Вызов функций Go из других языков

от автора

image

С версии 1.5 компилятор Go поддерживает несколько режимов сборки, определяемых флагом buildmode. Их ещё называют режимами исполнения Go (Go Execution Modes). С их помощью go tool может компилировать пакеты Go в нескольких форматах, включая архивы и библиотеки общего пользования Go (shared libraries), архивы и библиотеки общего пользования Си, а с версии 1.8 — и динамические плагины Go.

В статье мы рассмотрим компилирование пакетов Go в библиотеки Си. В этом режиме сборки компилятор генерирует стандартный бинарный файл объекта (shared object) (.so), передавая функции Go в качестве API в стиле Си. Мы поговорим о том, как создавать библиотеки Go, которые можно вызывать из C, Python, Ruby, Node и Java.

Весь код доступен на GitHub.

Код на Go

Сначала напишем код на Go. Допустим, у нас есть библиотека awesome, цель — сделать её доступной для других языков. Прежде чем компилировать код в библиотеку, нужно соблюсти четыре условия:

  • Пакет должен относиться к пакетам типа main. Тогда компилятор соберёт его и все зависимости в один бинарный файл общего объекта.
  • Источник должен импортировать псевдопакет "C".
  • Для аннотирования функций, которые нужно сделать доступными для других языков, используйте комментарий //export.
  • Должна быть объявлена пустая функция main.

Следующий источник Go экспортирует четыре функции: Add, Cosine, Sort и Log. Нужно признаться, что библиотека awesome не столь впечатляющая. Однако её разнообразные сигнатуры функций (function signatures) помогут нам изучить возможные последствия отображения типов (type mapping).

Файл awesome.go:

package main  import "C"  import (     "fmt"     "math"     "sort"     "sync" )  var count int var mtx sync.Mutex  //export Add func Add(a, b int) int {     return a + b }  //export Cosine func Cosine(x float64) float64 {     return math.Cos(x) }  //export Sort func Sort(vals []int) {     sort.Ints(vals) }  //export Log func Log(msg string) int {     mtx.Lock()     defer mtx.Unlock()     fmt.Println(msg)     count++     return count }  func main() {}

Пакет скомпилирован с флагом -buildmode=c-shared, чтобы создать бинарный файл объекта:

go build -o awesome.so -buildmode=c-shared awesome.go

Компилятор создаёт заголовочный С-файл awesome.h и файл объекта awesome.so:

-rw-rw-r —    1362 Feb 11 07:59 awesome.h -rw-rw-r — 1997880 Feb 11 07:59 awesome.so

Обратите внимание, что размер файла .so около 2 Мб. Довольно много для такой маленькой библиотеки. Дело в том, что в этот файл запихивается вся runtime-механика Go и зависимые пакеты.

Заголовочный файл

Он определяет С-типы, которые с помощью семантики cgo мапятся в совместимые Go-типы.

/* Created by “go tool cgo” — DO NOT EDIT. */ ... typedef long long GoInt64; typedef unsigned long long GoUint64; typedef GoInt64 GoInt; typedef double GoFloat64; ... typedef struct { const char *p; GoInt n; } GoString; typedef struct { void *data; GoInt len; GoInt cap; } GoSlice; ... #endif ... extern GoInt Add(GoInt p0, GoInt p1); extern GoFloat64 Cosine(GoFloat64 p0); extern void Sort(GoSlice p0); extern GoInt Log(GoString p0); ...

Файл разделяемого объекта

Это 64-битный бинарный ELF-файл общего объекта. Можно верифицировать его содержимое с помощью команды file.

$> file awesome.so awesome.so: ELF 64-bit LSB shared object, x86–64, version 1 (SYSV), dynamically linked, BuildID[sha1]=1fcf29a2779a335371f17219fffbdc47b2ed378a, not stripped

С помощью команд nm и grep можно проверить, что наши функции Go экспортированы в файл объекта.

$> nm awesome.so | grep -e "T Add" -e "T Cosine" -e "T Sort" -e "T Log" 00000000000d0db0 T Add 00000000000d0e30 T Cosine 00000000000d0f30 T Log 00000000000d0eb0 T Sort

Из Cи

Есть два способа использования библиотеки для вызова функций Go из Си. Сначала привязать (bind) библиотеку: статически — на стадии компилирования, динамически — во время runtime. Либо динамически загружать и связывать (bound) символы функции Go.

Динамическое линкование

В данном случае мы используем заголовочный файл для создания статических связей между типами и функциями, экспортируемыми в файле объекта. Код получается простым и чистым (опущены некоторые выражения print):

Файл client1.c

#include <stdio.h> #include "awesome.h"  int main() {     printf("Using awesome lib from C:\n");      GoInt a = 12;     GoInt b = 99;     printf("awesome.Add(12,99) = %d\n", Add(a, b));      printf("awesome.Cosine(1) = %f\n", (float)(Cosine(1.0)));      GoInt data[6] = {77, 12, 5, 99, 28, 23};     GoSlice nums = {data, 6, 6};     Sort(nums);     ...     GoString msg = {"Hello from C!", 13};     Log(msg); }

Теперь компилируем С-код с указанием библиотеки объектов:

$> gcc -o client client1.c ./awesome.so

Когда запускается получившийся бинарный файл, он линкуется с библиотекой awesome.so, вызывает экспортированные из Go функции и выдаёт:

$> ./client awesome.Add(12,99) = 111 awesome.Cosine(1) = 0.540302 awesome.Sort(77,12,5,99,28,23): 5,12,23,28,77,99, Hello from C!

Динамическая загрузка

При таком подходе С-код использует библиотеку загрузчика динамических связей (dynamic link loader library) для динамической загрузки и привязки экспортированных символов. Определённые в dhfcn.h функции применяются:

  • для открывания файла библиотеки — dlopen,
  • для поиска символов — dlsym,
  • для получения ошибок — dlerror,
  • для закрывания файла библиотеки — dlclose.

Эта версия будет длиннее, поскольку привязка и линкование выполняются в вашем исходном коде. Но она делает всё то же самое, что и предыдущий вариант (опущены некоторые выражения обработки ошибок и print):

Файл client2.c

#include <stdlib.h> #include <stdio.h> #include <dlfcn.h>  // define types needed typedef long long go_int; typedef double go_float64; typedef struct{void *arr; go_int len; go_int cap;} go_slice; typedef struct{const char *p; go_int len;} go_str;  int main(int argc, char **argv) {     void *handle;     char *error;      handle = dlopen ("./awesome.so", RTLD_LAZY);     if (!handle) {         fputs (dlerror(), stderr);         exit(1);     }      go_int (*add)(go_int, go_int)  = dlsym(handle, "Add");     if ((error = dlerror()) != NULL)  { ... }     go_int sum = (*add)(12, 99);      printf("awesome.Add(12, 99) = %d\n", sum);      go_float64 (*cosine)(go_float64) = dlsym(handle, "Cosine");     go_float64 cos = (*cosine)(1.0);     printf("awesome.Cosine(1) = %f\n", cos);      void (*sort)(go_slice) = dlsym(handle, "Sort");     go_int data[5] = {44,23,7,66,2};     go_slice nums = {data, 5, 5};     sort(nums);      go_int (*log)(go_str) = dlsym(handle, "Log");     go_str msg = {"Hello from C!", 13};     log(msg);      dlclose(handle); }

В предыдущем коде мы определили наше собственное подмножество совместимых с Go типов С: go_int, go_float, go_slice и go_str. Для загрузки символов Add, Cosine, Sort и Log с последующей привязкой к соответствующим указателям функций мы использовали dlsym. Затем скомпилировали код, сославшись на библиотеку dl (не awesome.so):

$> gcc -o client client2.c -ldl

При выполнении кода бинарный файл С загружает и линкует библиотеку awesome.so. В результате получаем:

$> ./client awesome.Add(12, 99) = 111 awesome.Cosine(1) = 0.540302 awesome.Sort(44,23,7,66,2): 2,7,23,44,66, Hello from C!

