Концепция навигации «Адаптивное поле»

от автора

Дисклеймер: далее вы прочитаете очень длинный и нудный текст, который является плодом личного опыта автора и не претендует на признание истиной в последней инстанции. Также, в случае, если статья вам покажется несоответствующей вашим жизненным взглядам, вероисповеданиям и предпочтениям в пище, убедительно прошу поставить минус статье но не устраивать агрессивные дискуссии.

«Интродакшн»

Как-то сидел я на диване, писал скучную бумажку, и тут в одном из посвященных ВКонтакте каналов в повозке выходит пост с QR кодом нового дизайна мобильного приложения ВК. Я, конечно, как человек интересующийся всем новым в сфере UI/UX, да и просто как активный (несколько сообществ) пользователь ВК, сразу же просканировал код, посмотрел хакерскую заставку и принялся осваивать обновлённый интерфейс, ниже его скриншоты для тех, кто внезапно не пользуется этой соцсетью.

image

Проблематика

(На примере редизайна ВК и недавней неплохой статьи-чеклиста по UX).

Итак, давайте представим каким образом мы держим телефон, когда просматриваем свои соц. сети. Лично я, как и 90% моих знакомых и друзей примерно, как на фотографиях 1-3, 5-8, с скриншота из поиска прикреплённого ниже.

Чем это обусловлено?

Мы держим телефон одной рукой когда едем в поезде, когда листаем ленту за завтраком, когда пишем под столом сообщение чтобы учитель/преподаватель/работодатель не заметил. Наконец я прямо сейчас держу телефон в одной правой руке, потому что печатаю левой эту статью.

Это приводит к тому, что для среднего сейчас, и вероятно в ближайшие годы дисплея в 5.5-6 дюймов, размер удобной для использования рабочей области сильно снижается. Если изображать это схематически — выглядит это примерно так (картинка ссылкой потому что вертикальная).

А теперь вернёмся к поводам приведшим меня к этой статье (Milkshake VK и «Чеклист по UX из 30 пунктов») и рассмотрим их именно с точки зрения среднего дисплея 5.5-6 дюймов и средней длины большого пальца белого взрослого мужчины в ~2.8 дюйма, по результатам проведённого мной же опроса населения посредством того самого ВК.

Для этого наложим наш схематичный рисунок с удобной и неудобной областями экрана на некоторые скриншоты:

На них мы видим:

1) Скриншот 1 — раздел новостей, сам по себе он сделан неплохо, новости листаются, открываются по клику, навигационная панель легкодоступна (впрочем к нав. панели ещё вернёмся), истории чуть выше комфортного уровня, но по скольку я их не люблю — да и бог с ними, однако есть одно НО…

Обратите внимание на правый верхний угол, в нём у нас кнопка уведомлений, кнопка невероятно важная, так как туда приходит любой ответ на твои комментарии, новости из сообществ с «колокольчиком», новости управляемых сообществ, лайки и всё всё всё, даже уведомления о новых билдах приходят именно сюда.

А теперь давайте представим, что мы видим уведомление в панели уведомлений значок, что в ВК что-то произошло. Для нас есть два пути узнать что же именно: открыть панель уведомлений, для чего нам нужно поднести палец к самому верху экрана, либо нажать кнопку уведомлений в разделе новостей (!? как она туда вообще попала!?), которая также находится сверху.
Ну а сейчас ситуация: вы едете в поезде, одной рукой держитесь за поручень, другой телефон, видите уведомление, пытаетесь его открыть, чтобы дотянутся до верха экрана отклоняете его от ладони в воздух, поезд трясёт, телефон падает.

Хорошо если царапина, а ведь может быть и -30тыс. рублей за ремонт экрана. Спасибо UIUX ВК.

2) Скриншот 2 — профиль, почти идеален, правая верхняя кнопка редко используемых функций открывается свайпом налево, что исключает необходимость к ней тянутся, да и на то они редко используемые функции, чтобы им там быть =). Однако также прошу обратить внимание на то, что кнопки создания истории, поста, эфира находятся чуть выше всё той же комфортной зоны, что терпимо для экрана 16:9, однако снова вызывает вопросы если учесть тенденцию перехода к 2:1 и 21:9 дисплеям.

3) Скриншот 3 — открытый по клику из новостей пост, с точки зрения функционала всё удобно: кнопки лайка и репоста в комфортной зоне, просмотр комментариев по свайпу вверх, строка написания комментария также в комфортной зоне. Казалось бы, ну всё идеально пользуйся сколько угодно, но опять не без «но»:

Давайте обратим внимание на левую верхнюю кнопку. Нет, она отличная и замечательная, это неоспоримо, однако как я на неё должен нажать? То есть приложение реально не предлагает реальную и удобную возможность закрыть открытый пост (также диалог и некоторые другие окна).

Единственный потенциальный ответ на это: «пользуйся кнопкой „назад“ своего телефона», что например я и делаю, однако могу привести в пример подругу, у которой кнопка назад у телефона не слева снизу а справа снизу, и подгибать и тянуть палец к ладони, когда ты в руке держишь телефон порой ещё менее удобно и менее безопасно, чем тянутся к кнопке «назад» приложения.

4) С скриншотом 4 всё также как и с 2 всё неплохо, разве что вызывает вопросы расположение кнопок «Подписаться», «Поделиться» и «Уведомления», я бы их расположил иначе (Уведомления -> Подписаться -> Поделиться, так как уведомления можно получать и от групп на которые не подписан, а кнопка подписи, которая нажимается гораздо чаще, попадает в комфортную зону).

Вы (возможно) спросите: «Это всё про ВК, но в статье ещё указана ссылка на материал про 30 необходимых в дизайне приложений вещей!», и сейчас немного про него:

Формально (вы можете скачать ВКонтакте, активировать новый интерфейс и проверить сами).

Приложение соответствует всем запросам этого чеклиста, вот прямо всем:

  1. в нём есть заставка с логином;
  2. в нём возможно восстановить пароль;
  3. в нём есть вступительный туториал;
  4. в разделе уведомлений (привет п1 разбора самого вк) приходят все подтверждения всех действий;
  5. в приложении есть заглушки на пустые места;
  6. есть дефолтная аватарка;
  7. запросы на разрешения ВК посылает в момент необходимости самой функции (правда потом иногда ими злоупотребляет, но сейчас не о том);
  8. конечно же есть различные состояния элементов;
  9. иконки от material design, дополненные нехватающими от вк выполнены в едином стиле;
  10. есть кнопка поддержки;
  11. показывает оставшееся время загрузки при скачивании документов или заливании видео/фото/историй;
  12. подтверждающие совершённость действия надписи тоже на месте (правда не всегда корректно работают при плохом интернете, но это плохой интернет);
  13. автозаполнение работает в чатах;
  14. практически любая операция легко отменяется;
  15. приложение переведено на большое количество языков;
  16. всё ещё в наличии кнопка помощи;
  17. приложение +- работает с режимом контрастности, с инвертированием цветов;
  18. приложение корректно присылает пуши, позволяет настраивать их получение;
  19. резать и редактировать фотки можно как угодно.
  20. личные данные редактируются легко, данная функция является одной из основ социальных сетей;
  21. конечно есть кнопка выхода из аккаунта;
  22. правила в наличии;
  23. конфиденциальность настраиваема, хоть и не от товарища майора;
  24. кнопка помощи форевер;
  25. при прокручивании ленты сворачивается её заголовок;
  26. поведение «по умолчанию» настроено почти во всех случаях удобно;
  27. ну они есть, практическая польза на самом деле весьма и весьма сомнительна;
  28. аналогично п5;
  29. иконка известна, узнаваема и на 100 процентов подходит приложению.

А теперь ответьте сами себе на два вопроса (боже как же я люблю списки):

а) Много ли приложений, которым реально нужны все эти 30 полезных функций, сейчас ими не обладают?

б) Повысилось ли у вас после нахождения соответствия ВК всем 30 полезным функциям желание им пользоваться?

Лично для меня ответ в обоих случаях «нет», так как большинство таких вещей сейчас есть даже в приложениях созданных школьниками от не*уй делать скуки.

Ну и собственно то ради чего всё затевалось:
Концепция навигации «Адаптивное поле»
(Возможно кем-то где-то это уже излагалось, однако в паблик так и не вышло и особо используемым не стало, так что я первый, (нет) но пофиг, главное чтобы хотя-бы 1 проектировщик интерфейсов начал это применять, так как ну уже невозможно этими лопатами пользоваться).

Начнём, пожалуй, с того как появилась сама идея, так как появилась она полтора года назад, когда от скуки я прокликивал функционал нового для меня на тот момент Adobe XD, и решил сделать концепцию клиента некой условной соцсети, за основу которой брался функционал ВК, которым мне было бы удобно пользоваться.

Там было много разных неправильных, с эстетической точки зрения, штук, что я, на самом деле, могу оправдать тем, что при создании того концепта я старался попасть в Material Design 2, который тогда только появился и для которого не было нормального гайдбука (его впрочем и сейчас нет), что приводило к лютым импровизациям.

Собственно не делая акцента на каких-то неосновных штуках скриншот некоторых окон:

image

Ну и разбор:
На скриншотах 1 и 2 — окно списка диалогов, как вы можете заметить оно обладает панелью, с кнопкой с камушком, которая подразумевалась, и в .xd прототипе работает, как меню, плюс полем поиска.

На скриншоте 3 — открытый диалог с абстрактным персонажем, в котором эта панель, ввиду необходимости вбивать текст, плюс необходимости наличия широкого спектра функций увеличивается до двух своих размеров в высоту и также позволяет пользователю иметь весь основной функционал в пределах удобной и комфортной зоны.

Скриншот 4 — вид раздела новостей, снова смотрим на панель — кнопки «меню», «промотать до начала», «обновить ленту» — это даже больше чем в официальном приложении.

Скриншот 5 — вид открытого поста, снова все кнопки в пределах доступного, снова панель увеличивается, снова поле ввода, снова кнопка «назад» как в диалоге, возможность в один клик переключаться между профилем и администрируемыми сообществами.

Ну и скриншот 6 — это уже момент, когда все функции XD были освоены и желание доделывать концепт пропадало, просто как иллюстрация, что таковая панель может обзаводится дополнительными функциями, например открытия свайпом вверх играющего в настоящий момент трека, что немного в другом виде появилось сначала в Sov’е Lite (неофициальный клиент), а с приходом Milkshake’а и в официальном клиенте, пусть и в урезанном виде.

Данные скриншоты, возможно, покажутся тусклыми, поэтому, для примера то, как это должно было бы выглядеть с учётом тех трендов в использовании MD2, которые есть к текущему моменту и как это бы сделал я сейчас:

Ну или на примере совершенно рандомных посторонних сервисов:

Где-то здесь разум начал подсказывать что хватит писать и придумывать странные штуки и вообще время спать, поэтому в качестве коротенького вывода будет вот что: сытая скотина работает лучше и проносит прибыли больше, и для мобильных разработчиков таковая скотина пользователи, кормите нас =).


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/472120/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *