Вокруг много разговоров про рынок «интернета вещей» в России. Но общее представление, из чего же он состоит, составить крайне сложно. Наш эксперт Максим Пухальский попытался систематизировать эту информацию и отметить основные тенденции. Для начала, можно сказать, что рынок только-только зарождается. Но растет рекордными темпами. Тренд развития задает Китай — своими новыми и недорогими девайсами. Итак, передаем слово Максиму.
Всем привет. Начну с того, что рынок «интернета вещей» делится на B2B и на B2C. B2B-рынок давно изучен. Он весь «дешевый» и работает на больших заказах. Это GSM-трекеры, банкоматы, «платоматы» в кафе и ресторанах, терминалы пополнения счета, различные датчики (производственные, сельскохозяйственные и т.д.). На этом рынке МТС занимает более 40% (по данным ACM Consulting).
Все «умные устройства» B2B изначально работали на древнем уже протоколе CSD (который поднимает телефонную линию), потом перешли на GPRS. Но 3G эти девайсы в целом еще не освоили. Самый яркий пример это платоматы в кафе, которые до сих пор работают на GPRS, поэтому долго «думают», когда мы пытаемся оплатить счет картой.
Среднемесячное потребление трафика таких девайсов — 2 МБ и 3 SMS в месяц. Исходя из этого, мобильные операторы формируют специальные тарифы для бизнеса. Наш сервис «Мобильные сотрудники» — хороший пример рынка «умных вещей» с точки зрения потребления трафика. Об этом геолокационном сервисе подробнее можно прочитать в нашем прошлом посте. Так вот, смартфон с приложением «Мобильные сотрудники» потребляет полмегабайта в месяц. Приложение рандомно включается, шлет на сервер пару байтиков со своей геометкой, и все.
Пойдем дальше. На фоне этого рынка вдруг появляются новый сегмент потребительской электроники. Китайский производитель LEMFO выводит на рынок умные часы с SIM-картами. Они переняли ряд функций смартфона и фитнес-браслетов. Также появляются детские часы с 3G, которые позволяют онлайн просматривать мультики, фотографии, связываться с родителями, нажав кнопку SOS. И это уже совсем не B2B-тема. Эти девайсы потребляют больше трафика, требуют бОльших скоростей, чем устройства на CSD и GPRS. Двумя-тремя мегабайтами, как раньше, тут уже не обойтись.
В этом году на выставке Mobile World Congress в Барселоне, которая определят дальнейшее развитие рынка, абсолютно все крупные производители гаджетов представили свои часы с SIM-картами. Вот некоторые модели: Huawei Watch 2, LG Watch Spor, Samsung Gear S3.
На рынке появился сканер OBD2 – девайс, который через специальный разъем считывает базовые ошибки автомобиля. В этот девайс также ставят гироскоп и SIM-карту. То есть если твою машину пытаются эвакуировать – ты это увидишь в приложении. Гироскоп замечает колебания и посылает сигнал. В моделях поновее появляются точки доступа Wi-Fi, которые уже могут раздавать интернет в машине.
Дачники и жители загородных домов освоили отопительные котлы, которыми можно управлять с помощью мобильного приложения или отправки SMS. Почти у каждого в коттедже стоят охранная или пожарная сигнализация, многие ставят видеокамеры.
Встал вопрос, а какой тариф использовать для этих устройств? Они хоть и потребляют трафик, но не в таком большом количестве, как смартфоны или планшеты. Обычно такие SIM-карты устанавливают в устройство и забывают о них надолго – каждый месяц вспоминать о том, что тебе нужно кинуть деньги «на котел» не самое приятное занятие.
Таким образом, в России появилась потребность в минималистичных тарифах для гаджетов. В ответ на это мы запустили тариф «Умное устройство». Ты оплачиваешь вперед 690 рублей за целый год (для Москвы) и в течение этого времени спокойно пользуешься девайсом, не вспоминая год о том, что нужно пополнить счет. В тариф ежемесячно включены 30 минут звонов (звонки нужны для детских часов), 30 SMS и 300 МБ интернета. Этого явно не хватит для того, чтобы смотреть фильмы через планшет, но вот чтобы загрузить обновление софта на часы – вполне.
Можно, конечно, для таких случаев купить еще одну SIM-карту и делиться с ней трафиком со своего смартфона. Но, во-первых, по такой SIM-карте будут невозможны звонки (это важно для часов). Во-вторых, как показывает практика, людям проще купить новую SIM-карту с подключенным тарифом, чем заниматься настройкой «раздачи».
Следующий этап развития «умных устройств» – это внедрение системы «умный дом» с возможностью просмотра через приложение картинки с домашних камер наблюдения. Естественно, трафик для таких систем в тарифах не будет лимитироваться. Детские часы станут тоже более «прожорливыми». На Mobile World Congress 2017 производители представили модели с 4G. Незадолго до этого на рынке появился девайс CarFi от Huawei – он раздает Wi-Fi в машине. Кроме того, Китай вывел на рынок автомагнитолы на Android, которые могут выступать навигатором, показывать картинку с камеры заднего вида, «стримить» музыку. Это некий медиацентр в вашем автомобиле.
Но без быстрого интернета — это всего лишь радио и парктроник с камерой. Где взять интернет? Раздавать с телефона — неудобно, он быстро садится. Вставлять 3G/4G модем в USB – не всегда работающий вариант, не все модели модемов поддерживаются магнитолой. Поэтому нужен вышеупомянутый CarFi.
Все эти устройства — уже новый уровень потребления трафика. Соответственно операторы будут подстраиваться свою тарифную сетку под меняющийся рынок. И, к примеру, тарифы для CarFi, вероятней всего, могут оказаться ниже, чем для обычного планшета. Дело в том, что CarFi, в отличие от планшета, создает нагрузку не на одну базовую станцию, а равномерно «размазывает» ее по нескольким — в процессе движения. Все эти факторы, безусловно, будут учитываться при формировании тарифов, которые уже завтра мобильные операторы предложат рынку — в ответ на новые китайские устройства.
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/325348/
Добавить комментарий