Как я участвовал в IOCCC-’19 (и програл). Часть 1: «Крестики-нолики»

от автора

Нас с детства учили, что хороший, качественный код должен хорошо читаться, быть семантически и алгоритмически понятным. Все ругают программистов, которые пишут непонятный или переусложенный код.
Но что, если провести конкурс, в котором критерий «хорошести» кода будет перевернут? Читаемость и понятность со знаком «минус». Именно с такими мыслями Leonid A. Broukhis, Simon Cooper и Landon Curt Noll провели первый конкурс IOCCC (International Obfuscated C Code Contest) в 1984м году. Цель конкурса — создать самый запутанный и непонятный код, удивить судей нестандартными способами скрытия истинной работы кода или же просто показать способы программирования, которые, на первый взгляд, кажутся мешаниной из знаков, чисел и пробелов.

Более подробно про критерии, задачи и победителей можно прочитать на сайте конкурса: www.ioccc.org

Несмотря на то, что меня пугала перспектива «сразиться» с программистами, некоторые из которых могут писать четырехступенчатые квайны, вывод которых отформатирован в виде лица персонажа и иероглифов имени или вывести свой собственный sha-512 хэш, я всё же решил поучаствовать в 27м конкурсе IOCCC.

Что из этого вышло, я бы хотел рассказать в статье из двух частей. Так как каждый участник может отправить не более 8.000000 работ я решил ограничиться двумя (умерший HDD из-за которого всё пришлось делать с нуля повторно этому поспособствовал). Цикл статей состоит из двух частей (от простого к сложному):

  1. Как я участвовал в IOCCC-’19 (и проиграл). Часть 1: «Крестики-нолики»
  2. Как я участвовал в IOCCC-’19 (и проиграл). Часть 2: «Симулятор NOR»

От автора

Есть ли сожаления, что победа досталась кому-то другому? В общем нет. Я особо надеялся на свою вторую работу (из части 2) и на номинацию «Самая запутанная программа для X11», но в этом году этой номинации не было. Что ж, это повод попытаться в следующем году придумать что-то посложнее.

Исходный код

Несмотря на то, что «Крестики-нолики» была моей второй работой, она проще, а следовательно лучше начать цикл статей с нее. По сравнению с другими работами других авторов она достаточно слабая, но позволяет уловить часть «приемов» для облегчения рассмотрения второй части.

Для начала, сам код работы:

prog.c («Т» — от английского названия игры — («Tic-Tac-Toe»):

void move(void) {/* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */};  const double aaa = 1.40812272124156708779e-308; const double aaA = 1.63732567860768633471e-306; const double aAa = 5.81846600316580299542e+180; const double aAA = 6.13331437392687289128e-154; const double Aaa = 6.01393815945279298101e-154; const double AaA = 6.01347195647080563440e-154; const double AAa = 7.87488138007920286678e+276; const double AAA = 1.28060532144786065112e-152;                                                                           extern long int syscall(long int,...);unsigned w[]={1409286144,344064,84,588692+ 1073415340,268501008,67125252,1073807364,67174464,0}; char s[32]={0};int p=0, v; void O(                                                                  char*s) {while(                                                                  syscall ( P, 1,                                                                  s++,1), v--); }        char *f(double g){static double G;G=g;return(char*        ) &G; } void o(        double g){v=8;O(f(g));v=8;O(f(aaa )) ;syscall(E,0)        ;} void set(int        x,int y){if(p)o(aaA);if(x<0||y<0||x>2||y>2||s[(y*2        )*6+x*2 ]!=32)o                           (aAa);s[(y*2                           )*6+x*2 ]=88;p=                           1; v= 31; O(                           s);}int a( char                           x , char y )                           {return (s[(y*2                           )*6+x*2]!=32                           )?0:(s[ (y*2)*6                           +x*2] =79);}                           int i() {return                           a(1,1)||a(0,                           0)||a(1 ,2)||a(                           2,1)||a(0,2)                           ||a(2,0 )||a(1,                           0)||a(2,2)||                           a(0,1); }void c                           (){ unsigned                           * W =w; char*_=                           s;unsigned l                           =0,I=0; while(*                           _){l|=*_==88                           ;I|= *_ ==79; l                           <<=1;I <<=1;                           _++ ; } while(*                           W){if((l&*W)                           ==*W)o( aAA);if                           ((I&*W)==*W)                           o(Aaa); W++;}if                           ((l|I)==159+                           899685+ 899712+                           1407830736)o                           ( AaA ) ; } int                           main(void){v                           = 15+15 ;while(                                                                  v--){s[ v]=32;s                                                                  [v]=(v% 2)==1?124:s[v];s[v]=(v/6%2)==1?45:s[v];s[v]=((v%2)==1)&&((v/6%2)==1)?43:s[v];s[v ]=(v%6)==5?10:s[v];}if(syscall(T,0,0,0,0)!=-1)o(AAa);while(1){i();v=31;O(s);c();                                             move (); if(!p)o(AAA                       )  ;p=0;c();                       }return 0;} 

Makefile:

#!/usr/bin/env make PROJECT= prog CC= gcc SRC= prog.c CWARN= -Wall -Wextra -Wno-misleading-indentation  CSTD= -std=c99  BITS := $(shell uname -p) ifeq ($(BITS), x86_64)     ARCH= -m64     # write     # ptrace     # exit         CDEFINE= -DP=1 -DT=101 -DE=60 else     ARCH= -m32     # write     # ptrace     # exit         CDEFINE= -DP=4 -DT=26 -DE=1 endif  OPT= -g  CFLAGS= ${CWARN} ${CSTD} ${ARCH} ${CDEFINE} ${OPT} LDFLAGS= -ldl  RM= rm  all:  ${PROJECT}  ${PROJECT}: 	${CC} ${CFLAGS} ${SRC} -o $@ ${LDFLAGS} clean: 	${RM} -f ${PROJECT} 

Сборка:
make

Для удобства исходный код можно взять из github репозитория.

Обращение к читателю

На этом месте я бы хотел обратиться к тем, кто достаточно хорошо знает язык Си. Если у вас есть желание — отложите статью в сторону до вечера или выходных и постарайтесь в свободное время понять, как именно работает программа, поупражнявшись таким образом в чтении запутанного кода.

Тех же, кто хочет сразу рассмотреть решение прошу читать дальше.

Как играть

Так как код всё же должен выполнять свою работу (и, желательно, каким-нибудь извращенным методом), то попробуем в него поиграть. Для этого нужно запустить программу под отладчиком и установить точку останова на нужную функцию:

$ gdb ./prog  GNU gdb (Ubuntu 8.1-0ubuntu3.2) 8.1.0.20180409-git <...> Reading symbols from ./prog...done. (gdb) b move Breakpoint 1 at 0x64e: file prog.c, line 1. 

Теперь запустим программу:

(gdb) r Starting program: /home/alex/development/c/ioccc/tic/prog   | |  -+-+-  |O|  -+-+-  | |   Breakpoint 1, move () at prog.c:1 1	void move(void) {/* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */}; (gdb)  

Нам нарисовали поле и попросили указать координаты, по которым мы хотим нарисовать крестик (противник сделал свой ход ноликами). Сделаем ход так, как нас просят на экране и продолжим выполнение программы:

(gdb) p set(0, 0) X| |  -+-+-  |O|  -+-+-  | |  $1 = void (gdb) c Continuing. X| |  -+-+-  |O|  -+-+-  |O|   Breakpoint 1, move () at prog.c:1 1	void move(void) {/* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */}; 

Продолжим игру:

(gdb) p set(1, 0) X|X|  -+-+-  |O|  -+-+-  |O|  $2 = void (gdb) c Continuing. X|X|  -+-+-  |O|O -+-+-  |O|   Breakpoint 1, move () at prog.c:1 1	void move(void) {/* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */}; (gdb) p set(2,0) X|X|X -+-+-  |O|O -+-+-  |O|  $3 = void (gdb) c Continuing. winner         [Inferior 1 (process 2785) exited normally] 

Что ж, это было не трудно (в конце концов никто не обещал сложные машинные алгоритмы).
В игре также присутствует проверка на нечестный поступок (ход игроком два раза подряд), ход в несуществующую ячейку и пропуск хода. В случае же запуска программы без отладчика она завершится с сообщением «gdb only».

Как это работает

Пришло время взять скальпель и препарировать пациента.

Для удобства читаемости прогоним программу через indent (мне нравятся опции -kr -brf):

Исходный код после indent -kr -brf

void move(void) {             /* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */ };  const double aaa = 1.40812272124156708779e-308; const double aaA = 1.63732567860768633471e-306; const double aAa = 5.81846600316580299542e+180; const double aAA = 6.13331437392687289128e-154; const double Aaa = 6.01393815945279298101e-154; const double AaA = 6.01347195647080563440e-154; const double AAa = 7.87488138007920286678e+276; const double AAA = 1.28060532144786065112e-152;  extern long int syscall(long int, ...); unsigned w[] = {      1409286144,      344064,      84,      588692 + 1073415340,      268501008,      67125252,      1073807364,      67174464,      0 }; char s[32] = { 0 };  int p = 0, v; void O(char *s) {     while (syscall(P, 1, s++, 1), v--); }  char *f(double g) {     static double G;     G = g;     return (char *) &G; }  void o(double g) {     v = 8;     O(f(g));     v = 8;     O(f(aaa));     syscall(E, 0); }   void set(int x, int y) {     if (p)     o(aaA);     if (x < 0 || y < 0 || x > 2 || y > 2 || s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32)     o(aAa);     s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 88;     p = 1;     v = 31;     O(s); }  int a(char x, char y) {     return     (s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) ? 0 : (s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 79); }  int i() {     return a(1, 1) || a(0, 0) || a(1, 2) || a(2, 1) || a(0, 2) || a(2, 0)     || a(1, 0) || a(2, 2) || a(0, 1); }  void c() {     unsigned *W = w;     char *_ = s;     unsigned l = 0, I = 0;     while (*_) {     l |= *_ == 88;     I |= *_ == 79;     l <<= 1;     I <<= 1;     _++;     }     while (*W) {     if ((l & *W) == *W)         o(aAA);     if ((I & *W) == *W)         o(Aaa);     W++;     }     if ((l | I) == 159 + 899685 + 899712 + 1407830736)     o(AaA); }  int main(void) {     v = 15 + 15;     while (v--) {     s[v] = 32;     s[v] = (v % 2) == 1 ? 124 : s[v];     s[v] = (v / 6 % 2) == 1 ? 45 : s[v];     s[v] = ((v % 2) == 1) && ((v / 6 % 2) == 1) ? 43 : s[v];     s[v] = (v % 6) == 5 ? 10 : s[v];     }     if (syscall(T, 0, 0, 0, 0) != -1)     o(AAa);     while (1) {     i();     v = 31;     O(s);     c();     move();     if (!p)         o(AAA);     p = 0;     c();     }     return 0; } 

Заголовочные файлы

В первую очередь обратим внимание на то, что программа не содержит подключения заголовочных файлов, но при этом выводит в консоль сообщения. Как же это было достигнуто?
Секрет прост, если внимательно посмотреть на Makefile и объявление функции syscall. Да, программа напрямую использует системные вызовы для того, чтобы выводить на экран сообщения (write), проверять себя на запуск под отладчиком (ptrace) и экстренно прерывать программу (exit).

Можно также заметить, что Makefile содержит два набора чисел, передаваемых в компилятор — это сделано для того, чтобы программа работала корректно и под x86 и под x86_64 архитектурами (так как они имеют разные таблицы системных вызовов).

Заменим системные вызовы на понятные нам действия (заодно просуммируем константные математические выражения и исправим огрехи indent):

После замены syscall и форматирования

#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <sys/ptrace.h>  void move(void) {             /* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */ };  const double aaa = 1.40812272124156708779e-308; const double aaA = 1.63732567860768633471e-306; const double aAa = 5.81846600316580299542e+180; const double aAA = 6.13331437392687289128e-154; const double Aaa = 6.01393815945279298101e-154; const double AaA = 6.01347195647080563440e-154; const double AAa = 7.87488138007920286678e+276; const double AAA = 1.28060532144786065112e-152;  extern long int syscall(long int, ...); unsigned w[] = {      1409286144,      344064,      84,      1074004032,      268501008,      67125252,      1073807364,      67174464,      0 }; char s[32] = { 0 };  int p = 0, v; void O(char *s) {     while (write(1, s++, 1), v--); }  char *f(double g) {     static double G;     G = g;     return (char *) &G; }  void o(double g) {     v = 8;     O(f(g));     v = 8;     O(f(aaa));     exit(0); }   void set(int x, int y) {     if (p)         o(aaA);     if (x < 0 || y < 0 || x > 2 || y > 2 || s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32)         o(aAa);     s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 88;     p = 1;     v = 31;     O(s); }  int a(char x, char y) {     return         (s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) ? 0 : (s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 79); }  int i() {     return a(1, 1) || a(0, 0) || a(1, 2) ||             a(2, 1) || a(0, 2) || a(2, 0) ||             a(1, 0) || a(2, 2) || a(0, 1); }  void c() {     unsigned *W = w;     char *_ = s;     unsigned l = 0, I = 0;     while (*_) {         l |= *_ == 88;         I |= *_ == 79;         l <<= 1;         I <<= 1;         _++;     }     while (*W) {         if ((l & *W) == *W)             o(aAA);         if ((I & *W) == *W)             o(Aaa);             W++;     }     if ((l | I) == 1409630292)         o(AaA); }  int main(void) {     v = 15 + 15;     while (v--) {         s[v] = 32;         s[v] = (v % 2) == 1 ? 124 : s[v];         s[v] = (v / 6 % 2) == 1 ? 45 : s[v];         s[v] = ((v % 2) == 1) && ((v / 6 % 2) == 1) ? 43 : s[v];         s[v] = (v % 6) == 5 ? 10 : s[v];     }     if (ptrace(0, 0, 0, 0) != -1)         o(AAa);     while (1) {         i();         v = 31;         O(s);         c();         move();         if (!p)             o(AAA);         p = 0;         c();     }     return 0; } 

Строки и их хранение

Программа во время работы выводит нам некоторые сообщения, но в коде нет строк в открытом виде. Как же кодируется текст?

Секрет можно открыть, проследив цепочку событий например после функции ptrace:

    if (ptrace(0, 0, 0, 0) != -1)         o(AAa); 

const double AAa = 7.87488138007920286678e+276;  void O(char *s) {     while (write(1, s++, 1), v--); }  char *f(double g) {     static double G;     G = g;     return (char *) &G; }  void o(double g) {     v = 8;     O(f(g)); 

Очевидно, что константа ААа содержит в себе строку, но представлена как double. Это было достигнуто следующим образом — были созданы строки, длиной не более 8 байт (размер double), затем через указатель/memcpy/union они были приведены к double. Пришлось покрутить точность представления, но в итоге удалось добиться того, что как минимум бОльшая часть байт не страдала от «урезания» при конвертации строка в исходном коде → double → строка в памяти.

Проведем обратную конвертацию и заменим комплект из f() и O() на printf:

Код после замены double-строк на printf

#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <sys/ptrace.h>  void move(void) {             /* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */ };  extern long int syscall(long int, ...); unsigned w[] = {      1409286144,      344064,      84,      1074004032,      268501008,      67125252,      1073807364,      67174464,      0 }; char s[32] = { 0 };  int p = 0, v;  void set(int x, int y) {     if (p) {         printf("%s\n", "cheater");         exit(EXIT_SUCCESS);     }     if (x < 0 || y < 0 || x > 2 || y > 2 || s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) {         printf("%s\n", "bad move");         exit(EXIT_SUCCESS);     }     s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 88;     p = 1;     printf("%s", s); }  int a(char x, char y) {     return         (s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) ? 0 : (s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 79); }  int i() {     return a(1, 1) || a(0, 0) || a(1, 2) ||             a(2, 1) || a(0, 2) || a(2, 0) ||             a(1, 0) || a(2, 2) || a(0, 1); }  void c() {     unsigned *W = w;     char *_ = s;     unsigned l = 0, I = 0;     while (*_) {         l |= *_ == 88;         I |= *_ == 79;         l <<= 1;         I <<= 1;         _++;     }     while (*W) {         if ((l & *W) == *W) {             printf("%s\n", "winner");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         if ((I & *W) == *W) {             printf("%s\n", "loser");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         W++;     }     if ((l | I) == 1409630292) {         printf("%s\n", "draw");         exit(EXIT_SUCCESS);     } }  int main(void) {     v = 15 + 15;     while (v--) {         s[v] = 32;         s[v] = (v % 2) == 1 ? 124 : s[v];         s[v] = (v / 6 % 2) == 1 ? 45 : s[v];         s[v] = ((v % 2) == 1) && ((v / 6 % 2) == 1) ? 43 : s[v];         s[v] = (v % 6) == 5 ? 10 : s[v];     }     if (ptrace(0, 0, 0, 0) != -1) {         printf("%s\n", "gdb only");         exit(EXIT_SUCCESS);     }     while (1) {         i();         printf("%s", s);         c();         move();         if (!p) {             printf("%s\n", "no move");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         p = 0;         c();     }     return 0; } 

Стало относительно понятно, какой блок что именно проверяет, но общая природа проверок пока еще не ясна.

Отрисовка поля

После замен double-строк на printf стал заметен блок, заполняющий какую-то длинную строку используя математику а затем печатающий её. Ну разумеется, это поле, рисуемое на экране:

    while (v--) {         s[v] = 32; // Заполняем все ячейки пробелами         s[v] = (v % 2) == 1 ? 124 : s[v]; // Если ячейка нечетная, то ставим знак '|'         s[v] = (v / 6 % 2) == 1 ? 45 : s[v]; // Если ряд нечетный, то ставим знак '-'         s[v] = ((v % 2) == 1) && ((v / 6 % 2) == 1) ? 43 : s[v]; // Если пересечение, то '+'         s[v] = (v % 6) == 5 ? 10 : s[v]; // Добавляем перенос строк     }      printf("%s", s); 

Соответственно, для наглядности, продолжим заменять на читаемый аналог:

    memcpy(s, " | | \n"               "-+-+-\n"               " | | \n"               "-+-+-\n"               " | | \n", 30); 

Обтачивая main

Если мы внимательно проследим за workflow программы, то сразу станет понятно предназначение однобуквенных функций. i() устанавливает ход противника (да, весь ИИ — это 9 OR условий, которые компьютер перебирает по очереди пока не найдет свободную ячейку (иногда даже выигрывает)), c() — проверяет условия победы или поражения, p, очевидно, количество ходов, которые совершил игрок. Переименуем функции, заодно расставим комментарии там, где можно разобраться без труда:

Убираем однобуквенность и ставим комментарии

#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <sys/ptrace.h> #include <string.h>  void move(void) {             /* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */ };  extern long int syscall(long int, ...); unsigned w[] = {      1409286144,      344064,      84,      1074004032,      268501008,      67125252,      1073807364,      67174464,      0 }; char s[32] = { 0 };  int players_turns = 0;  static void print_map(void) {     printf("%s", s); }  void set(int x, int y) {     // Игрок походил более одного раза     if (players_turns > 0) {         printf("%s\n", "cheater");         exit(EXIT_SUCCESS);     }          // Игрок походил в занятую ячейку или за пределы поля     if (x < 0 || y < 0 || x > 2 || y > 2 || s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) {         printf("%s\n", "bad move");         exit(EXIT_SUCCESS);     }          // Ставим маркер игрока     s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 'X';          // Ставим защиту от повторного хода     players_turns = 1;          print_map(); }  int check_and_set_AI(char x, char y) {     return // Свободна ли ячейка? Если да, ставим 'O', если нет - вернем 0.         (s[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) ? 0 : (s[(y * 2) * 6 + x * 2] = 'O'); }  int set_AI() {     // Пробуем все ячейки по очереди     return a(1, 1) || a(0, 0) || a(1, 2) ||             a(2, 1) || a(0, 2) || a(2, 0) ||             a(1, 0) || a(2, 2) || a(0, 1); }  void check_victory() {     unsigned *W = w;     char *_ = s;     unsigned l = 0, I = 0;     while (*_) {         l |= *_ == 88;         I |= *_ == 79;         l <<= 1;         I <<= 1;         _++;     }     while (*W) {         if ((l & *W) == *W) {             printf("%s\n", "winner");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         if ((I & *W) == *W) {             printf("%s\n", "loser");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         W++;     }     if ((l | I) == 1409630292) {         printf("%s\n", "draw");         exit(EXIT_SUCCESS);     } }  int main(void) {     // Проверяем, что мы под GDB     if (ptrace(0, 0, 0, 0) != -1) {         printf("%s\n", "gdb only");         exit(EXIT_SUCCESS);     }      // Инициализируем карту     memcpy(s, " | | \n"               "-+-+-\n"               " | | \n"               "-+-+-\n"               " | | \n", 30);      // Цикл игры     while (1) {         set_AI();         print_map();         check_victory();         move();                  if (!players_turns) {             printf("%s\n", "no move");             exit(EXIT_SUCCESS);         }                  players_turns = 0;                  check_victory();     }     return 0; } 

Проверка победы

Осталась одна функция, которая какой-то математической магией проверяет условия победы.

На самом деле она делает это не просто, а очень просто и в сишном стиле — каждая ячейка поля представляется как один бит. И есть две переменные длиной не менее 32 бит — для учета AI и игрока. Проходим по каждой ячейке/биту и ставим 1 в соответствующую переменную если стоит фигура одного из игроков. Затем сравниваем, соответствует ли получившееся число одной из констант-побед, вынесенных в отдельный массив. Если да, то победил игрок, получивший нужную комбинацию.

    while (*_) {         l |= *_ == 'X';         I |= *_ == 'O';         l <<= 1;         I <<= 1;         _++;     } 

Перепишем функцию и опишем константы:

Конец игры

#include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <sys/ptrace.h> #include <string.h>  void move(void) {             /* now make your move with 'p set(x, y)', then 'c' */ };  unsigned victory_positions[] = {      1409286144, // Первая строка     344064,     // Вторая строка     84,         // Третья строка     1074004032, // Первый столбец     268501008,  // Второй столбец     67125252,   // Третий столбец     1073807364, // Диагональ 00->22     67174464,   // Диагональ 20->02     0           // Признак конца массива }; char map[32] = { 0 };  int players_turns = 0;  static void print_map(void) {     printf("%s", map); }  void set(int x, int y) {     // Игрок походил более одного раза     if (players_turns > 0) {         printf("%s\n", "cheater");         exit(EXIT_SUCCESS);     }          // Игрок походил в занятую ячейку или за пределы поля     if (x < 0 || y < 0 || x > 2 || y > 2 || map[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) {         printf("%s\n", "bad move");         exit(EXIT_SUCCESS);     }          // Ставим маркер игрока     map[(y * 2) * 6 + x * 2] = 'X';          // Ставим защиту от повторного хода     players_turns = 1;          print_map(); }  int check_and_set_AI(char x, char y) {     return // Свободна ли ячейка? Если да, ставим 'O', если нет - вернем 0.         (map[(y * 2) * 6 + x * 2] != 32) ? 0 : (map[(y * 2) * 6 + x * 2] = 'O'); }  int set_AI() {     // Пробуем все ячейки по очереди     return a(1, 1) || a(0, 0) || a(1, 2) ||             a(2, 1) || a(0, 2) || a(2, 0) ||             a(1, 0) || a(2, 2) || a(0, 1); }  void check_victory() {     unsigned * victory_iterator = victory_positions;     char * map_iterator = map;     unsigned player_score = 0, enemy_score = 0;          // Проход по полю - считаем score     while (*map_iterator) {         player_score |= *_ == 'X';         enemy_score |= *_ == 'O';         player_score <<= 1;         enemy_score <<= 1;         map_iterator++;     }          // Проход по выигрышным комбинациям     while (*victory_iterator) {         // Победил игрок         if ((player_score & *victory_iterator) == *victory_iterator) {             printf("%s\n", "winner");             exit(EXIT_SUCCESS);         }                  // Победил противник         if ((enemy_score & *victory_iterator) == *victory_iterator) {             printf("%s\n", "loser");             exit(EXIT_SUCCESS);         }         victory_iterator++;     }          // Оба игрока в сумме заняли все ячейки     if ((player_score | enemy_score) == 1409630292) {         printf("%s\n", "draw");         exit(EXIT_SUCCESS);     } }  int main(void) {     // Проверяем, что мы под GDB     if (ptrace(0, 0, 0, 0) != -1) {         printf("%s\n", "gdb only");         exit(EXIT_SUCCESS);     }      // Инициализируем карту     memcpy(map, " | | \n"                 "-+-+-\n"                 " | | \n"                 "-+-+-\n"                 " | | \n", 30);      // Цикл игры     while (1) {         set_AI();         print_map();         check_victory();         move();                  if (!players_turns) {             printf("%s\n", "no move");             exit(EXIT_SUCCESS);         }                  players_turns = 0;                  check_victory();     }     return 0; } 

Вот и всё. Программа разобрана по винтикам, все функции стали понятны.
Во второй части разберем симулятор работы NOR-чипов в DIP-8 корпусе, работающий через X11 (и умещающийся в 3 755 байт).

Надеюсь опыт разбора подобных конкурсных задач поможет вам проверять код Junior-C разработчиков.

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/505044/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *