Шлаковый участок электросталеплавильного цеха АМЗ
Создавая решения для промышленности, у нас есть возможность бывать за кулисами производства. И это всегда впечатляет.
В прошлом году мы завершили пилотный проект на производственной площадке ПАО “АМЗ”, и хотим вам рассказать о том, как все устроено.
ПАО “Ашинский металлургический завод” – градообразующее предприятие в Челябинской области с богатой историей и традициями. История завода началась в 1898 году, когда богатейшие горнозаводчики Николай и Иван Балашовы основали здесь, вблизи станции железнодорожной станции «Аша» чугуноплавильный завод.
Сегодня это современное многопрофильное предприятие. И хотя по металлургическим меркам завод небольшой (на нем работают около 4,5 тыс. человек. Для сравнения: на одном из ведущих предприятий российской металлургии ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» численность сотрудников достигает 60 тыс. человек, а на средних по размеру предприятиях эта цифра колеблется в диапазоне от 8 до 15 тысяч человек), ежегодно завод выпускает примерно 650 000 тонн стали различных марок и является одним из крупнейших в России производителей специальных сплавов для нужд предприятий оборонного комплекса, нефтегазовой, химической, атомной, авиационной и космической отраслей промышленности, а также обладает широчайшим спектром производимых товаров высокого качества для народного потребления: металлическая посуда, термосы столовые приборы, туристическое снаряжение, садово-огородный инвентарь.
Ритм производства предприятия накладывает отпечаток и на ритм жизни города. Завод работает в непрерывном трехсменном графике — каждая смена начинается в четко определенное время: 8 часов утра, 16 часов вечера и в полночь. Начало каждой смены знаменуется сигналом фабричного гудка, установленного на крыше заводской котельной. Его слышно в любой части города и по нему можно сверять часы. А вот по будням, в 7 утра подается двойной сигнал. Он предназначен он для того, чтобы дети просыпались и начинали собираться в школу. Для тех, кто впервые приезжает в Ашу, все это кажется очень непривычным, но для местных жителей звук фабричного гудка – важная часть жизни. Его используют не только, чтобы отмерять начало смен, но и в чрезвычайных ситуациях звук гудка предупреждает жителей об опасности.
Еще одна особенность, которая удивляет непосвященного в работе электросталеплавильного цеха, – это гул производства, который не смолкает ни на минуту, такое ощущение что все вокруг дышит ритмом работы, не останавливаясь ни на секунду. Это звук электросталеплавильной печи. Каждые 1,5 часа отсюда выпускается 120 тонн расплавленной стали. И это невероятно красиво: всполохи пламени, брызги шлака, искры металла, гул работающей печи.
Агрегат «Печь-ковш» в работе
Но при всей красоте нужно четко понимать, что за всем этим стоит очень сложный технологический процесс. Каждая выплавляемая марка стали имеет свой, четко ограниченный химический состав, механические свойства и особенности производства. Процесс выплавки и внепечной обработки стали можно сравнить с готовкой. Для того, чтобы сварить высококачественную сталь, нужно добавить в нее определенные ингредиенты (ферросплавы) и учесть все дополнительные параметры (температуру, интенсивность продувки аргоном, длительность) и значения, чтобы не начать «готовить борщ», а в итоге получить «уху».
В производстве стали задействован весь персонал электросталеплавильного цеха. На восьмичасовую смену выходит целая бригада, каждый отвечает за свой участок технологического процесса. Помимо этого есть много и вспомогательных процессов, которые нужно обеспечивать, – это и проверка готовности оборудования, контроль его технического состояния, ремонтные работы. Все должно работать как единый слаженный организм. Любая оплошность может привести к аварии или даже трагедии. Вообще, в металлургии работают люди с определенным складом характера, набором реакций, смелостью. Эта работа закаляет и учит людей быстро принимать решения. При возникновении какой-либо нештатной ситуации даже секунды промедления могут привести к плачевным последствиям. Например, при разрушении футеровки стальковша или, того хуже, дуговой сталеплавильной печи, необходимо мгновенно оценить ситуацию и принять меры, иначе все тонны жидкой стали в лучшем случае превратятся в бесполезную огромную лужу остывающего металла посреди цеха, а в худшем случае при этом кто-то пострадает.
Опыт, знания, секреты мастерства тут передаются из поколения в поколение и очень часто от отца к сыну. На заводе работают целые династии. Самая распространенная из них, включающая немало фамилий, которые на слуху у каждого ашинца, – это династия Воропановых – Кединых – Шляпенковых с общим стажем работы на металлургическом заводе в 687 лет. 381 год трудится на предприятии династия Бровкиных – Копыловых, Светлаковы отдали АМЗ 337 лет, Милюковы – 236. Есть и династии, которые не просто работают всей семьей на предприятии, а передают свои знания из поколения в поколение. – яркий пример — это династия Ереминых: Виктор, Игорь, Евгений от отца к сыну передают друг другу пост старшего оператора стана 2850 ЛПЦ-1 (по материалам uralpress.ru/news/ekonomika/metallurgi-ashi-chestvovali-trudovye-dinastii ).
Нам посчастливилось в течениеи целых двух недель наблюдать за тем, как производится сталь, и мы бы сравнили процесс выплавки с искусством. Это похоже на выступление симфонического оркестра:, каждый отвечает за свою партию, но при этом нужно четко следовать общему ритму и тональности, и тогда звук будет идеальным. Мастер смены, сталевар и подручные сталевара понимают друг друга почти без слов. Например, замечены такие вещи: идет обработка металла, сталевар работает за пультом и делает короткий взмах рукой, доли секунды, и тут же подручный производит замер температуры и отбирает пробу металла на химический анализ.
Есть еще моменты, которые роднят искусство и металлургию, – многие вещи во время выплавки и внепечной обработки оцениваются визуально, по небольшому изменению цвета пробы шлака, искрам металла, колебанию поверхности металла в стальковше сталевар делает вывод о качестве работы и корректирует процесс при необходимости. Как художник, который создает работу, полагаясь на свое чувство света и тени.
Подготовка к передаче стальковша на разливку
Жаль, что металлургия – это достаточно закрытая отрасль, не всякий может попасть на производство и увидеть все это своими глазами. Мы рады, что те проекты, которые мы делаем, позволяют не только побывать на различных производствах, познакомиться с людьми, преданным своей профессии и делу, но и помочь им, облегчив их труд современными технологиями, и внести свой вклад в развитие и цифровизацию отечественной промышленности.
В заключение хочется рассказать о самом городе и его достопримечательностях. Первое что сразу бросается в глаза, когда идешь по улицам Аши — отсутствие мусора.
Не просто каких-то обрывков бумаги или пластика, даже остатков от сигарет нет. Причем это касается как центральной улицы, так и прилегающих районов.
Но местный колорит все-таки присутствует: нет нет да и попадется навстречу какая-нибудь буренка или коза, неспешно гуляющая по газону почти в центре.
В городе три музея, мы с удовольствием их посетили – есть и музей, посвященный Ашинскому металлургическому заводу. В экспозиции представлено множество экспонатов, рассказывающих о становлении и развитии производства чугуна и стали в Аше, укладах и обычаях местных жителей. Также представлены образцы материалов, применяемых в производстве и продукция завода.
Город окружен горами, которые, конечно, не особенно крутые и высокие, но вид действительно очень живописный. Если спросить у металлургов, как они проводят свободное время то, как правило, в ответ можно услышать получасовой рассказ о походах в горы, за грибами и об отличной рыбалке. У нас вообще сложилось впечатление, что рыбалка и походы за грибами — это как дружеское соревнование между металлургами. Во время пересменки, после обсуждения текущей работы, обязательно идет рассказ о том, кто куда ездил на выходные. В общем, рассказывать можно очень долго, но фото будут красноречивей.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/datana/blog/504766/
Добавить комментарий