Зажигаем светодиодную ленту на базе WS2811 при помощи ПЛИС

от автора

Всем привет. Уже почти два года назад я приобрел на aliexpress китайский набор, состоящий из отладочной платы EasyFPGA A2.2, с Cyclone IV EP4CE6E22C8N на борту, ИК пульта SE-020401, программатора, пары USB проводов и шлейфов. Долгое время все это добро лежало у меня без дела, т.к. я никак не мог придумать для себя какой-то интересной и не слишком затратной по времени задачи.

Еще в прошлом году на том-же aliexpress я заказал RGB светодиодную ленту на базе всем известных WS2811 микросхем. Перед покупкой, посмотрев обзор в YouTube на специфический протокол этих микросхем, я решил, что будет интересно написать свой драйвер для них под ПЛИС. А т.к. вышеупомянутая плата на борту имеет фотоприемник, то еще и добавить возможность пощелкать режимы пультиком из комплекта. Такой себе предновогодний проект выходного дня.

Работа с WS2811

По сути, из даташита на WS2811 видно — что протокол довольно прост: на вывод DIN микросхемы нужно передать 24 бита данных цвета в формате RGB888 MSB-first. Следующие 24 бита принятых данных микросхема продублирует на выводе DOUT, что позволяет объединять WS2811 в последовательные цепочки:

Схема последовательного подключения WS2811 микросхем:
Схема последовательного подключения WS2811 микросхем

Каждый бит данных кодируется выставлением на выводе DIN логической единицы и логического нуля на определенный промежуток времени. Для значения один — это высокий уровень в течении 1.2 µs и низкий в течении 1.3 µs, а для нуля — 0.5 µs и 2.0 µs соответственно. Из чего видно — что общее время передачи одного бита информации в обоих случаях составляет 2.5 µs. Для завершения передачи достаточно удерживать низкий уровень более чем 50 µs, что послужит сигналом для микросхемы изменить скважность ШИМ на выводах OUTR ,OUTG и OUTB, в соответствии с новым значением цвета.

Тайминги для WS2811:

Тайминги для WS2811

Реализация WS2811 протокола в модуле WS2811Transmitter

WS2811Transmitter.sv

module WS2811Transmitter # (     CLOCK_SPEED = 50_000_000 ) (     input clkIN,     input nResetIN,     input startIN,     input [23:0] dataIN,     output busyOUT,     output txOUT );  localparam DIVIDER_100_NS = 10_000_000; // 1 / 0.0000001 = 10000000  reg [4:0]  cnt100ns; reg [24:0] dataShift; reg busy; reg tx;  wire [24:0] dataShifted = (dataShift << 1); wire clock100ns;  initial begin     busy = 0;     tx  = 0;     cnt100ns = 5'd0; end  assign busyOUT = busy; assign txOUT = tx;  ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / DIVIDER_100_NS)) clock100nsDivider (     .clkIN(clkIN),     .nResetIN(busy),     .clkOUT(clock100ns) );  always @(negedge clkIN or negedge nResetIN) begin     if (!nResetIN) begin         busy <= 0;         tx  <= 0;         cnt100ns <= 5'd0;     end     else begin         if (startIN && !busy) begin             busy <= 1;             dataShift <= {dataIN, 1'b1};             tx <= 1;         end          if (clock100ns && busy) begin             cnt100ns <= cnt100ns + 5'd1;             if (cnt100ns == 5'd4 && !dataShift[24]) begin                 tx <= 0;             end             if (cnt100ns == 5'd11 && dataShift[24]) begin                 tx <= 0;             end             if (cnt100ns == 5'd24) begin                 cnt100ns <= 5'd0;                 dataShift <= dataShifted;                 if (dataShifted == 25'h1000000) begin                     busy <= 0;                 end                 else begin                     tx <= 1;                 end                      end         end     end end  endmodule

Основное здесь это то, что я завел счетчик clock100nsDivider с частотой в 100 ns, и каждый импульс сигнала clock100ns увеличивает значение счетчика cnt100ns на единицу. Переведя сигнал startIN в 1, мы инициируем передачу данных, после чего получаем 1 на сигнале busyOUT. В начале передачи каждого бита на сигнале txOUT выставляется логическая единица, а после 12 отсчетов счетчика cnt100ns для значения один или 5 отсчетов для значения ноль — сигнал txOUT переводится в логический ноль. После 25 отсчетов процедура повторяется для следующего бита, пока все 24 бита не будут переданы, что переведет сигнал busyOUT в 0.

Единственная особенность данного модуля — это то что данные передаются по заднему фронту тактового импульса. Это было сделано для того, чтобы управляющая логика уже на следующий такт после инициации передачи данных реагировала на изменение сигнала busyOUT.

Временная диаграмма передачи 24 бит данных цвета FF0055h для WS2811Transmitter:

Временная диаграмма передачи 24 бит данных цвета FF0055h для WS2811Transmitter

Работа с ИК пультом

Для передачи данных в нем используется стандартный NEC Infrared Transmission Protocol. Ноль здесь кодируется наличием сигнала в течении 562.5µs и паузой в течении 562.5µs. Единица — 562.5µs и 1.6875ms соответственно. Начало передачи данных — 9ms сигнал и 4.5ms пауза. А последний импульс в течении 562.5µs обозначает окончание передачи.

Весь пакет данных состоит из: стартовой последовательности (9ms сигнал и 4.5ms пауза), 8 бит данных адреса принимающего устройства, 8 бит — побитовая инверсия этого адреса, 8 бит — команда, 8 бит ее побитовая инверсия и 562.5µs импульс окончания передачи. Все данные передаются в формате LSB-first.

Пример передачи пакета данных посредством NEC Infrared Transmission протокола:

Пример передачи пакета данных посредством NEC Infrared Transmission протокола

Реализация NEC протокола в модуле NecIrReceiver

NecIrReceiver.sv

module NecIrReceiver # (     CLOCK_SPEED = 50_000 ) (     input clkIN,     input nResetIN,     input rxIN,     output dataReceivedOUT,     output [31:0] dataOUT );  localparam DIVIDER_281250_NS = 3556; // 562.5µs / 2 = 281.25µs; 1 / 0.00028125 ≈ 3556  reg [23:0] pulseSamplerShift; reg [33:0] dataShift; reg [31:0] dataBuffer; reg [1:0] rxState; reg rxPositiveEdgeDetect; reg clock281250nsParity; reg clock281250nsNReset;  wire clock281250ns; wire startFrameReceived; wire dataPacketReceived;  initial begin     rxState = 2'd0;     rxPositiveEdgeDetect = 0;     clock281250nsParity = 0;     clock281250nsNReset = 0;     pulseSamplerShift = 24'd0;     dataShift = 34'd0;     dataBuffer = 32'd0; end  assign dataReceivedOUT = rxState[0]; assign dataOUT = dataBuffer; assign dataPacketReceived = dataShift[32]; assign startFrameReceived = dataShift[33];  ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / DIVIDER_281250_NS)) clock281250nsDivider (     .clkIN(clkIN),     .nResetIN(clock281250nsNReset),     .clkOUT(clock281250ns) );  always @(posedge clkIN or negedge nResetIN) begin     if (!nResetIN) begin         rxState <= 2'd0;         rxPositiveEdgeDetect <= 0;         clock281250nsParity <= 0;         clock281250nsNReset <= 0;         pulseSamplerShift <= 24'd0;         dataShift <= 34'd0;         dataBuffer <= 32'd0;     end     else begin         case ({dataPacketReceived, rxState[1:0]})             3'b100 : begin                 dataBuffer[31:0] <= dataShift[31:0];                 rxState <= 2'b11;             end             3'b111, 3'b110 : rxState <= 2'b10;             default : rxState <= 2'd0;         endcase          case ({rxIN, rxPositiveEdgeDetect})             2'b10 : begin                 rxPositiveEdgeDetect <= 1;                 clock281250nsParity <= 0;                 clock281250nsNReset <= 0;                 pulseSamplerShift <= 24'd0;                  case ({startFrameReceived, dataPacketReceived, pulseSamplerShift})                     26'h0ffff00 : dataShift <= 34'h200000001;                     26'h2000002 : dataShift <= {1'd1, dataShift[31:0], 1'd0};                     26'h2000008 : dataShift <= {1'd1, dataShift[31:0], 1'd1};                     default : dataShift <= 34'd0;                 endcase             end             2'b01 : rxPositiveEdgeDetect <= 0;         endcase          if (clock281250nsNReset == 0) begin             clock281250nsNReset <= 1;         end          if (clock281250ns) begin             clock281250nsParity <= ~clock281250nsParity;              if (!clock281250nsParity) begin                 pulseSamplerShift <= {pulseSamplerShift[22:0], rxIN};             end         end     end end  endmodule

По сути все тайминги здесь делятся на 562.5µs. Значит заведем сдвиговый регистр pulseSamplerShift в который будем сэмплировать состояние rxIN через каждые 562.5µs. Т.к. захват сигнала нужно производить между его фронтами, то модуль делителя частоты ClockDivider настраивается на частоту в два раза меньшую — 281.25µs. По импульсу от clock281250ns изменяем значение четности clock281250nsParity, и на все нечетные состояния производим захват. Сигналом rxPositiveEdgeDetect находим передний фронт сигнала, и проверяем состояние pulseSamplerShift на наличие стартового импульса, ноля или единицы.

Временная диаграмма приема пакета данных 00FF0FF0h для NecIrReceiver:

Временная диаграмма приема пакета данных 00FF0FF0h для NecIrReceiver

Основной модуль Main

Main.sv

module Main (     input clkIN,     input nResetIN,     input rxIN,     output txOUT );  localparam IR_COMMAND_EQ   = 32'h00ff906f; localparam IR_COMMAND_PLAY = 32'h00ffc23d; localparam IR_COMMAND_PREV = 32'h00ff22dd; localparam IR_COMMAND_NEXT = 32'h00ff02fd; localparam IR_COMMAND_MINS = 32'h00ffe01f; localparam IR_COMMAND_PLUS = 32'h00ffa857;  localparam UNITS_NUMBER = 100; localparam PATTERN_COLORS_NUMBER = 128; localparam PATTERNS_NUMBER = 4; localparam CLOCK_SPEED = 50_000_000; localparam UPDATES_PER_SECOND = 20;  reg [$clog2(PATTERNS_NUMBER) - 1:0] patternIndex; reg [$clog2(PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1:0] colorIndex; reg [$clog2(PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1:0] colorIndexShift; reg colorIndexShiftDirection; reg [2:0] colorSwapIndex; reg [$clog2(UNITS_NUMBER) - 1:0] unitCounter; reg txStart; reg pause; reg beginTransmissionDelay;  wire ws2811Busy; wire beginTransmission; wire [23:0] colorData; wire [23:0] colorDataSwapped; wire [0:$clog2(PATTERNS_NUMBER * PATTERN_COLORS_NUMBER) - 1] colorIndexComputed; wire irCommandReceived; wire [31:0] irCommand; wire rxFiltered;  initial begin     patternIndex = 0;     colorIndex = 0;     colorIndexShift = 0;     colorIndexShiftDirection = 0;     colorSwapIndex = 0;     unitCounter = 0;     txStart = 0;     pause = 0;     beginTransmissionDelay = 0; end  assign colorIndexComputed = {patternIndex, (colorIndex + colorIndexShift)};  ROM1 rom(     .clock(clkIN),     .address(colorIndexComputed),     .q(colorData) );  ColorSwap colorSwapper (     .dataIN(colorData),     .swapIN(colorSwapIndex),     .dataOUT(colorDataSwapped) );  RXMajority3Filter rxInFilter (     .clockIN(clkIN),     .nResetIN(nResetIN),     .rxIN(rxIN),     .rxOUT(rxFiltered) );  NecIrReceiver #(.CLOCK_SPEED(CLOCK_SPEED))     necIrReceiver (     .clkIN(clkIN),     .nResetIN(nResetIN),     .rxIN(~rxFiltered),     .dataReceivedOUT(irCommandReceived),     .dataOUT(irCommand) );  ClockDivider #(.VALUE(CLOCK_SPEED / UPDATES_PER_SECOND))     beginTransmissionTrigger (     .clkIN(clkIN),     .nResetIN(nResetIN),     .clkOUT(beginTransmission) );  WS2811Transmitter #(.CLOCK_SPEED(CLOCK_SPEED))      ws2811tx (     .clkIN(clkIN),     .nResetIN(nResetIN),     .startIN(txStart),     .dataIN(colorDataSwapped),     .busyOUT(ws2811Busy),     .txOUT(txOUT) );  always @(posedge clkIN or negedge nResetIN) begin     if (!nResetIN) begin         patternIndex <= 0;         colorIndex <= 0;         colorIndexShift <= 0;         colorIndexShiftDirection <= 0;         colorSwapIndex <= 0;         unitCounter <= 0;         txStart <= 0;         pause <= 0;         beginTransmissionDelay <= 0;     end     else begin         if (irCommandReceived) begin             case (irCommand)                 IR_COMMAND_PLAY : pause <= ~pause;                 IR_COMMAND_EQ   : colorIndexShiftDirection <= ~colorIndexShiftDirection;                 IR_COMMAND_NEXT : patternIndex <= patternIndex + 1;                 IR_COMMAND_PREV : patternIndex <= patternIndex - 1;                 IR_COMMAND_PLUS : colorSwapIndex <= (colorSwapIndex == 3'd5) ? 0 : (colorSwapIndex + 1);                 IR_COMMAND_MINS : colorSwapIndex <= (colorSwapIndex == 0) ? 3'd5 : (colorSwapIndex - 1);             endcase         end          if (beginTransmission) begin             unitCounter <= UNITS_NUMBER;             colorIndex <= 0;             case ({colorIndexShiftDirection, pause})                 2'b10 : colorIndexShift <= colorIndexShift + 1;                 2'b00 : colorIndexShift <= colorIndexShift - 1;             endcase             beginTransmissionDelay <= 1;         end         else if (beginTransmissionDelay) begin             beginTransmissionDelay <= 0;         end         else if (unitCounter != 0 && !ws2811Busy) begin             colorIndex <= colorIndex + 1;             unitCounter <= unitCounter - 1;             txStart <= 1;         end         else begin             txStart <= 0;         end     end end  endmodule

Здесь настраиваются все модули и задаются параметры проекта. Вся логика “программы” заключается в реакции на beginTransmission сигнал, который инициирует передачу новой последовательности цветов на светодиодную ленту. По сигналу irCommandReceived происходит реакция на принятую команду от ИК пульта: остановка бегущих огней, изменение направления, переключения набора цветов и смена варианта перемешивания RGB каналов при помощи ColorSwap модуля.

Наборы цветов хранятся во внутренней памяти EP4CE6E22C8N чипа, называемой M9K Memory Blocks. Эти блоки, в моем случае, настроены как ROM, и организованы 24-х битными словами. Для этого был создан файл формата .mif с данными, и при помощи ROM Megafunction в Quartus сгенерирован ROM.v модуль. При синтезе проекта данные из .mif файла попадают в конечный .sof файл, и загружаются в чип на стадии конфигурации энергонезависимой памяти ПЛИС.

Для генерации набора цветов был написан небольшой скрипт color_patterns_generator.js под Node.js, который и создает rom.mif файл:

color_patterns_generator.js

fs = require("fs");  const MODE_REPEAT = "repeat"; const MODE_STRETCH = "stretch"; const MODE_GRADIENT_STRETCH = "gradient-stretch";  const ROM_FILE_NAME = "rom.mif"; const COLORS_NUM = 128; const COLORS_PATTERNS = [{         mode: MODE_GRADIENT_STRETCH,         colors: [             0xff0000,             0xff0000,             0xff00ff,             0xff00ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xffff00,             0xffff00,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ff00,             0x00ff00,             0xff0000,         ]     }, {         mode: MODE_STRETCH,         colors: [             0xff0000,             0xff0000,             0xff00ff,             0xff00ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xffff00,             0xffff00,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ff00,             0x00ff00,         ]     }, {         mode: MODE_REPEAT,         colors: [             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0xffffff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xffffff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0x0000ff,             0xffffff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xffffff,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0x00ffff,             0xffffff,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0xffffff,         ]     }, {         mode: MODE_REPEAT,         colors: [             0xff0000,             0xff0000,             0x00ff00,             0x00ff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xff0000,             0xff0000,             0xff0000,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0xff00ff,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0x00ff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,             0xffff00,         ]     } ];  function getRed(color) {     return ((color >> 16) & 0xff) } function getGreen(color) {     return ((color >> 8) & 0xff) } function getBlue(color) {     return ((color) & 0xff) } function toHex(d) {     let result = Number(d).toString(16).toUpperCase();     return result.length % 2 ? "0" + result : result; } function generate() {     let result = "";     let byteAddress = 0;      result += "WIDTH = 24;                   -- The size of data in bits\n";     result += "DEPTH = " + (COLORS_NUM * COLORS_PATTERNS.length) + ";                   -- The size of memory in words\n";     result += "ADDRESS_RADIX = HEX;          -- The radix for address values\n";     result += "DATA_RADIX = HEX;             -- The radix for data values\n";     result += "CONTENT                       -- start of (address : data pairs)\n";     result += "BEGIN\n";      let red;     let green;     let blue;      for (let pattern of COLORS_PATTERNS) {         for (let i = 0; i < COLORS_NUM; i++) {             if (pattern.mode === MODE_GRADIENT_STRETCH) {                 let index = i * (pattern.colors.length - 1) / COLORS_NUM;                 let colorA = pattern.colors[Math.floor(index)];                 let colorB = pattern.colors[Math.floor(index) + 1];                 let colorBValue = index % 1;                 let colorAValue = 1 - colorBValue;                  red = Math.round(getRed(colorA) * colorAValue + getRed(colorB) * colorBValue);                 green = Math.round(getGreen(colorA) * colorAValue + getGreen(colorB) * colorBValue);                 blue = Math.round(getBlue(colorA) * colorAValue + getBlue(colorB) * colorBValue);             } else if (pattern.mode === MODE_STRETCH) {                 let index = Math.floor(i * pattern.colors.length / COLORS_NUM);                 let color = pattern.colors[index];                  red = getRed(color);                 green = getGreen(color);                 blue = getBlue(color);             } else if (pattern.mode === MODE_REPEAT) {                 let index = i % pattern.colors.length;                 let color = pattern.colors[index];                  red = getRed(color);                 green = getGreen(color);                 blue = getBlue(color);             }              result +=                 toHex(i + byteAddress) + " : " +                 toHex(red) +                 toHex(green) +                 toHex(blue) + ";\n";         }          byteAddress += COLORS_NUM;     }      result += "END;";     return result; }  try {     fs.writeFileSync(ROM_FILE_NAME, generate());     console.log("Success"); } catch (err) {     console.log("Failed\n", err); }

И вот что в итоге получилось из всего этого:

Собственно вот такие пироги 🙂

Ссылка на проект в GitHub

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/530358/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *