В жизни каждого разработчика бывает момент, когда, увидев интересное решение в чужом приложении, хочется реализовать его в своём. Это же логично и должно быть довольно просто. И наверняка заботливые люди из «корпорации добра» написали по этому поводу какой-нибудь гайд или сделали обучающее видео, где на пальцах показано, как вызвать пару нужных методов для достижения желаемого результата. Зачастую бывает именно так.
Но бывает и совсем по-другому: ты видишь реализацию чего-то в каждом втором приложении, а когда доходит до реализации того же у себя — оказывается, что лёгких решений для этого, как ни странно, до сих пор нет…
Так и случилось со мной, когда возникла необходимость добавить в верхнюю панель иконку со счётчиком. Я был очень удивлён, когда выяснилось, что для реализации такого привычного и востребованного элемента UI нет простого решения. Но так бывает, к сожалению. И я решил обратиться к знаниям всемирной сети. Вопрос размещения иконки со счётчиком в верхнем тулбаре, как выяснилось, волновал довольно многих. Проведя на просторах интернета некоторое время, я нашёл массу разных решений. В целом все они рабочие и имеют право на жизнь. Более того, результат моего исследования наглядно показывает, как по-разному можно подойти к решению задач в Android.
В этой статье я расскажу о нескольких реализациях иконки со счётчиком. Здесь представлено 4 примера. Если мыслить чуть шире, то речь пойдёт о практически любом кастомном элементе, который мы хотим разместить в верхнем тулбаре. Итак, начнём.
Решение первое
Концепция
Каждый раз при необходимости отрисовки или обновлении счётчика на иконке нужно создавать Drawable
на основе файла разметки и отрисовывать его на тулбаре в качестве иконки.
Реализация
Создаём в res/layouts
файл разметки badge_with_counter_icon
:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> <RelativeLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" android:layout_width="wrap_content" android:layout_height="@dimen/menu_item_icon_size" > <ImageView android:id="@+id/icon_badge" android:layout_width="@dimen/menu_item_icon_size" android:layout_height="@dimen/menu_item_icon_size" android:scaleType="fitXY" android:src="@drawable/icon" android:layout_alignParentStart="true"/> <TextView android:id="@+id/counter" android:layout_width="wrap_content" android:layout_height="wrap_content" android:layout_alignStart="@id/icon_badge" android:layout_alignTop="@+id/icon_badge" android:layout_gravity="center" android:layout_marginStart="@dimen/counter_left_margin" android:background="@drawable/counter_background" android:gravity="center" android:paddingLeft="@dimen/counter_text_horizontal_padding" android:paddingRight="@dimen/counter_text_horizontal_padding" android:text="99" android:textAppearance="@style/CounterText" /> </RelativeLayout>
Здесь сам счётчик мы привязываем к левому краю иконки и указываем фиксированный отступ: это нужно для того, чтобы при увеличении длины текста значения счётчика основная иконка у нас не перекрывалась сильнее — это некрасиво.
В res/values/dimens
добавляем:
<dimen name="menu_item_icon_size">24dp</dimen> <dimen name="counter_left_margin">14dp</dimen> <dimen name="counter_badge_radius">6dp</dimen> <dimen name="counter_text_size">9sp</dimen> <dimen name="counter_text_horizontal_padding">4dp</dimen>
Размер иконки в соответствии с гайдом по Material Design.
В res/values/colors
добавляем:
<color name="counter_background_color">@android:color/holo_red_light</color> <color name="counter_text_color">@android:color/white</color>
В res/values/styles
добавляем:
<style name="CounterText"> <item name="android:fontFamily">sans-serif</item> <item name="android:textSize">@dimen/counter_text_size</item> <item name="android:textColor">@color/counter_text_color</item> <item name="android:textStyle">normal</item> </style>
Создаём в res/drawable/
ресурс counter_background.xml
:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> <shape xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" android:shape="rectangle"> <solid android:color="@color/counter_background_color"/> <corners android:radius="@dimen/counter_badge_radius"/> </shape>
В качестве иконки берём свою картинку, называем её icon
и укладываем в ресурсы.
В res/menu
создаём файл menu_main.xml
:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> <menu xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" xmlns:app="http://schemas.android.com/apk/res-auto"> <item android:id="@+id/action_counter_1" android:icon="@drawable/icon" android:title="icon" app:showAsAction="ifRoom"/> </menu>
Создаём класс, конвертирующий разметку в Drawable
:
LayoutToDrawableConverter.java
package com.example.counters.counters; import android.content.Context; import android.graphics.Bitmap; import android.graphics.drawable.BitmapDrawable; import android.graphics.drawable.Drawable; import android.view.LayoutInflater; import android.view.View; import android.widget.ImageView; import android.widget.TextView; public class LayoutToDrawableConverter { public static Drawable convertToImage(Context context, int count, int drawableId) { LayoutInflater inflater = LayoutInflater.from(context); View view = inflater.inflate(R.layout.badge_with_counter_icon, null); ((ImageView) view.findViewById(R.id.icon_badge)).setImageResource(drawableId); TextView textView = view.findViewById(R.id.counter); if (count == 0) { textView.setVisibility(View.GONE); } else { textView.setText(String.valueOf(count)); } view.measure(View.MeasureSpec.makeMeasureSpec(0, View.MeasureSpec.UNSPECIFIED), View.MeasureSpec.makeMeasureSpec(0, View.MeasureSpec.UNSPECIFIED)); view.layout(0, 0, view.getMeasuredWidth(), view.getMeasuredHeight()); view.setDrawingCacheEnabled(true); view.setDrawingCacheQuality(View.DRAWING_CACHE_QUALITY_HIGH); Bitmap bitmap = Bitmap.createBitmap(view.getDrawingCache()); view.setDrawingCacheEnabled(false); return new BitmapDrawable(context.getResources(), bitmap); } }
Далее, в нужной нам Activity
добавляем:
private int mCounterValue1 = 0; @Override public boolean onCreateOptionsMenu(Menu menu) { getMenuInflater().inflate(R.menu.menu_main, menu); MenuItem menuItem = menu.findItem(R.id.action_with_counter_1); menuItem.setIcon(LayoutToDrawableConverter.convertToImage(this, mCounterValue1, R.drawable.icon)); return true; } @Override public boolean onOptionsItemSelected(final MenuItem item) { switch (item.getItemId()) { case R.id.action_counter_1: updateFirstCounter(mCounterValue1 + 1); return true; default: return super.onOptionsItemSelected(item); } } private void updateFirstCounter(int newCounterValue){ mCountrerValue1 = newCounterValue; invalidateOptionsMenu(); }
Теперь при необходимости обновления счётчика вызываем метод updateFirstCounter
, передавая в него актуальное значение. Здесь я повесил увеличение значения счётчика при нажатии на иконку. С остальными реализациями буду поступать так же.
Нужно обратить внимание на следующее: мы формируем изображение, которое потом скармливаем элементу меню — все необходимые отступы формируются автоматически, нам их учитывать не надо.
Решение второе
Концепция
В этой реализации мы формируем иконку на основе многослойного элемента, описанного в LayerList
, в котором в нужный момент отрисовываем непосредственно сам счётчик, оставляя иконку без изменений.
Реализация
Здесь и далее я буду постепенно добавлять ресурсы и код для всех реализаций.
В res/drawable/
создаём ic_layered_counter_icon.xml
:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> <layer-list xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"> <item android:drawable="@drawable/icon" android:gravity="center" /> <item android:id="@+id/ic_counter" android:drawable="@android:color/transparent" /> </layer-list>
В res/menu/menu_main.xml
добавляем:
<item android:id="@+id/action_counter_2" android:icon="@drawable/ic_layered_counter_icon" android:title="layered icon" app:showAsAction="ifRoom"/>
В res/values/dimens
добавляем:
<dimen name="counter_text_vertical_padding">2dp</dimen>
Создаём файл CounterDrawable.java
:
package com.example.counters.counters; import android.content.Context; import android.graphics.Canvas; import android.graphics.ColorFilter; import android.graphics.Paint; import android.graphics.PixelFormat; import android.graphics.Rect; import android.graphics.Typeface; import android.graphics.drawable.Drawable; import android.support.v4.content.ContextCompat; public class CounterDrawable extends Drawable { private Paint mBadgePaint; private Paint mTextPaint; private Rect mTxtRect = new Rect(); private String mCount = ""; private boolean mWillDraw; private Context mContext; public CounterDrawable(Context context) { mContext = context; float mTextSize = context.getResources() .getDimension(R.dimen.counter_text_size); mBadgePaint = new Paint(); mBadgePaint.setColor(ContextCompat.getColor(context.getApplicationContext(), R.color.counter_background_color)); mBadgePaint.setAntiAlias(true); mBadgePaint.setStyle(Paint.Style.FILL); mTextPaint = new Paint(); mTextPaint.setColor(ContextCompat.getColor(context.getApplicationContext(), R.color.counter_text_color)); mTextPaint.setTypeface(Typeface.DEFAULT); mTextPaint.setTextSize(mTextSize); mTextPaint.setAntiAlias(true); mTextPaint.setTextAlign(Paint.Align.CENTER); } @Override public void draw(Canvas canvas) { if (!mWillDraw) { return; } float radius = mContext.getResources() .getDimension(R.dimen.counter_badge_radius); float counterLeftMargin = mContext.getResources() .getDimension(R.dimen.counter_left_margin); float horizontalPadding = mContext.getResources() .getDimension(R.dimen.counter_text_horizontal_padding); float verticalPadding = mContext.getResources() .getDimension(R.dimen.counter_text_vertical_padding); mTextPaint.getTextBounds(mCount, 0, mCount.length(), mTxtRect); float textHeight = mTxtRect.bottom - mTxtRect.top; float textWidth = mTxtRect.right - mTxtRect.left; float badgeWidth = Math.max(textWidth + 2 * horizontalPadding, 2 * radius); float badgeHeight = Math.max(textHeight + 2 * verticalPadding, 2 * radius); canvas.drawCircle(counterLeftMargin + radius, radius, radius, mBadgePaint); canvas.drawCircle(counterLeftMargin + radius, badgeHeight - radius, radius, mBadgePaint); canvas.drawCircle(counterLeftMargin + badgeWidth - radius, badgeHeight - radius, radius, mBadgePaint); canvas.drawCircle(counterLeftMargin + badgeWidth - radius, radius, radius, mBadgePaint); canvas.drawRect(counterLeftMargin + radius, 0, counterLeftMargin + badgeWidth - radius, badgeHeight, mBadgePaint); canvas.drawRect(counterLeftMargin, radius, counterLeftMargin + badgeWidth, badgeHeight - radius, mBadgePaint); // for API 21 and more: //canvas.drawRoundRect(counterLeftMargin, 0, counterLeftMargin + badgeWidth, badgeHeight, radius, radius, mBadgePaint); canvas.drawText(mCount, counterLeftMargin + badgeWidth / 2, verticalPadding + textHeight, mTextPaint); } public void setCount(String count) { mCount = count; mWillDraw = !count.equalsIgnoreCase("0"); invalidateSelf(); } @Override public void setAlpha(int alpha) { // do nothing } @Override public void setColorFilter(ColorFilter cf) { // do nothing } @Override public int getOpacity() { return PixelFormat.UNKNOWN; } }
Этот класс будет заниматься отрисовкой счётчика в верхнем правом углу нашей иконки. Самый простой способ отрисовки бэкграунда счётчика — просто отрисовать прямоугольник со скругленными углами, вызвав canvas.drawRoundRect
, но данный способ подходит для версии API выше 21-й. Хотя и для более ранних версий API это делается не особо сложно.
Далее, в нашей Activity
добавляем:
private int mCounterValue2 = 0; private LayerDrawable mIcon2; private void initSecondCounter(Menu menu){ MenuItem menuItem = menu.findItem(R.id.action_counter_2); mIcon2 = (LayerDrawable) menuItem.getIcon(); updateSecondCounter(mCounterValue2); } private void updateSecondCounter(int newCounterValue) { CounterDrawable badge; Drawable reuse = mIcon2.findDrawableByLayerId(R.id.ic_counter); if (reuse != null && reuse instanceof CounterDrawable) { badge = (CounterDrawable) reuse; } else { badge = new CounterDrawable(this); } badge.setCount(String.valueOf(newCounterValue)); mIcon2.mutate(); mIcon2.setDrawableByLayerId(R.id.ic_counter, badge); }
Добавляем код в onOptionsItemSelected
. С учётом кода для первой реализации этот метод будет выглядеть так:
@Override public boolean onOptionsItemSelected(final MenuItem item) { switch (item.getItemId()) { case R.id.action_counter_1: updateFirstCounter(mCounterValue1 + 1); return true; case R.id.action_counter_2: updateSecondCounter(++mCounterValue2); return true; default: return super.onOptionsItemSelected(item); } }
Вот и всё, вторая реализация готова. Как и в прошлый раз, обновление счётчика я повесил на нажатие по иконке, но его можно инициализировать откуда угодно, вызвав метод updateSecondCounter
. Как видно, мы отрисовываем счётчик на канвасе руками, но можно придумать и что-то более интересное — всё зависит от вашей фантазии или от пожелания заказчика.
Решение третье
Концепция
Для элемента меню используем не изображение, а элемент с произвольной разметкой.
Затем находим компоненты этого элемента и сохраняем ссылки на них.
В данном случае нас интересует ImageView
иконки и TextView
счётчика, но на деле это может быть и что-то более кастомное. Тут же прикручиваем обработку нажатия на данный элемент. Это необходимо сделать, так как для кастомных элементов в тулбаре метод onOptionsItemSelected
не вызывается.
Реализация
Создаём в res/layouts
файл разметки badge_with_counter.xml
:
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?> <FrameLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android" android:layout_width="wrap_content" android:layout_height="wrap_content"> <RelativeLayout android:layout_width="@dimen/menu_item_size" android:layout_height="@dimen/menu_item_size"> <ImageView android:id="@+id/icon_badge" android:layout_width="@dimen/menu_item_icon_size" android:layout_height="@dimen/menu_item_icon_size" android:layout_centerInParent="true" android:scaleType="fitXY" android:src="@drawable/icon" /> <TextView android:id="@+id/counter" android:layout_width="wrap_content" android:layout_height="wrap_content" android:layout_alignStart="@id/icon_badge" android:layout_alignTop="@+id/icon_badge" android:layout_gravity="center" android:layout_marginStart="@dimen/counter_left_margin" android:background="@drawable/counter_background" android:gravity="center" android:paddingLeft="@dimen/counter_text_horizontal_padding" android:paddingRight="@dimen/counter_text_horizontal_padding" android:text="99" android:textAppearance="@style/CounterText" /> </RelativeLayout> </FrameLayout>
В res/values/dimens
добавляем:
<dimen name="menu_item_size">48dp</dimen>
Добавляем в res/menu/menu_main.xml
:
<item android:id="@+id/action_counter_3" app:actionLayout="@layout/badge_with_counter" android:title="existing action view" app:showAsAction="ifRoom"/>
Далее, в нашей Activity
добавляем:
private int mCounterValue3 = 0; private ImageView mIcon3; private TextView mCounterText3; private void initThirdCounter(Menu menu){ MenuItem counterItem = menu.findItem(R.id.action_counter_3); View counter = counterItem.getActionView(); mIcon3 = counter.findViewById(R.id.icon_badge); mCounterText3 = counter.findViewById(R.id.counter); counter.setOnClickListener(v -> onThirdCounterClick()); updateThirdCounter(mCounterValue3); } private void onThirdCounterClick(){ updateThirdCounter(++mCounterValue3); } private void updateThirdCounter(int newCounterValue) { if (mIcon3 == null || mCounterText3 == null) { return; } if (newCounterValue == 0) { mIcon3.setImageResource(R.drawable.icon); mCounterText3.setVisibility(View.GONE); } else { mIcon3.setImageResource(R.drawable.icon); mCounterText3.setVisibility(View.VISIBLE); mCounterText3.setText(String.valueOf(newCounterValue)); } }
В onPrepareOptionsMenu
добавляем:
initThirdCounter(menu);
Теперь, с учётом предыдущих изменений, этот метод выглядит так:
@Override public boolean onPrepareOptionsMenu(final Menu menu) { // the second counter initSecondCounter(menu); // the third counter initThirdCounter(menu); return super.onPrepareOptionsMenu(menu); }
Готово! Обратите внимание, что для нашего элемента мы взяли разметку, в которой самостоятельно указали все необходимые размеры и отступы — в данном случае система за нас этого делать не будет.
Решение четвёртое
Концепция
То же самое, что и в предыдущем варианте, но здесь мы создаём и добавляем наш элемент прямо из кода.
Реализация
В Activity
добавляем:
private int mCounterValue4 = 0; private void addFourthCounter(Menu menu, Context context) { View counter = LayoutInflater.from(context) .inflate(R.layout.badge_with_counter, null); counter.setOnClickListener(v -> onFourthCounterClick()); mIcon4 = counter.findViewById(R.id.icon_badge); mCounterText4 = counter.findViewById(R.id.counter); MenuItem counterMenuItem = menu.add(context.getString(R.string.counter)); counterMenuItem.setActionView(counter); counterMenuItem.setShowAsActionFlags(MenuItem.SHOW_AS_ACTION_ALWAYS); updateFourthCounter(mCounterValue4); } private void onFourthCounterClick(){ updateFourthCounter(++mCounterValue4); } private void updateFourthCounter(int newCounterValue) { if (mIcon4 == null || mCounterText4 == null) { return; } if (newCounterValue == 0) { mIcon4.setImageResource(R.drawable.icon); mCounterText4.setVisibility(View.GONE); } else { mIcon4.setImageResource(R.drawable.icon); mCounterText4.setVisibility(View.VISIBLE); mCounterText4.setText(String.valueOf(newCounterValue)); } }
В данном варианте добавление нашего элемента в меню нужно делать уже в onCreateOptionsMenu
С учётом предыдущих изменений этот метод теперь выглядит так:
@Override public boolean onCreateOptionsMenu(Menu menu) { getMenuInflater().inflate(R.menu.menu_main, menu); MenuItem menuItem = menu.findItem(R.id.action_counter_1); // the first counter menuItem.setIcon(LayoutToDrawableConverter.convertToImage(this, mCounterValue1, R.drawable.icon)); // the third counter addFourthCounter(menu, this); return true; }
Готово!
На мой взгляд, последние два решения — самые простые и элегантные, к тому же самые короткие: мы просто выбираем необходимую нам разметку элемента и закидываем её в тулбар, а содержание обновляем как при работе с обычной View.
Казалось бы, почему мне просто не описать данный подход и не остановиться на этом? Причин тут две:
- во-первых, мне хочется показать, что у одной задачи может быть несколько решений;
- во-вторых, каждый из рассмотренных вариантов имеет право на жизнь.
Помните, я писал, что можно относиться к этим решениям не только как к реализации иконки со счётчиком, а использовать их в каком-то очень сложном и интересном кастомном элементе для тулбара, для которого одно из предложенных решений окажется наиболее подходящим? Приведу пример.
Из всех рассмотренных способов самый спорный — первый, так как он довольно сильно нагружает систему. Его использование может быть оправдано в том случае, когда у нас есть требование скрыть детали формирования иконки и передавать в тулбар уже сформированное изображение. Однако следует учитывать, что при частом обновлении иконки таким способом мы можем нанести серьёзный удар по производительности.
Второй способ нам подойдёт тогда, когда нужно отрисовать что-то на канвасе самостоятельно. Третья и четвёртая реализации наиболее универсальны для классических задач: поменять значение текстового поля вместо формирования отдельного изображения будет вполне удачным решением.
Когда возникает необходимость реализовать какую-то непростую графическую фичу, я обычно говорю себе: «Нет ничего невозможного — вопрос лишь в том, сколько времени и сил нужно потратить на реализацию».
Теперь у вас есть несколько вариантов для достижения поставленной задачи и, как видно, сил и времени на реализацию каждого варианта нужно совсем немного.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/post/420459/
Добавить комментарий