Как реверсить Golang не в слепую или зачем вообще писать скрипты в IDA

от автора

Golang — отличный язык. Строгая типизация, сборщик мусора, вызов си функций через cgo, reflect, chan — просто сказка! Очевидно что так считаю не только я, т.к. go популярен, а значит его использует много программистов, а значит есть высокая вероятность что когда-то кому-то понадобится реверсить его бинарники — этим мы сейчас и займемся.

Подготовка

Для начала берем свежий golang 1.8 под windows/amd64. Для бинарника я возьму одну из своих поделок. Компилируем с помощью go build. Размер файла — 7256576 байт, DWARF на месте. Так не пойдет. Чаще всего, при релизе, из бинарника вырезают все лишнее. Стандартные утилиты вроде strip плохо работают с go, находим в гугле один из популярных вариантов обрезания бинарника: go build -ldflags "-w -s". Смотрим что делают эти флаги, узнаем что -w удаляет DWARF, а -s убирает таблицу символов и информацию для отладки. Компилируем, смотрим размер файла — 4894720, ну вроде как никто не обещал что будет мало.

Ищем функции

Открываем наш бинарник в ida и грустим, ведь из обнаруженных функций только entrypoint. Копаем чуть глубже и видим что ida уперлась в:

lea     rax, qword_452018+128h jmp     rax

Переходим по адресу, объявляем функцию, запускаем анализ — обнаружено 215 функций.

Если продолжать в таком духе, то на разбор уйдет много времени. Настало время подумать. Вспоминаем что reflect из стандартной библиотеки позволяет вызывать функции по их именам, а значит названия функций, ну или хотя бы их хеши должны где-то храниться, и мы сможем их получить чтобы скормить иде.

Проматываем в начало файла в надежде с ходу напороться на указатели к нужным нам структурам, но к встречаем строку Go build ID: "e07bfb8669c13efb74574c0ad220c5f2cfae5cd4". Грепаем исходники golang, благо они нам доступны, и находим упоминание об этой строке. Замечаем в коде линкера строку

ctxt.Syms.Lookup("go.buildid", 0)

которая говорит о поиске в какой-то таблице символов go.buildid. Предполагаем что найдем эту строку в бинарнике, и находим.

Эти структуры мы и искали

Прямо над строкой видим число 401000h, которое является указателем на нашу строку. Ниже видим определения функций, а выше — массив пар, в котором одно из значений похоже на указатели. Проверяем куда указывают эти указатели и не промахиваемся — на функции.

Часть массива, преобразованная в указатели

Чтобы узнать что мы видели выше, скомпилируем код оставив дебаг информацию. Откроем его в ida, узнаем что этот массив называется pclntab, а заполняется он в линкере функцией func (ctxt *Link) pclntab().

У нас есть информация о таблице pclntab в которой хранятся названия функций и есть способ выхода на эту таблицу через buildid. Пишем код:

Код, который именует функции

def go_find_pclntab():     pos = idaapi.get_segm_by_name(".text").endEA     textstart = idaapi.get_segm_by_name(".text").startEA     while True:         # hex дата содержит строку "go.buildid" и некоторые другие значения структуры,         # которые не должны меняться         gobuilddefpos = FindBinary(             pos, SEARCH_UP,             "67 45 23 01 " + "00 "*20 +             "67 6f 2e 62 75 69 6c 64 69 64")         if gobuilddefpos < 100 or gobuilddefpos > pos:             # указатель невалидный, все варианты пройдены             # buildid pclntab entry не найден :(             break         # проверяем что buildid entry валидный         if Dword(gobuilddefpos-0x10) == textstart:             # вычитаем из имени символа смещение имени символа от pclntab             # тем самым получаем смещение pclntab             return gobuilddefpos + 24 - Dword(gobuilddefpos-0x8)         pos = gobuilddefpos     return None  def go_pclntab_travel(pclntab):     nfunc = Dword(pclntab+8)     # проходимся по всем функциям в массиве pclntab     for i in xrange(nfunc):         entry = pclntab + 0x10 + i * 0x10         sym = Qword(entry)         info = Qword(entry + 8) + pclntab         symnameoff = Dword(info + 8) + pclntab         symname = GetString(symnameoff)         # объявляем функцию         go_pclntab_handle_function(sym, symname, info) 

Запускаем и смотрим на результаты:

Каеф

Почти все 5728 функции имеют название

Имена содержат полный путь до пакета

Ищем типы

Второе что меня интересовало после названия функций — идентификация типов. Первым делом интересуемся как выделяется динамическая память для структур, что нас сразу приводит к функции newobject, которой передается указатель на runtime._type.

Структура runtime._type

type _type struct { 	size       uintptr 	ptrdata    uintptr // size of memory prefix holding all pointers 	hash       uint32 	tflag      tflag 	align      uint8 	fieldalign uint8 	kind       uint8 	alg        *typeAlg 	// gcdata stores the GC type data for the garbage collector. 	// If the KindGCProg bit is set in kind, gcdata is a GC program. 	// Otherwise it is a ptrmask bitmap. See mbitmap.go for details. 	gcdata    *byte 	str       nameOff 	ptrToThis typeOff }

Заметили? Подсказка: поле str nameOff. Подсказка: str — строка. Подсказка: nameOff → name → имя → имя структуры типа → имя типа. Структура типа содержит имя типа! Только оно какое-то относительное. Выясняем что str — это смещение от начала types секции модуля, указатель на которую можно получить из moduledata структуры модуля. Значит для того чтобы узнать тип, нам надо найти moduledata. Для простоты примем что у нас всегда один модуль. Находим в функции runtime.resolveNameOff что первый модуль находится в переменной firstmoduledata, её надо найти в нашем бинарнике. Для этого ходить далеко не надо, можно посмотреть в той же функции resolveNameOff, ведь адреса и названия всех функций мы уже собрали скриптом выше. Остается только найти типы для распознавания, для этого я просто взял все вызовы функции newobject и забрал из параметров указатели на типы.

lea     rbx, _type_p_elliptic_p256Point_6dad60 ; *elliptic.p256Point mov     [rsp+0A8h+var_A8], rbx call    runtime_newobject ; теперь то мы знаем что за тип тут аллоцируется

Итог

Можно и дальше продолжать разбирать этот бинарник, но цели мы своей уже добились и показали что golang бинарники достаточно легко исследовать, а скриптинг в IDA сильно облегчает работу.

Исходный код: github.com/mogaika/golang_ida_scripts

Код написан на правах «proof of concept» и может содержать недоработки, все претензии можно выразить в личных сообщениях тут, либо на github.

Текст написан на правах «всем добра», претензии к качеству текста ожидаются в личных сообщениях.
ссылка на оригинал статьи https://habrahabr.ru/post/325498/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *