Почему карантин из-за COVID-19 — это все таки overreacting

от автора

Обычно паника обратно пропорциональна информированности. В случае с вирусом SARS-CoV-2 не так: данные о его преувеличенной опасности публикуются, но уровень страха тем не менее продолжает расти. Очевидно, медиасреда самостоятельно продуцирует необходимые для поддержания тревожного состояния сообщения. Кроме того, большую роль играют интерпретации данных.

Риски

Вчера на новость об отмене Олимпиады в Токио в ФБ отреагировали так: правильно, иначе «для многих спортсменов Олимпиада, при такой эпидемии, может стать последней».

Очевидно, что в массовом сознании степень опасности вируса оценивается как высокая для каждого.

Один из основных источников данных об эпидемии — это американский университет Хопкинса. В статистических данных о заболевании COVID- 19 приводятся данные по смертности, полученные еще в Китае, но они по прежнему считаются актуальными, т.к. статья обновлена 23 марта.

image

Для взрослых людей до 40 лет смертность составляет 0,2%. Из них большинство смертей обусловлено сопутствующими причинами (сердечные и респираторные заболевания, рак).
Случаев не-обусловленных — 0,9%.

Следовательно, на 55 000 взрослых здоровых людей возможен 1 смертельный случай.
На этом фоне обосновано ли говорить, что пандемия действительно угрожает многих спортсменам?

Не удержусь от сравнений, т.к. на сознание все-таки действуют образы, а не цифры.
В прошлом году в Украине 3400 человек погибли в ДТП (население — 41 млн.) = одна жертва на 12 000 человек. (конечно, здесь речь идет о всех возрастах, и погибло 164 ребенка).

В статье на Хабре утверждается (без ссылок), что «среди здоровых людей в возрасте до 50 лет уровень смертности достаточно низкий, но он все еще в 20 раз выше, чем у гриппа». В сравнении с приведенными выше данными эти цифры завышены в 10 раз для возрастной группы вообще и в 100 — для здоровых.

В статье «Коронавирус: как мы себя обманываем» от 18.03 Илья Пестов подробно говорит о том, почему имеющаяся статистика по COVID-19 является завышенной. Так, про Италию, которая показала 6% смертность, он логически доказывает, что причина высоких цифр — в возрасте заболевших.

За прошедшую неделю уже появились публикации в СМИ, которые позволяют не предполагать, а просто говорить об этом. В частности, Телеграф 23.03 сообщает, что “On re-evaluation by the National Institute of Health, only 12 per cent of death certificates have shown a direct causality from coronavirus, while 88 per cent of patients who have died have at least one pre-morbidity — many had two or three”.

«A study in JAMA this week found that almost 40 per cent of infections and 87 per cent of deaths in the country have been in patients over 70 years old.»

То есть при смертности в 6% в Италии 90% умерших — старше 70 лет, и даже из них 90% умерли не собственно от коронавируса.

Экономика

В одной из первых и самых популярных статей о коронавирусе на Хабре первый же комментарий — «Слишком много паники. Из-за неё пострадает экономика, которая принесёт намного больше вреда людям, чем сам вирус» (от 12.03) интенсивно заминусован. Однако позднее Евгений Пескин привел ссылку на гарвардское исследование по данным за период 200 лет с выводами, что падение ВВП на 10% и более приводит к (отложенному) росту смертности на 5%.

Поэтому высказывания о том, что паника приносит вреда больше, чем вирус не являются голословными, хотя и вызывают яркую эмоциональную реакцию.

Не буду приводить ссылки на многочисленные публикации о том, как карантин влияет на экономику — их предостаточно и сомнений факт влияния не вызывает. Вопрос только в оправданности этих жертв.

Эмоции

Представляется, что SARS-CoV-2 — это все-таки в первую очередь медиавирус с хорошей презентацией и паблисити. На высокую «авторитетность» коронавируса работают как высказывания «сторонников», так и многих «противников» — из-за их слабой адекватности (не буду постить заезженное видео про бабулек и «сжигание коронавируса в ведре»).

Но медийная картинка действует напрямую на эмоции, а они всегда обманывают. Мы смотрим видео из переполненных коридоров итальянских больниц, и нас это заставляет тревожиться. Очевидно, что мы не видим жертв туберкулеза (1 600 000 смертей в прошлом году, 4500 в день), и поэтому он нас не беспокоит. Если указать на их наличие, разум легко находит оправдания эмоциональному настрою («но ведь от туберкулеза есть лекарство!» — как возразили мне в комментах ФБ, несмотря на очевидное несоответствие между «есть лекарство» и фактом смертей).

Глобально коронавирус не угрожает человечеству, и это точно. Вот очень жестокий график численности населения Земли за последние 20 веков:

image

Бесчеловечно жестокий, потому что он «не заметил» 2 мировые войны и эпидемию «испанки», которая была в сотни раз опасней коронавируса (в Замбии смертность составила 21% населения — всего населения, а не зараженных).

Я считаю, что каждая человеческая жизнь — ценность. COVID-19 несомненно является ощутимой угрозой для людей за 70. Однако есть вариант использовать изоляцию людей из групп риска, а не общества в целом.

В ряде стран, в т.ч. в Британии, правительство выступало за введение ограниченных мер по борьбе с эпидемией, и ужесточало их под давлением общественности.

Через некоторое время может оказаться, что самым точным описанием такого подхода была фраза John P.A. Ioannidis про «слона, который, испугавшись кошки, прыгает с обрыва и умирает». Однако чем выше будет цена ошибки, тем сложнее будет ее признать. Если экономика будет разрушена в результате карантина, а позади будут недели самоизоляции, к которой так призывали вокруг, люди не будут готовы принять уточненные данные о том, что коронавирус был не намного опаснее сезонного гриппа. Поэтому чем раньше произойдет разворот мнений и снижение страхов, тем лучше.

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/494450/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *