Первый фронт: «глубокая блокировка»
С конце сентября в СМИ и на Хабре писали об объявленном Роскомнадзором начале тестирования новых технологий блокировок в рамках реализации инициативы властей о «суверенизации» Рунета.
Что интересно, в рамках того же анонса роскомначальник Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что завершатся тесты оборудования к середине октября.
С тех пор стало известно, что первым подопытным стала Тюмень: «Операторы связи в Екатеринбурге и Тюмени установили оборудование для изоляции Рунета и запустили его в тестовом режиме» — написал РБК. Впрочем, в самой Тюмени это никто не заметил:
в Тюменском государственном университете блокировку Telegram — главной мишени блокировок Роскомнадзора — не заметили ни студенты, ни преподаватели.
Что интересно — это единственная информация о результатах тестирования, которую мне удалось найти. Сам Росокмнадзор, несмотря на анонсированное завершение испытаний в середине октября, выводами по их итогам, похоже, с общественностью решил не делиться.
Следующие новости с Урала пришли уже 1 ноября, в день вступления в силу закона о «суверенном рунете»: «В ходе тестирования были зафиксированы сбои, рассказали The Bell трое сотрудников операторов связи и двое знакомых с ходом теста чиновников. «Оборудование тестировалось ночью, сеть легла».
Второй фронт: жалобы на пиратство
Позавчера, 25 ноября, стало известно об обращении агентства по защите авторских прав под названием АЗАПИ «в администрацию мессенджера Telegram с жалобой на распространение пиратского контента», в которой они сообщили, что «этим занимаются не менее 170 каналов, общий размер аудитории которых достигает порядка нескольких миллионов человек» — и предложили внедрить в мессенджер технологию «цифрового отпечатка» для борьбы с пиратством.
Результат вряд ли кого-то удивит: «По словам главы ассоциации Максима Рябыко, в Telegram пока никак не отреагировали на письмо». Вряд ли чего-то иного ожидали и в самом агентстве, поэтому в той же новости сообщается, что, если «мессенджер не захочет внедрять «цифровой отпечаток», то представители Ассоциации обратятся в Торговую палату США, SEC, группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Американскую ассоциацию книгоиздателей».
Поводом для обращения они выбрали готовящийся запуск блокчейн-платформы TON (Telegram Open Network), которую в АЗАПИ провозгласили угрозой для правообладателей «в связи с созданием неподконтрольного механизма, обеспечивающего отмывание преступных доходов». Насколько я понимаю, с юридической точки, идея предельно проста: пока «Телеграм» — просто мессенджер, предоставляющий свои услуги на бесплатной основе, то всё, что правообладатели могли с ним поделать — это пожаловаться на него в Роскомнадзор и попросить его заблокировать. Oh wait…
Теперь же, в связи с планирующимся запуском TON и появлением Telegram-коина, в агентстве АЗАПИ разглядели возможность притянуть за уши факт неподконтрольного распространения контента в «Телеграме» как повод для жалоб американским и международным регуляторам — SEC и FATF, соответственно.
Как «Телеграм» ощущает себя в тисках Роскомнадзора и правообладателей?
Комфортно, судя по всему. Выступая на Международном форуме «Открытые инновации» в Сколково, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков заявил об отсутствии запрета на мессенджер Telegram в стране — пишет «Газета.ру».
«Первое, Telegram в России не запрещен. Второе, я им не просто пользуюсь, а у нас сегодня сеть, которая строится на [базе] 150+ российских университетов, и она для своего управления использует Telegram-каналы», — заявил советник главы государства.
Песков отметил, что блокировка IP-адресов, используемых мессенджером, позитивным образом сказалась на развитии технологической сферы в стране. По его словам, необходимость получения доступа к заблокированному сервису помогла развить технологии фильтрации информации и обхода фильтров.
«В этом смысле на этой истории блокировки у нас выросло множество интересных решений, стартапов и исследований. Это такая, может быть, немного необычная польза, но она, безусловно, в этой истории есть», — заключил советник Владимира Путина.
Иными словами, не в силах похвалиться успешной блокировкой «Телеграма», чиновники решили похвастаться успехом в создании новой ниши для бизнесов по обходу блокировки «Телеграма».
Такое вот развитие предпринимательства. Бизнесы, которым веерные блокировки Роскомнадзора стоили миллионы рублей, наверное, не очень этим довольны. Зато бизнесы, которые в этой нишей выросли, должны быть государству очень благодарны.
Например, на замену заблокированному t.me уже расцвела целая экосистема альтернативных сервисов web-редиректа для «Телеграма» на любой вкус: редиректы с рекламой, редиректы без рекламы и даже редиректы со встроенной Яндекс-метрикой по типу знаменитой сокращалки ссылок bit.ly.
VPN-сервисы тоже должны быть очень довольны: многие юзеры из России о том, что значат эти три буквы, только благодаря блокировке «Телеграма» и узнали. Даже удивительно, что ни один VPN-сервис до сих пор не предложил тариф «Роскомнадзор».
Очень интересно, что будет дальше.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/262985/
Добавить комментарий