Если вы хотите работать в геймдеве, обратите внимание на игровую аналитику — это прекрасный способ стать полезным и хорошо зарабатывать без технического бэкграунда.
Разобрались в подробностях, что это за профессия, какими навыками нужно обладать для старта и почему учиться игровой аналитике стоит прямо сейчас.
Любому игровому проекту нужна аналитика
Геймдев — огромная индустрия. Аналитики Newzoo посчитали, что уже в 2021 году играми будут интересоваться четверть населения земли, или больше двух миллиардов человек.
Уже в этом году по прогнозам рынок достигнет 160 млрд долларов. Когда в бизнесе фигурируют такие цифры, даже незначительное изменение внутриигровой экономики в условной Fortnite или GTA Online может стоить компании сотни миллионов долларов. Поэтому игровые компании используют специальную методологию принятия решений.
Data Driven — это подход, когда решения в проекте принимаются на основе данных, а не интуиции. Смотрите, вот условный пример разницы между обычными собирателями статистики и DD:
- Традиционная статистика — собираем отчёты, в которых рассказываем, что на прошлой неделе в игре упали продажи определённых предметов. Показываем в динамике, как менялся уровень продаж за весь год.
- Data Driven — собираем данные, которые показывают, почему игроки перестали покупать предметы. Выяснили, что после последнего обновления слегка поменялся баланс в нескольких квестах, игроки буквально пробегают все задачи без труда и потребность в предметах исчезла. В отчёте предлагаем пути исправления — например, изменение характеристик мобов в нужных локациях.
Игровая аналитика использует подход Data Driven.
Какие данные собирает и изучает игровой аналитик
Игровая аналитика — профессия новая. Какой-то устоявшейся классификации специальностей в индустрии нет, поэтому обязанности аналитика будут отличаться в зависимости от размера и вида компании.
В условной Epic Games аналитиков много, и вы можете несколько лет заниматься только балансом экономики и её влиянием на монетизацию в отдельном уровне конкретной игры.
- В локальных студиях, которые развивают 2–3 громких проекта, у вас уже больше возможностей — вы смотрите все метрики и их развитие вплоть до денег, предлагаете изменения в балансе или механиках.
- В небольшой студии вы будете внедрять и изучать не только данные из самой игры, но и из внешних источников. Проще говоря, заниматься маркетинговой аналитикой и создавать воронки привлечения и удержания пользователей в игре.
Количество и вид метрик зависит от игры — в огромной MMORPG и небольшом казуале «Три в ряд» показатели разные. Если же пытаться классифицировать данные, то получится несколько видов.
Метрики эмоций
Вы отслеживаете места и события, где пользователь получает удовольствие и наоборот, испытывает раздражение. В индустрии есть даже специальная метрика FUUU. Она символизирует человека, который с криком FUUU бросает играть. Конечно, это довольно предвзятый показатель, поэтому для объективности его используют вместе с другими метриками.
Например, вы можете отслеживать, сколько раз игроков убивали в конкретной локации. Если из 100 человек успешно прошли событие с первой попытки все, то игровой процесс получается слишком легким. Это может привести к скуке, поэтому передаем данные геймдизайнеру и предлагаем подправить баланс.
На основе метрик эмоций в игровой процесс внедряются и незаметные нововведения. Например, чтобы игроки чувствовали больше азарта, перед смертью их персонаж становится чуть сильнее.
Цель аналитика — сделать игровой процесс затягивающим, побудить игроков как можно чаще заходить в игру и как можно дольше в ней оставаться.
Продуктовые метрики
Выбор метрик зависит ещё от жанра и вида монетизации игры. В большом MMO доход идёт от продажи дополнений и предметов в магазине. В idle-игре нужно придумать, как оставить игру затягивающей и интересной, но при этом заставить пользователей смотреть больше рекламы.
Вот несколько важных показателей:
- DAU (Daily Active Users) — сколько людей пришли в вашу игру за сутки. Ещё есть WAU и MAU — соответственно за неделю и месяц.
- ACU (Average Concurrent User) — среднее количество пользователей онлайн. В крупных играх ACU важен для массовых событий. В небольших казуальных проектах это один из способов отследить, насколько проект получился интересным.
- ARPU (Average Revenue Per User) — сколько денег игра получает от одного пользователя. Тут важно не ошибиться — считают не «деньги делить на общее количество людей», а «деньги делить на количество людей, играющих в момент получения этих денег». В качестве расчётного периода можно взять, например, 7 дней. Метрика в основном подходит для игр с монетизацией, в которой игрок платит постоянно, а не разово.
- Retention — сколько людей (в процентах) продолжает играть. Обычно считают ретеншн на следующий день после загрузки игры, через неделю, месяц и 60 дней.
- Sticky Factor — показатель прилипчивости или регулярности входа в игру. Если пользователь постоянно запускает приложение, стики-фактор будет выше.
В казуальных играх часто считают показатели времени оплаты — сколько человек играет до тех пор, пока не сделает первый платеж. Важны показатели LTV — маркетинговая метрика, которая говорит о том, сколько в среднем приносит игрок бизнесу. Каждую из этих метрик можно разложить ещё на десятки, выстроить цепочки зависимостей и изучать влияние на них метрик эмоций.
Чем занимается игровой аналитик
Вот типичный список задач для игрового аналитика среднего уровня и выше. От начинающего обычно не требуют всего этого, достаточно уметь собирать данные, анализировать их и делать выводы.
- Придумать иерархию метрик — создать общую концепцию процесса аналитики. Нужно понимать, что отслеживать в первую очередь, буквально в режиме онлайн, а на что обращать внимание уже в сессии анализа. Понимать, какие метрики в зависимости от жанра игры и вида монетизации важны, а какие только отнимают время.
- Контролировать целостность данных. Находить аномалии, разбираться, почему они появились. Понимать, когда небольшие погрешности происходят из-за особенностей инструментария, а когда нужно пересобирать процесс получения данных.
- Участвовать в построении воронки событий в игре. Раскладывать все события на этапы, отслеживать, какие из них и как влияют на эмоции игрока, как это сказывается на монетизации проекта.
- На основе данных создавать гипотезы — как изменить игровой процесс, экономику, баланс, механику игры, чтобы это затягивало игроков лучше, вызывало у них нужные эмоции и в итоге приносило больше денег.
- Проверять эти гипотезы с помощью A/B-тестирования.
- Формировать отчёты для геймдизайнеров, маркетологов, продюсеров, делать это визуально грамотно, структурировано и понятно.
Как стать игровым аналитиком
Игровая аналитика появилась не так давно, поэтому каких-то университетских программ по ней найти не удалось. Для старта в профессии стоит закончить курсы или заняться самообучением. Затем искать работу на позицию Junior. Или попробовать пройти стажировку — это поможет завести знакомства в индустрии и погрузиться в профессию, если до это не было опыта в аналитике вообще.
Нужен ли технический бэкграунд
Нет, быть программистом или заканчивать технический вуз необязательно. Игровой аналитик — это профессия на стыке геймдизайна и аналитики данных, поэтому все нужные знания можно получить на курсах с нуля.
Знание математики для старта также не обязательно. Работа не требует законченного мехмата, а научиться управлять библиотеками для расчёта моделей можно в процессе. Точно также, как и понять принципы теории вероятности. Но, безусловно, с математическим бэкграундом учиться будет проще и быстрее.
Нужен ли английский язык
Чтобы начать учёбу, английский язык нужен минимально, можно пользоваться Google-переводчиком для чтения документации. Если решили развиваться в профессии, то стоит поднять свой уровень. Качественная литература, YouTube-каналы от ведущих аналитиков, блоги и форумы — большинство источников информации зарубежные.
Нужно ли играть самому
Да. Как и в случае с геймдизайнерами, в игровую аналитику стоит идти, если вам нравится играть. Познакомьтесь с игровыми жанрами, разберитесь в механиках и видах монетизации.
Вы не обязаны фанатеть от всех игр подряд и просиживать сотни часов за каждой новинкой. Но без общего понимания рынка и тенденций будет сложно.
Что изучить для старта профессии
Начинающий игровой аналитик:
- Разбирается в психологии игр и игровой индустрии, особенностях жанров, сеттингов, платформ. Понимает, как устроен геймплей, какие события и механики помогают удерживать пользователей.
- Знаком с разными видами монетизации, понимает особенности настройки внутриигровой экономики. Умеет строить воронки, сегментировать пользователей, использовать кастомные фильтры для анализа аудитории.
- Владеет SQL. Может писать простые запросы, группировать и фильтровать данные.
- Знает основы языка Python — функции, классы, массивы. Умеет пользоваться популярными библиотеками, в частности Numpy и Scipy, Seaborn, Plotly, Matplotlib. Может автоматизировать получение и обработку данных с помощью связки Python и SQL.
- Понимает, как проводить A/B-тестирование. Знает, как настроить сбор данных и умеет оценивать вероятности с точки зрения статистики.
- Умеет строить отчёты не только в табличных редакторах. Понимает, как люди воспринимают информацию, работает со статикой и динамикой, использует и умеет создавать дашборды и инфографику.
- Понимает, как строятся коммуникации в команде, умеет общаться, доносить свою мысль, презентовать и защищать гипотезу.
Разумеется, для уровня стажёра не обязательно разбираться во всем этом досконально — будет достаточно общего представления и небольших практических навыков.
Сколько зарабатывают gamedev-аналитики. Карьерный путь и спрос в профессии
Игровой аналитик — довольно молодая профессия и востребованная профессия. Много вакансий за границей, в больших игровых компания — Wargaming, Blizzard, Ubisoft, Epic Games.
Стартовать и хорошо зарабатывать можно и в России — например, на HeadHunter в среднем предлагают 250 вакансий. На Trud.com — больше 400. Ещё есть сайты, сделанные специально для gamedev-индустрии. Например, на InGameJob ищут 119 аналитиков.
Зарплаты в gamedev в описании вакансий указывать не принято — на момент написания статьи только 48 вакансий на HH была написана вилка дохода.
Игровые студии публикуют сразу несколько вакансий аналитиков с разными функциями — выбирайте то, что ближе по душе
Данных по средней зарплате именно игрового аналитика нет. Но учитывая, что даже на профильных сайтах с вакансиями игрового аналитика часто называют Product Analyst, а разницы в стеке инструментов практически нет, то стоит ориентироваться на среднюю зарплату аналитика в IT в целом, делая поправка на плюс/минус 10% — по данным Хабр Карьеры это 100 000 рублей.
Карьерный путь и зарплаты аналитика в gamedev может выглядеть так:
- На позиции Junior зарплата будет в среднем 50–70 тысяч рублей.
- Через год, когда появится реальный практический опыт, ценник поднимется до 100 тысяч.
- Дальше несколько лет зарплата держится на уровне 100–150 тысяч рублей.
Для зарплаты больше 150 тысяч придется выполнять менеджерские функции или расширять круг обязанностей. Например, уходить в продюсеры. Или менять сферу — аналитик с опытом в играх может быстро перейти, например, в финансовый сектор.
Ещё один путь развития — поработать аналитиком, познакомиться с интересными людьми, разобраться в индустрии и начать делать свои игры.
Материал подготовил Дмитрий Кузьмин.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/netologyru/blog/506146/
Добавить комментарий