Эволюция наградила каждый живой организм двумя стремлениями — выжить и размножиться. Стремление размножиться для индивида является стремлением выжить для популяции.
Чтобы эффективно выполнять эти стремления, у каждого организма есть механизм оценки потенциальных угроз и благ. Любая информация, которая позволяет избежать угроз и/или приобрести блага, называется ценностью.
Самым примитивными видами оценки ценности являются боль и удовольствие — прямые инстинктивные реакции, действующие непосредственно во время наступления ценностного стимула. Они присущи подавляющему большинству живых существ.
В ходе эволюции появлялись все более сложные живые существа (животные), чей аппарат оценки ценности стал основываться на прогнозах будущего. Это привело к появлению простейших эмоциональных реакций — страха и желания.
Дальнейшее эволюционное усложнение животных привело к необходимости группового взаимодействия. Группы способны более эффективно защищаться от угроз и добывать блага благодаря синергетическому эффекту. Групповое взаимодействие требует более богатого эмоционального «алфавита» для общения с сородичами. К простейшим эмоциям добавились обида, печаль, гнев, зависть и т.д.
Каждый акт добычи благ или избежания угроз требует выполнения последовательности действий — алгоритма. Часть информации об этих алгоритмах передается в инстинктах (генная информация), часть — в ходе копирования поведения родительских особей. Чем более сложное животное мы рассматриваем, тем более важен второй способ и менее важен первый.
Оптимизация этих алгоритмов происходила вместе с эволюцией живых существ с помощью накопления случайных изменений в структуре алгоритмов и ошибок передачи информации между поколениями.
Коренное отличие человека от других высокоорганизованных социальных животных — способность оптимизировать алгоритмы ценности в рамках даже одного поколения. Другими словами, человек — это переходная стадия от эволюции генов к эволюции идей. И этот переход ещё не завершён.
Пирамида потребностей
Каждый человек в течение жизни постоянно генерирует потенциалы **потребностей** — страхи, желания и идеи.
Работой же в человеческом обществе называется осуществление алгоритмов по избежанию угроз и добыче благ, а так же оптимизация этих самых алгоритмов.
То есть естественный порядок вещей — ощутить потребность → выполнить работу → получить ценность.
Система «боль-удовольствие» каждого человека щедро вознаграждает его за случаи, когда при получении того же объёма ценности пришлось потратить меньше энергии на работу. И сильно наказывает, когда за тот же объём работы удалось получить меньше ценности.
Скорее всего, каждый из вас хоть раз слышал про пирамиду Маслоу — она является очень известной попыткой систематизации потребностей человека.
Её главной особенностью является усложнение потребностей с каждой новой ступенькой. Самая нижняя ступень относится к экзистенциальным потребностям исключительно одного индивида. Но с ростом уровня потребностей соотношение индивидуальность-общество растёт в пользу общества. Высшая ступень потребностей затрагивает всё человечество и до неё в нынешнее время доходят очень мало людей, ведь для этого необходимо «построить фундамент» из нижестоящих потребностей.
Ещё одним немаловажным наблюдением является постепенный переход от преимущественно страха на нижних этажах пирамиды к преимущественно желаниям и мечтам на верхних.
Коннекционизм утверждает, что главным критерием развитости общества является средневзвешенная сложность генерируемых людьми потребностей.
Социальный граф
Каждый человек в течение жизни образовывает информационные связи с тысячами, если не десятками тысяч людей. Некоторые связи длятся десятилетиями, такие как дружба, любовь. Некоторые совсем краткие и одноразовые, например, покупка сувенира у торговца в Тунисе.
Объединяющей чертой всех информационных связей является обмен ценностью.
2 главных параметра информационной связи — интенсивность и симметричность. Каждая связь имеет информационные компоненты — страхи, желания и идеи в разных пропорциях.
Весь этот процесс при «взгляде сверху» представляет собой социальный граф (сеть), узлами которого являются люди, а рёбрами — информационные связи.
Однако, стоит уточнить, что узлами являются не люди, а так называемые информационные акторы. Ими могут быть отдельные люди, компании, объединения, государства или даже человечество в целом.
Политика, в контексте коннекционизма, рассматривает конфигурацию связей по распределению угроз от себе подобных.
Экология рассматривает конфигурацию связей по распределению угроз от внешней среды, но достаточно давно и с нарастающей силой объединяется с политикой.
Экономика рассматривает конфигурацию связей по распределению благ в обществе.
Наука рассматривает все знания и идеи общества в целом.
Деньги
С точки зрения коннекционизма деньги являются носителем информации о ценности благ и страховании от угроз. Деньги не переносят информацию о ценности идей. Ценность идей становится ясна только при повышении эффективности производства благ и/или избежания угроз. Следовательно, роль денег очень велика на нижних ступенях пирамиды Маслоу, но существенно меньше на высоких.
Инклюзивные и экстрактивные институты
В книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные» Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона вводятся понятия экстрактивных и инклюзивных институтов, а так же анализируются множество исторических событий на предмет причин успешности некоторых государств и неуспешности других. Рекомендую прочесть.
Однако, там весьма размыто рассказано, что же такое экстрактивность и инклюзивность. Мне было интуитивно понятно, что это примерно то же самое, что и экстенсивное и интенсивное виды развития. Если вкратце, то экстенсивное развитие — «за счёт других», а интенсивное — «за счёт внутренних изменений».
Если объединить эти понятия с понятием социального графа, то экстрактивность — это способность любого информационного сообщения или действия (политического, экономического или научного) увеличить асимметрию и повлечь разрывы связей в социальном графе. Инклюзивность — это обратное свойство.
Весь прогресс человечества сопровождался переходом от более экстрактивных к менее экстрактивным институтом. Те страны, у которых это получилось сделать раньше и удержаться от отката на предыдущие состояния сегодня являются развитыми и богатыми.
Либерализм
Либерализм — одно из самых великих достижений человечества. Это комплекс идей, направленных на устранение асимметрии политических связей между людьми. «Общество не может на меня влиять больше, чем я на него».
Основные принципы:
- обеспечение данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, на личную свободу, на собственность). Интеллектуальная собственность есть подмножество частной собственности, если она не является общечеловеческим достоянием, и если это не противоречит свободе слова.
- гарантии гражданских прав;
- установление равенства всех граждан перед законом;
- установление свободной рыночной экономики;
- обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Либерализм тесно связан с капитализмом, несмотря на то, что либерализм является инклюзивным институтом, а капитализм экстрактивным и об этом мы поговорим далее.
Картинка во главе поста гласит, что либерализм — единственное эффективное средство для преодоления первой ступени равенства, а именно равенства прав, хотя будет правильнее сказать политического баланса всех членов общества.
Либеральное движение всё ещё находится в процессе преобразования общества и я от всей души поддерживаю этот процесс.
Капитализм и социализм
Капитализм и социализм возникли как 2 решения извечной дилеммы — «что важнее — индивидуальность или социум?». Как это принято для новых идей, люди начали с крайностей и превратили их в религии.
Оба института являются экстрактивными, пусть и менее экстрактивными, чем феодальный строй. Они дают преимущества малой группе людей, ущемляя всех остальных, но делают это разными путями.
В капитализме этой группой являются люди, которые смогли максимально полно использовать явление экономической асимметрии и совершенно законно выкачивать денежную массу из рынка.
В социализме, который больше напоминает «феодализм с идеологией» этой группой является партийная номенклатура, которая пользуется самой простой формой асимметрии — политической.
Связка «капитализм+либерализм» эффективнее, чем связка «социализм+авторитаризм» только потому, что первое явление не душит свободный рынок регуляциями и позволяет сохранять собственность. В итоге, феномен коллективного интеллекта и эффект синергии даёт ей больше преимуществ, чем второй связке.
Я не согласен, что существует такое явление как «плановая экономика». Правильнее её называть «свободным рынком, заставленным танковыми ежами, колючей проволокой и минами».
Капитализм в поздней стадии своего развития склонен использовать политическую асимметрию — лоббизм.
Экономическая асимметрия вызывает в обществе циклические кризисы — изнутри возникающие «разряды» сброса экономической поляризации (расслоения общества на бедных и богатых).
Все эти явления не являются каким-либо секретом и довольно давно обсуждаются в самых высоких кабинетах и трибунах развитых стран.
На данный момент лучше всего с данными недостатками капитализма справляются страны Скандинавии, пусть и путём очень высокой налоговой нагрузки на население.
Определение коннекционизма
Коннекционизм — это вторая стадия либерализма, направленная на обеспечение равенства возможностей или, другими словами, экономического баланса связей между информационными акторами.
Если либерализм говорит «Общество не может на меня влиять больше, чем я на него», то коннекционизм добавляет «Общество не может взять у меня больше, чем я у него».
Коннекционизм — общественный строй, призванный заменить капитализм.
Не ищите это определение в Википедии — идея ещё не удостоилась права там быть.
Созидательное разрушение
Всё в той же книге «Почему одни страны богатые, а другие бедные» вводится ещё одно понятие -— созидательное разрушение. Это постепенная замена институтов, мешающих развитию общества, либо вносящих асимметрию в отношения людей, на те, которые лишены таких недостатков.
Коннекционизм построен на основе либерализма, а значит, его нельзя создать «сильной рукой», нельзя внести на дулах танков или путём уничтожения всех несогласных (привет, СССР!). Он возможен только в рамках сильного либерального правового государства, с мощными демократическими институтами, независимыми судами и свободными СМИ.
Коннекционизм заменяет ссудный процент и институт аренды другими институтами и запрещает автоматизацию любого процесса людьми. При нём фразы «деньги делают деньги» и «деньги должны работать» теряют смысл.
Деньги не способны работать, работу делают люди.
Парадокс свободы слова
Свобода слова является базовым и неотъемлемым правом каждого гражданина правового государства. Однако, на практике абсолютная свобода слова зачастую разбивается об жестокую реальность. На процессе в Нюрнберге перед либеральными судами вставала весьма непростая философская дилемма — как наказывать пропагандистов, ведь нельзя же наказывать за слова. В то время суды это сделали с помощью ухищрений. Подробнее можете посмотреть в этом ролике:
В информационный век эта проблема обострилась многократно. Фейковые новости, инфодемия, интернет-активизм и травля.
С точки зрения коннекционизма философской дилеммы нет — у любой информации есть степень экстрактивности. Непроверенные слухи, призывы к насилию, антипрививочные и «плоскоземельные» сообщения, пропаганда, радикальный феминизм — являются высокоэкстрактивными течениями и способны разрушать социальные связи между людьми.
Определение уровня экстрактивности — очень сложная задача, ей больше подходит форма коллективного иммунитета против такого рода информации и широкий общественный контроль над институтом подавления таких течений (экстрактивное действие, направленное на экстрактивный институт может инклюзивным, если о нём знает и одобряет большая часть общества). Нельзя доверять такую задачу частным компаниям, как это например происходило с YouTube, Facebook и т.д.
Такой подход можно применять к анализу любых институтов и явлений. Это называется коннекционным анализом.
Бирюзовый принцип
Вся идея коннекционизма была бы исключительно бумажной, если бы не одно НО. Существуют организации, в которых он уже работает, причём очень эффективно, пусть и не имеет какого-то определённого названия. Например, компания Valve. Подробно организации, основанные на таких принципах, рассмотрены в книге «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу.
А что дальше?
Коннекционизм в рамках не компаний, а целого государства может существенно ускорить прогресс, в том числе в области искусственного интеллекта. Момент создания сильного ИИ скорее всего будет решающим для человечества. Если он появится в условиях высокоэкстрактивных институтов, то, вероятнее всего, станет «великим фильтром» и уничтожит всех нас.
Если же этого не произойдёт, то наступит слабопредсказуемое будущее, с информационными акторами, способными в одиночку производить потребностей и ценности больше, чем нынешнее человечество производит сейчас.
На замену коннекционизму придёт новая стадия общественного устройства — модифиционизм, способный привести нас на 3 ступеньку равенства, но его принципы я слабо себе представляю на данный момент.
Заключение
Эта статья является первой волной моих размышлений о том, как нам строить наше будущее. В статье могут быть ошибки и неполнота рассуждений, так как один человек неспособен разработать действительно непротиворечивую и научно обоснованную стратегию в небольшой срок. Я буду благодарен за любые дополнения и дискуссии.
Также я создаю информационный ресурс. В нём будет куда более глубокое обоснование идей из этой статьи, со сложной математикой, симуляциями и анализом исторических примеров, а так же с разработкой видения и экспериментальных реформ для обеспечения возможности существования такого общества.
У коннекционизма есть символ — «Третья планета возле Звезды-Столицы» на бирюзовом фоне, в дань уважения книге «Открывая организации будущего».
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/504724/
Добавить комментарий