зрелищными повреждениями, хотя он уже был побит. Для сцены с проездом через фургон понадобилась комбинация реальных внутренностей транспортного средства, их рендера и цифровых каскадёров. Также студия занималась склейкой: в отдельном моменте потребовалось соединить два кадра, где голова Генри смотрит в двух противоположных направлениях. Два кадра с разницей в 180° соединили в иллюзии поворота головы.


Всего доставшийся студии фрагмент состоит из почти 45 кадров, собранных вместе.

Студия VFX Legion работала сразу над несколькими сценами. Проблему искажений GoPro решали аналогичным образом: картинку выпрямляли до состояния четырёхконечной звезды, добавляли нужные эффекты, а затем опять искажали в прямоугольник. К примеру, это неудавшееся падение с аэростата, от работы над которым отказались несколько других студий ввиду его сложности. Кстати, в VFX Legion и определили облик летающей лаборатории. Её нарисовали в Maya и затекстурировали в Substance Painter. Рендер проводили в пакете RedShift.

Для наложения фрагментов в студии использовали Adobe After Effects. Лицо горящего каскадёра было закрыто пламенем, на мониторах появились картинки, кое-где добавилась кровь и дым. Особенно интересно, что столкновение и гибель первого Джимми — это склейка с трёх GoPro, где реального Шарлто заменяют на куклу.

Игрушечный робот, которого разбивают о стену — это любимый артефакт детства самого Найшуллера. Он существует в одном экземпляре, и вопрос о уничтожении воспоминания детства режиссёра не стоял. 3D-копия была сломана в процессе съёмки, поэтому на экране игрушку разбивают компьютерной графикой.

Mammal Studios решала проблему искажений камеры GoPro с помощью 3DEqualizer и Nuke. Эта студия создавала сцену со снайперской винтовкой. Прицел корректно отображает увеличенное изображение, окружающее его пространство размыто и корректно двигается.

В одной из сцен огнемётчик в зеркальном костюме атакует Генри. Генри уворачивается от струи огня. Задет Джимми, который открывает огонь. Генри сбивает с ног огнемётчика и отбирает у него оружие. Огнемёт продолжает плевать струей огня, отражения на зеркальном костюме супостата работают. Всё это происходит в одной сцене, без переходов.

Студии пришлось решать проблему исходных данных. В интернете нашли фотографии здания Российской академии наук, где проводились съёмки. Так удалось оценить размеры окна и колонны на сцене. Была разработана грубая геометрия, обозначены размеры будущей сцены. С неё убрали ненужные объекты для дальнейшей работы. Симуляцию огня создавали в Maya и рендерили в Phoenix. В кадре добавили огня, дыма, выстрелов.

Финальная сцена снималась в павильоне, закрытом тёмной материей. Это несколько недель, в которых съёмочную площадку постепенно разрушали и заливали кровью, а киборгов на ней убивали один за одним. В российской студии CGF на чёрную материю натянули вид Москвы с небоскрёба.

Демонстрация визуальных эффектов от студии CGF

Начальный ролик титров сам по себе уникален и задаёт тон всему фильму. Его делали одним из последних. Один из критиков хвалил продвинутую графику титров: выглядело так, будто действительно калечат и убивают людей. На деле это совмещение множества кукол, иногда лиц людей с примесями компьютерной графики.

Монтаж с фрагментами превиза и финального варианта открывающих титров.


Иногда о сюжете этого фильма говорят, что он полностью отсутствует. Критик помягче заметит, что сюжетная линия является поводом связать несколько красивых сцен с захватывающими каскадёрскими трюками. На самом деле кинокритикам трудно угадать реальные мотивы происходящего на экране, поскольку это представитель другого жанра: видеоигры.

Части фильма удобнее всего описывать терминами шутера от первого лица: туториал, респауны одного из персонажей, погоня на транспортном средстве, где мы контролируем огромную пушку, снайперская сцена, самая настоящая эскорт-миссия и финальная схватка с боссом. Даже окончание фильма — это мультиплеерное унижение GG EZ (good game, it was easy to beat you; хорошая игра, тебя победить было легко), которое Генри выводит пальцем. Ну разве что без GG — иначе всё было бы слишком очевидно. Для шутера от первого лица в фильме на самом деле слишком много сюжетных перипетий. «Хардкор» — очень грамотно выполненная ода жанру коридорного шутера.

В описаниях создания фильма художники, специалисты по гриму и операторы чаще всего употребляют слово «простота»: на GoPro работают очевидные, простые решения. Простые цвета, усиленные в несколько раз подсадки с бутафорской кровью, понятные образы. Неудивительно, что и сюжет получился простым. Нет смысла обвинять ожидаемый поворот рассказа в конце в малоинтересности.

Самое вдохновляющее в фильме — это не его сюжет. Почти всё было снято не на дорогое оборудование за десятки тысяч долларов, а на относительно доступные обычному потребителю камеры и технологии. Это не дорогие специализированные риги от крупных производителей, а оборудование из магазина электроники и сделанные на коленке маски.

Любой желающий может раскошелиться на экшн-камеру и шлем, а затем с различной степенью успеха попробовать повторить несколько минут подобного. Вероятно, получится что-то не особо интересное, но доступность технологии — она здесь. Винить в существовании этого фильма нужно миниатюризации потребительской электроники и талант людей, которые успели разглядеть нужный момент.

В США Hardcore Henry ожидала массивная кампания поддержки, много кто смог сделать длинные интервью с режиссёром и главным актёром, были даже совместные проекты. Одним из них была реклама для сети кинотеатров Alamo Drafthouse Cinema. Формально ролик снимал другой человек — Блэйн Гибсон, режиссёр от Rooster Teeth. Но в видео заметно, что на съёмочной площадке появился Илья и взял съёмку под свой контроль. Уже на тот момент никто другой в мире не мог превзойти его в съёмке фильмов от первого лица.

После «Хардкора» Найшуллер снял музыкальный клип, но не для своей группы. На этот раз ему предложили снять видео для популярного канадского исполнителя The Weeknd. Канадец сам связался с Найшуллером — ему понравился отснятый фильм. В вопросах съёмках режиссёру была предоставлена полная свобода. Заказчик доверял режиссёру во многих вопросах.

Для первых клипов Biting Elbows Валяев надевал маску, для «Хардкора» — шлем, в последней работе Найшуллер бегает в крупной конструкции. Это целый рюкзак с ресивером для камеры, маска и противовес на голове.

Сам Найшуллер сегодня больше тяготеет к работе в США. Он достаточно натерпелся конфликтов с российской полицией во время съёмок «Хардкора». С партнёрами он открыл продакшн Versus Pictures и пытается создавать новые продукты как для России, так и для американского рынка. Четыре года назад на личной странице «Вконтакте» Найшуллер собирал знакомых и любых желающих для съёмок клипа Bad Motherfucker. Сегодня это человек, который лучше всех в мире снимает в жанре POV.
ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/282410/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *