Говорим о роботизации бизнеса с Сергеем Юдовским, директором RPA-компании electroNeek

от автора

Программные роботы – это мощный IT-тренд. Компании по всему миру внедряют «цифровых» сотрудников вместо реальных людей. Уровень проникновения в российский бизнес также достаточно высокий.
Обсудим с Сергеем преимущества и перспективы RPA, чем эта технология отличается от обычной автоматизации, какие социальные угрозы она несет, а также поговорим о ведении международного бизнеса и особенностях работы в США.

Всем привет, я Фаря. Как-то по работе я проводила опрос про RPA, и отметила, что мир разделился на две части: тех, кто об этом уже слышал или интересуется, и тех, кто не хочет принимать реальность и считает, что это все вздор, что достаточно Selenium, BPMS и т.д.

В связи с этим я решила пообщаться с гендиром electroNeek (производитель RPA-платформы с российскими корнями) и расставить, по крайней мере, для себя, все точки над и.

Кроме заявленных в заголовке тем, обсудим также, почему наши разрабы не хуже, чем американцы, чем мы от них отличаемся, и чем отталкиваем от себя. Конечно, поговорим о деньгах и зарплатах. Разберемся, почему, когда создаешь свой бизнес, надо предлагать услугу или продукт раньше, чем он у тебя появился. Ну и о Selenium тоже будет 🙂

Полную версию интервью (час с небольшим) смотрите на моем YouTube-канале, там все очень живо и интересно, а в первом комментарии есть тайм-коды.

Здесь же в сухом сжатом виде приведу некоторые моменты, творчески переработанные под печатный формат.

Для справки:
RPA (Robotic Process Automation) – роботизация бизнес-процессов, это когда программа один к одному выполняет то, что делает человек с помощью монитора, клавиатуры и мышки. Глобально, по данным KPMG, рынок RPA составил 271 млн долларов, прогнозируют к 21 году 1 224 млн долларов. Известно, что более 70% крупных международных уже применяют RPA, а количество поисковых запросов увеличилось в 2,5 раза за 5 лет.

Фаря:
— Ты мне как-то в комментариях к видео про RPA написал, что я сказала не совсем что-то корректно. Давай сразу, с самого начала, что там было некорректно.

Сергей:
— То, что ты нагуглила про российский ландшафт, было крайне поверхностно. Ты сказала, что есть только UiPath, «Центр роботизации и искусственного интеллекта» (ЦРИ, теперь electroNeek) и NFP. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что есть не только один крутой американский бренд с миллиардами долларов и две сумасшедшие русские команды. На самом деле компаний очень много, которые внедряют RPA.

— Ясно. Расскажи, с чего вообще ваша компания началась.

— В начале 2017 года мне звонит мой будущий сооснователь и говорит: «В Америке началась волна роботизации, присмотрись». Мы тут же делаем лендинг про то, что мы умеем делать роботов, естественно, не умея их делать. И вообще я всем рекомендую, кто начинает делать свой IT-бизнес: «fake it ’till you make it». Фальсифицируй, что ты это сделал, пока ты это не сделаешь. Это тяжело, есть последняя история с Theranos — у них не получилось. Но мы смогли: сделали лендинг, пошли заявки, и мы договорились с одним из крупных банков. Они сказали, что звучит интересно, давайте попробуем, так что мы начали искать RPA-платформу и в итоге запартнерились с UiPath. Одно время мы даже выступали как их крупнейший интегратор в России по количеству сертифицированных специалистов.

— И когда это закончилось?

— Мы сделали раздел на нашем сайте ЦРИ с лендингом новой платформы. Никакой платформы, конечно, еще не было, но мы начали собирать лиды, опрашивать клиентов, что им не нравится в UiPath — и это сталой базисом нашей собственной разработки. Мы сделали небольшой MVP, скачали с гитхаба Roro (Free RPA Platform), поставили наш логотип и так появился первый electroNeek (сейчас в electroNeek ничего с гитхаба нет). Это был второй уровень фейка, с которым мы начали пилот в «Почте России». В этот момент мы поняли, что на фейке делать ничего не получается и начали делать свою разработку, как положено. У нас появились другие клиенты: QIWI банк, группа компаний ПИК, Магнитогорский металлургический комбинат, ряд других крупных клиентов, и из-за этого UiPath отозвал у нас статус партнера. И у нас не сталось иного выбора, кроме как полностью вложиться в нашу платформу и начать привлекать инвестиции.

— Не кажется ли тебе, что ко всей этой шумихе вокруг RPA часто возникает у людей скептицизм, потому что, по сути, это все те же стандартные программисты решают все те же известные задачи с помощью классических языков программирования?

— Понимаю, к чему ты ведешь. Давай, я отвечу, почему я считаю, что RPA — это не хайп, а на самом деле за этим подходом будущее. IT сейчас во всех сферах жизни существует, но разработчиков в мире не хватает, а бизнесу нужно решать задачи постоянно. Вот, как, например, я могу помочь? Я разбираюсь в бизнес-процессах, могу даже скрипт написать, но, если мне дадут среду разработки, я закрою её и скажу: «До свидания», ведь я не программист. При этом я делал роботов на UiPath, я делаю их на electroNeek, и мне нужен этот продукт, чтобы решать задачи. Чтобы я мог эту автоматизацию написать, и чтобы при этом её можно было прочитать и понять, что она делает. Мы помогаем обычным пользователям автоматизировать их бизнес-процессы.

— Кто может делать роботов?

— Мы можем взять джуниора, который чуть-чуть понимает в бизнес-процессах, немножко умеет кодить, и все, он может делать крутейшие операции с CRM, с вебом, распознаванием текста, с десктопными вещами, и быстро!

— Почему тогда об RPA так мало слышно, раз везде партнеры, все внедряют…

— Подожди еще пару лет и будет прям очень сочно. Два года назад это были первые сумасшедшие, сейчас мы уже находимся на стадии early adopters и, я думаю, в следующем году пойдет уже первый пласт пользователей RPA.… Плюс мы всегда остаемся на бэке. Допустим, мы продали в одну компанию в США. Она расширяли свой бизнес и вместо новых людей внедрили роботов, но не захотели делать из этого публичный кейс. Мы спрашиваем: «Почему, сэр, ты не хочешь? Прикольно же получилось, реальный финансовый эффект.» А он отвечает: «Если я скажу всем, что у меня роботы, то я не смогу брать такой же большой прайс со своих клиентов, потому что они не поймут, я ведь трачу на роботов меньше. Поэтому я продолжаю ставить цены по старой финансовой модели и получаю разницу в виде дохода.»

— Много вообще бизнесу расходов сокращает внедрение RPA?

— Мы не видели пока ни одного массового сокращения под RPA. Мы срезаем найм, то есть меньше людей нанимают.

— В каких областях?

— Это все, что связано с документами и финансами, аккаутингом, какими-то проверками, внутренним аудитом и подобным. В России часто внедряют, потому что денег нет и хотелось бы меньше потратить, а в Америке они считают, как повысить эффективность.

— Я у тебя в одной статье прочла: «Предполагается, что технология RPA должна заменить рутину и увеличить эффективность работы компании». «Должна заменить рутину» — то есть это откровенная ложь, прикрытие, потому что бизнесу на самом деле просто выгодно убирать людей.

— Бизнесу выгодно убирать людей всегда. Мы прекрасные создания, но при этом – очень нестабильные системы. Мы болеем, у нас есть свое личное мнение, мы отвлекаемся, в общем куча всего. Конечно, для каких-то рутинных операций все наши плюсы нахрен не нужны, нужна просто стабильная система, которая работает. И замена людей автоматизациями началась не с RPA, она началась давно, и она не закончится. Надо просто привыкнуть, что неэффективные вещи технологии будут забирать. Проблема в том, что сейчас технологии начали выходить так быстро, что люди не успевают переучиваться, это конечно же минус, он это не остановишь.

— Поэтому разрабатывайте роботов, чтобы быть над системой.

— Сколько стоит разработчик RPA-роботов здесь и в штатах?

— Джуниора за 50 т.р. наверно здесь можно посадить, 120 т.р. — хороший миддл будет, а если ребята поработали в серьезных компаниях типа KPMG, они будут требовать 200-250 т.р. А в Америке 100-120 тысяч долларов в год получают такие специалисты. Голод большой везде, и в России, и в Америке.

— А если я джун в RPA, куда мне дальше развиваться?

— Миддлом по RPA можешь быть. Если задача посерьезней, появляются 2-3 человека, значит, нужен тимлид. В среднем бизнесе есть необходимость взаимодействовать с пользователями, появляется аналитик RPA. Если у тебя шесть роботов, ими нужно управлять, появляется архитектор RPA. Там много куда можно развиваться.

Если вам понравилось, приглашаю к просмотру полной версии.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/476694/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *