Приветствую, читатель!
Мой предыдущий пост, я уверен, дал достаточно информации, но многие вопросы по переезду и визе остались без ответа, и я хочу это исправить.
Я расскажу тебе о процессе обживания и культурных конфликтах с местными.
Небольшая ремарка: комментарии вКонтакте достаточно… противоречивы. Чтобы не нагружать тебя бесполезной информацией, я хочу тебя предупредить, что это всего лишь мой опыт, и твой будет разниться.
После принятия оффера со мной связалась кадровая служба компании и представитель RHS — коммерческой компании, осуществляющей визовую поддержку.
Для получения MVV визы (3 месячная виза, необходимая для въезда в страну) мне необходимо было предоставить следующие документы:
- Оригинал свидетельства о рождении с апостилем.
- Оригинал свидетельства о регистрации брака с апостилем.
- Скан контракта
- Скан загранпаспорта
- Перевод оригинала п1 и п2 с апостилем, с АПОСТИЛЕМ (да, я ставил апостиль поверх апостиля)
Дополнительно после надо было предоставить подписанный обеими сторонами договор аренды жилья, но уже после въезда для получения BSN (местный номер социального страхования).
Делалось это за мои деньги, но могу тебе сказать, что делать апостиль перевода или документа значительно дешевле, чем делать перевод в Нидерландах (перевод одного документа — 100 евро, апостиль — 3500 рублей). Это долго, но спешить мне было некуда.
Переписка с RHS была довольно неприятным занятием. Отвечали они подолгу (в лучшем случае через сутки, в худшем — через неделю), что значительно усложняло процесс. Доходило до абсурда — падает письмо от RHS, я задаю вопрос в ответном письме через минуту, ответ на вопрос приходит на следующий день. Был ли у сотрудников лимит на количество писем в день или же «вас много, я одна» — я не знаю.
Что также важно, начальная дата действия визы равна стартовому дню в контракте по закону, поэтому «официальная» дата начала у меня была на 3 недели раньше, чем фактическая.
Параллельно с этим я искал жилье, и, читатель — не гнушайся пользоваться услугами местных риэлторов. Их услуги будут стоить тебе дешевле, чем самостоятельно летать в страну, чтобы смотреть квартиры. Квартира нашлась, я въехал, заселился и вместе с RHS зарегистрировался по месту жительства в Gemeente (местный муниципалитет), оформил банковский счет и вышел на работу.
Но все же этот пост о культурном шоке, лени, предосудительности, медлительности и моей борьбе с этим.
Первое время.
У меня есть черта характера, что я не раскрываюсь человеку, пока хорошо его не узнаю, но тут это стало проблемой.
Со стены на меня смотрел лозунг компании: «Друзья. Открытость, Честность, Прямота.»
Да, о голландской «честности» можно слагать легенды. В частности, если кому-то есть что сказать, он скажет тебе об этом прямо сейчас, либо в прекрасный день на собрании под названием Feedback Loop — встрече, на которой члены команды дают друг другу оценки по разным критериям, дружно их обсуждают, а «жертве» ничего не остается, как с улыбкой на лице спросить, как ему совершенствовать себя и какие софт скиллы развивать.
Мой первый фидбек пришелся через 2 месяца с начала работы. Я уже достаточно освоился в инфраструктуре, изучил как работает Puppet, дал несколько занятий по Linux нашим ребятам из первой и второй линии поддержки (в их обязанности входит диагностика серверов при алерте от мониторинга). Каково же было мое удивление, когда я увидел 2 и 3 балла из 5 напротив всех критериев (например «насколько этот человек развит технически» и «как много этот человек приносит команде и компании»). Я еле сдержался, чтобы вместо «как я могу стать лучше?» спросить «Какого хрена?! Я выполнил задач на 20 стори поинтов из 40 за последние 2 спринта, чего вам еще надо?!». Выяснилось, что все хорошо, но мне нужно время чтобы разогнаться, а затем все будет совсем супер.
На следующем фидбеке у меня было 4-5 баллов по каждому пункту, что вызвало еще больше вопросов, поскольку мой «вклад» в фирму и команду… не изменился.
Практический совет: каким бы проактивным и исполнительным ты ни был, твои коллеги в любом случае в первое время оценят тебя ниже, чем ты думаешь.
Не всегда открытые. Не всегда честные.
Ежемесячная демонстрация. Я презентую изменения в новой версии JIRA Software. Я знаю, что в комнате сидят люди, которые по ошибке закрывали спринты раньше положенного и были вынуждены их пересоздавать. Я знаю, что в комнате сидят люди, которые любят бумажные спринт доски. Новая JIRA решала их пожелания и задачи. Я прошу поднять руки тех, кто по ошибке закрывал спринты. Тишина.
Я мог бы проигнорировать это, но от своих открытых и честных коллег я ожидал… открытости. Может им было стыдно признаваться в этом перед остальными командами, может были другие причины — но не портить же мне демо из-за этого! Я указал пальцем на каждого, кто допустил эту досадную ошибку и испортил красивые отчеты и графики своих Product Owner’ов. «Lucky you!» — торжественно произнес я и закрыл, а затем переоткрыл спринт своей команды.
Люди на вопрос о бумажных карточках отвечали уже охотнее, но у меня сложилась репутация… чересчур прямого человека.
Практический совет: люди не любят, когда им указывают на их ошибки и затем презентуют решение. При подготовке демо держи в голове, что все хорошо, все работают идеально, но вот еще способ решать задачи еще круче.
Эмоциональный аспект
Я не раз доставлял неудобства своим коллегам открытостью, говоря прямо об их ошибках в не самой дружественной манере. Во время обеда один из коллег признался, что открытость это хорошо, но можно быть более дружелюбным. И тут появился дополнительный нюанс — наличие улыбки.
Я не очень улыбчивый человек, и мое «нормальное» выражение лица — отсутствие каких-либо эмоций. Это заставляло моих жизнерадостных и оптимистично настроенных коллег думать, что я вечно чем-то не доволен и зол, в то время как я был либо сконцентрирован на одной задаче, либо голова была забита чем-то посторонним.
Но со временем эта проблема ушла. Нет, я не стал ходить с искусственной улыбкой на лице, но я стал чаще шутить, прикалываться на коллегами (по-доброму), рассказывать русские шутки и здороваться и прощаться рукопожатием с каждым членом команды.
Голландцы в этом плане осведомлены о разницах в культуре разных народностей и с большим интересом относятся к особенностям той или иной национальности.
Практический совет: не обязательно ассимилироваться под поведенческую культуру голландцев. Любая мелочь, как дружный крик «Вперед, команда» после утренней планерки позитивно влияет на сплоченность мультикультурной команды.
Политический аспект
Мне не повезло быть уверенным, что компания готова практически к любым изменениям. Иными словами, если у тебя есть тулза 1, ты нагуглил тулзу 2, изучил ее и понял, что она может быть лучше и эффективней — далеко не все поддержат твои рвения.
Отдельно стоит отметить, что голландцы (как и любые другие национальности) с большим доверием относятся к своим соотечественникам.
Идет собрание по переводу части продакшона в облако AWS, встает вопрос о управлении конфигурациями. Есть замудренный и «over engineered» Puppet, есть легко осваиваемый Ansible, и идет обсуждение, что использовать в будущем.
Команда А предлагает прекратить инвестировать в Puppet и использовать Ansible для настройки инфраструктуры и деплоя обновлений. Команда B предлагает перетащить всю текущее управление в Puppet и развернуть в облаке мастер сервер. Разница в том, что в команде А опытные инженеры с уже имеющимся опытом эксплуатации AWS, все без исключения экспаты, в то время как в B инженеры (в прошлом веб разработчики), которые ориентируются на свою половину сервисов (команда А отвечает за бэк, а команда В за фронт), но целиком и полностью состоят из местных, которые, к тому же, в фирме очень долго. Не удивительно, что архитекторская группа (так называемые Path Finder’ы) с большим доверием отнеслись к варианту команды В, хотя Puppet становился очень неповоротливым, автоматизировал далеко не все и заставлял иметь в облаке вечной запущенный мастер.
Позже тимлид А сказал мне, что я не смогу «продать» Ansible, если буду идти напролом.
Не смотря на то, что я вышел из проблем с щитом, у меня остался неприятный осадок — люди, которые преследуют те же цели, что и ты, готовы подставить тебя самым неприятным образом.
С тех пор я научился работать с людьми, но ужасно не любил это дело — мало того, я терпеть не мог договариваться.
Вместо этого у меня было два подхода. Если человек был изначально настроен позитивно, то мне нужно было заранее подготовиться ответить на все уточняющие вопросы (в основном они касались безопасности и мониторинга). Но если он не был оптимистичен, то мне приходилось ломать человека, периодически обращаясь к административному ресурсу. Я не горжусь подобным методом, но применять его приходилось, особенно, когда люди не хотели учиться чему-то новому.
Однако я был уверен, что здесь это не сработает и для успешного демо надо приготовить MVP (Minimal Viable Product) и PoC (Proof of Concept). Чтобы убедить людей постепенно пересаживаться на Ansible, я быстренько поднял управляющую машину, задействовал скрипт динамической инвентаризации и показал, что конфигурация веб-сервера Nginx с acl_whitelist и TLS сертфикатом на Ansible может в 2, а то и в 3 раза короче, проще и гибче аналогичной роли в Hiera.
Практический совет: какими бы чистыми ни были ваши намерения, им должно быть отличное практическое подтверждение, если вы хотите конкурировать с мнением местного большинства.
Жизнь вне офиса
Но хватит о работе. Касательно развлечений Нидерланды довольно дороги (в сравнении с Россией), но не менее интересны. Билет в кино в местную сеть Pathe на очередной блокбастер в 3D обойдется в 15 евро на человека, кафе/ресторан — от 10 до 50 евро (в зависимости от аппетитов). Голландцы очень много пьют (настолько много, что у меня и моих коллег есть 10% в бар рядом с офисом) и абсолютно не соблюдают правила дорожного движения будучи на велосипеде. Я очень часто вижу, как велосипедист ездит «по встречке» и тротуарам (хотя это запрещено), не уступает дорогу пешеходам на зебре.
Публичный транспорт позволяет добраться в любой город. Просто для примера: до города Зутермеер можно доехать на ТРАМВАЕ из Гааги с центрального вокзала. Публичный транспорт дорогой, но есть несколько способов оптимизировать расходы. Я не буду углубляться во все подробности (еще не хватало трэвел блог вести), так что поговорим про ИТ развлечения.
Конференции
Компания оплачивает визиты в конференции как на территории Нидерландов, так и за рубежом (но бюджет не бесконечен, так что можно расчитывать максимум на 2-3 конференции в год). Я имел удовольствие посетить O’Reilly Velocity в Амстердаме, а мои коллеги (живые технобоги Powershell’а) присутствовали на Powershell Asia в Сингапуре. В Нидерландах крупные ИТ встречи проходят в среднем несколько раз в год и на них вполне реально попасть даже за свои кровные.
Митапы
Те же, кто не готов тратить свои личные средства на дорогостоящие выставки, могут найти свою группу в meetup.com.
Так относительно часто организуются встречи любителей втихаря писать на Powershell, Big Data, Java, DevOps и многие многие другие.
Выводы
Как я уже сказал, быстренько интегрироваться в новую команду, стать «своим» для всех быстро с наскоку не получится. И я более чем уверен, что у тебя, дорогой читатель, будет свой увлекательный опыт, который я буду рад от тебя услышать.
P.S. Это вторая и заключительная часть моего повествования о переезде. Ради личного развития и помощи вам, мои коллеги, я предпочту сконцентрировать свои возможности на статьях технического уклона. Тем не менее, рад ответить на любые вопросы.
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/317710/
Добавить комментарий