Возможно, вы слышали о масштабном индийском эксперименте по выводу из обращения купюр на 500 ($7,5) и 1000 ($15) рупий под лозунгом борьбы с коррупцией: об этом было объявлено 8 ноября, за несколько часов до вступления нового правила в силу, а 9 ноября на один день закрылись все банки и прекратили работу банкоматы страны.
Теперь Махатме положено улыбаться только на мелких купюрах
Чтобы было понятнее, в нашей стране это бы означало моментальный вывод из оборота всех купюр крупнее ста рублей. Цели у индийского правительства благие: заставить вывести из тени незадекларированные наличные деньги под угрозой их полного обесценивания. Но радикальность методов подталкивает индусов не только к переходу на безналичные расчёты, но и поиску альтернатив, вообще не зависящих от государственной политики — включая криптовалюты.
Разумеется, шоковая терапия по-индийски не обошлась без неприятных последствий для рядовых индусов и, в особенности, туристов:
Так ни разу в банкомат не смогли попасть. Очереди на 6-7 часов и дают в одни руки по 2000₹. Мы пока даже подступиться не смогли. Меняют по чуть-чуть доллары по адскому курсу. На мой наивный вопрос, а почему бы не платить за покупки пластиком (совсем недавно его принимали по всей Индии — от сувенирных лавок до деревенских сельпо), супруга сообщает, что продавцы дружно теперь отказываются принимать карты — и за железнодорожные билеты, и за гостиницу, и за покупки в продуктовом супермаркете. То есть эффект от жёстких мер правительства оказался противоположным искомому. Вместо того, чтобы загнать в безнал теневую экономику, создали по всей стране ажиотажный спрос на наличность и выгнали в нал тех участников рынка, которые уже лет 10-15 спокойно работали с легальными и прозрачными для налоговой электронными платежами.
В общем, кто-то явно продумал реформу не слишком хорошо:
При этом идея, безусловно, не такая плохая — подтолкнуть людей к более активному переходу от толстых пачек наличности к расчётам по безналу. Это существенно затруднит отмывание преступных доходов с одной стороны, и ускорит развитие электронной экономики — с другой.
Но казарменный метод реализации — директивным порядком, без предупреждения, без альтернативы — отдаёт всеми худшими чертами государственного произвола. Неудивительно, что одним из последствий этой реформы стало обращение людей к криптовалютам как платёжному инструменту, от государства и настроения политиков не зависящему.
Сразу вслед за баном крупных купюр в стране в индийском гугле резко выросло число запросов «купить биткоин». Платёжное приложение Zebpay рывком преодолело рубеж в 100 тысяч загрузок, а глава Zebpay отметил, что запросы на обмен биткоинов выросли на 20–30% за считанные дни.
Для другого индийского стартапа Unocoin, два месяца назад поднявшего $1,5 млн инвестиций, неожиданный запрет государства и вовсе оказался подарком: как раз в ноябре они запустили мобильные bitcoin-кошельки для iOS и Android.
Более традиционные платёжные сервисы переживают ещё более бурный рост: всплеск новых пользователей отметил сервис мобильных платежей Paytm, финансируемый китайским холдингом Alibaba, за полторы недели после запрета в котором зарегистрировалось пять миллионов новых пользователей.
Другой местный платёжный сервис, Oxigen Services India, отметил 167%-ый прирост суточных пользователей. Таким образом, реформа индийских властей вроде бы толкает людей в задуманном направлении — в сторону безналичных расчётов онлайн, но в качестве побочного эффекта — заставляет задуматься, какие есть альтернативы валюте, которой распоряжается государство, в принципе.
Что всё это значит
Казалось бы, нам, как жителям страны, минимум трижды за последние 25 лет ограбленных собственным государством, идея верить в государственное обеспечение валюты не должна казаться такой уж безупречной. Однако сила инерции человеческого восприятия такова, что большинство предпочитает государство даже осознавая, что фейлы практически заложены в сам механизм, и вопрос не в вероятностях очередного провала финансовой политики, а только в сроках и глубине.
Это не первый пост, в котором я пишу о криптовалютах как кризисной альтернативе эмитируемым государствами платёжным инструментам — и, судя по комментариям, люди склонны представлять себе постапокалиптичные картины, когда выигрывает тот, у кого тушёнки в схроне в лесу было запасено больше. В реальности же кризисы выглядят именно так: в какой-то момент одно государство просто запрещает оборот крупных наличных купюр, а в другом собственная валюта обесценивается вдвое за считанные дни. Мир не рушится — только доверие к государственным институтам трещит по швам.
При этом, пока человеческое общество существует, оно будет нуждаться в деньгах. И в условиях растущего недоверия к традиционным институтам из-за непредсказуемости государственной политики и сложности и неповоротливости банковской системы спрос на криптовалюты будет только расти. Для того, чтобы вкладываться в биткоин и любые другие перспективные альтокины, не нужно даже быть криптоанархистом в душе — достаточно просто вспомнить пословицу про яйца и корзину.
P.S. Тем временем, эксперименты в Индии продолжаются. В штате Гоа с 31 декабря начинается эксперимент по переводу всех операций полностью на безналичный расчёт. Основным приоритетом властей будет поощрение мелких торговцев — т.е. наиболее привязанной к наличности среды — принимать платежи с помощью мобильного телефона:
для оплаты покупки не понадобится даже банковская карта. Чтобы совершить платеж, необходимо набрать комбинацию *99# и следовать инструкциям для завершения транзакции. Хотя операции с наличными деньгами не будут ограничиваться, инициатива направлена на развитие цифровой экономики и постепенный отказ от оборота банкнот.
Как видим, тут уже речь идёт не о явочном переводе на безнал, а скорее предложении альтернативы и её пропаганде, но тренд в целом понятен. Грубо говоря, чтобы заставить местных торговцев семечками перейти с налички на безнал — нужно перепрыгнуть пропасть. А чтобы после этого с безналичных рупий перейти на обмен биткоинами — достаточно перешагнуть ступеньку.
ссылка на оригинал статьи https://geektimes.ru/post/282972/
Добавить комментарий