Из Python

С Python всё несколько проще. Мы используем библиотеку внешних функций (foreign function library) ctypes, чтобы вызвать функции Go из библиотеки awesome.so, как показано в следующем примере (опущены некоторые выражения print):

Файл client.py

from ctypes import *  lib = cdll.LoadLibrary("./awesome.so") lib.Add.argtypes = [c_longlong, c_longlong] print "awesome.Add(12,99) = %d" % lib.Add(12,99)  lib.Cosine.argtypes = [c_double] lib.Cosine.restype = c_double  cos = lib.Cosine(1) print "awesome.Cosine(1) = %f" % cos  class GoSlice(Structure):     _fields_ = [("data", POINTER(c_void_p)),                  ("len", c_longlong), ("cap", c_longlong)]  nums = GoSlice((c_void_p * 5)(74, 4, 122, 9, 12), 5, 5) lib.Sort.argtypes = [GoSlice] lib.Sort.restype = None lib.Sort(nums)  class GoString(Structure):     _fields_ = [("p", c_char_p), ("n", c_longlong)]  lib.Log.argtypes = [GoString] msg = GoString(b"Hello Python!", 13) lib.Log(msg)

Обратите внимание, что переменная lib представляет загруженные символы из файла разделяемого объекта. Объявим классы Python GoString и GoSlice, чтобы сопоставить их с соответствующими структурными типами С (struct types). При выполнении кода Python вызываются функции Go из общего объекта:

$> python client.py awesome.Add(12,99) = 111 awesome.Cosine(1) = 0.540302 awesome.Sort(74,4,122,9,12) = [ 4 9 12 74 122 ] Hello Python!

Из Ruby

Здесь всё делается по тому же принципу, что и выше. Используем FFI gem для динамической загрузки и вызова экспортированных функций из awesome.so.

Файл client.rb

require 'ffi'  module Awesome   extend FFI::Library    ffi_lib './awesome.so'    class GoSlice < FFI::Struct     layout :data,  :pointer,            :len,   :long_long,            :cap,   :long_long   end    class GoString < FFI::Struct     layout :p,     :pointer,            :len,   :long_long   end    attach_function :Add, [:long_long, :long_long], :long_long   attach_function :Cosine, [:double], :double   attach_function :Sort, [GoSlice.by_value], :void   attach_function :Log, [GoString.by_value], :int end  print "awesome.Add(12, 99) = ",  Awesome.Add(12, 99), "\n" print "awesome.Cosine(1) = ", Awesome.Cosine(1), "\n"  nums = [92,101,3,44,7] ptr = FFI::MemoryPointer.new :long_long, nums.size ptr.write_array_of_long_long  nums slice = Awesome::GoSlice.new slice[:data] = ptr slice[:len] = nums.size slice[:cap] = nums.size Awesome.Sort(slice)  msg = "Hello Ruby!" gostr = Awesome::GoString.new gostr[:p] = FFI::MemoryPointer.from_string(msg) gostr[:len] = msg.size Awesome.Log(gostr)

В Ruby нам нужно расширить модуль FFI, чтобы объявить символы загружаемыми из общей библиотеки. Объявим классы Ruby GoSlice и GoString, чтобы сопоставить их с соответствующими С-структурами. При выполнении кода он вызывает экспортированные функции Go:

$> ruby client.rb awesome.Add(12, 99) = 111 awesome.Cosine(1) = 0.5403023058681398 awesome.Sort([92, 101, 3, 44, 7]) = [3, 7, 44, 92, 101] Hello Ruby!

Из Node

Мы воспользуемся библиотекой внешних функций node-ffi (и парочкой зависимых пакетов) для динамической загрузки и вызова экспортированных функций Go из awesome.so:

Файл client.js

var ref = require("ref"); var ffi = require("ffi"); var Struct = require("ref-struct"); var ArrayType = require("ref-array");  var LongArray = ArrayType(ref.types.longlong);  var GoSlice = Struct({   data: LongArray,   len:  "longlong",   cap: "longlong" });  var GoString = Struct({   p: "string",   n: "longlong" });  var awesome = ffi.Library("./awesome.so", {   Add: ["longlong", ["longlong", "longlong"]],   Cosine: ["double", ["double"]],   Sort: ["void", [GoSlice]],   Log: ["longlong", [GoString]] });  console.log("awesome.Add(12, 99) = ", awesome.Add(12, 99)); console.log("awesome.Cosine(1) = ", awesome.Cosine(1));  nums = LongArray([12,54,0,423,9]); var slice = new GoSlice(); slice["data"] = nums; slice["len"] = 5; slice["cap"] = 5; awesome.Sort(slice);  str = new GoString(); str["p"] = "Hello Node!"; str["n"] = 11; awesome.Log(str);

Для объявления и загрузки символов из разделяемой библиотеки Node использует объект ffi. Также объявим структурные объекты Node GoSlice и GoString, чтобы сопоставить их с соответствующими С-структурами. При выполнении кода вызываются экспортированные функции:

awesome.Add(12, 99) =  111 awesome.Cosine(1) =  0.5403023058681398 awesome.Sort([12,54,9,423,9] =  [ 0, 9, 12, 54, 423 ] Hello Node!

Из Java

Для вызова экспортированных функций воспользуемся библиотекой Java Native Access (JNA) (некоторые выражения опущены или даны аббревиатурами):

Файл Client.java

import com.sun.jna.*;  public class Client {   public interface Awesome extends Library {     public class GoSlice extends Structure {       ...       public Pointer data;       public long len;       public long cap;     }      public class GoString extends Structure {       ...       public String p;       public long n;     }      public long Add(long a, long b);     public double Cosine(double val);     public void Sort(GoSlice.ByValue vals);     public long Log(GoString.ByValue str);   }    static public void main(String argv[]) {     Awesome awesome = (Awesome) Native.loadLibrary(       "./awesome.so", Awesome.class);      System.out.printf(... awesome.Add(12, 99));     System.out.printf(... awesome.Cosine(1.0));      long[] nums = new long[]{53,11,5,2,88};     Memory arr = new Memory(... Native.getNativeSize(Long.TYPE));     Awesome.GoSlice.ByValue slice = new Awesome.GoSlice.ByValue();     slice.data = arr;     slice.len = nums.length;     slice.cap = nums.length;     awesome.Sort(slice);      Awesome.GoString.ByValue str = new Awesome.GoString.ByValue();     str.p = "Hello Java!";     str.n = str.p.length();     awesome.Log(str);   } }

Для использования JNA определим Java-интерфейс Awesome, который будет представлять загруженные из awesome.so символы. Также объявим классы GoSlice и GoString, чтобы сопоставить их с соответствующими С-структурами. Компилируем и запускаем код, вызываются экспортированные функции:

$> javac -cp jna.jar Client.java $> java -cp .:jna.jar Client awesome.Add(12, 99) = 111 awesome.Cosine(1.0) = 0.5403023058681398 awesome.Sort(53,11,5,2,88) = [2 5 11 53 88 ] Hello Java!

Заключение

Мы рассмотрели, как создавать библиотеку Go для её использования другими языками. Компилируя пакеты Go в библиотеки в стиле Си, вы с помощью внутрипроцессной (in-process) интеграции бинарных файлов объектов можете легко обращаться к своим Go-проектам совместно с Cи, Python, Ruby, Node, Java и т. д. Поэтому в следующий раз, когда вы сделаете супер-API на Go, не забудьте поделиться им с разработчиками на других языках.

ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/324250/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *