В буддийских монастырях Китая и Японии появились роботы, которые проповедуют буддизм, читают сутры и помогают верующим. Куда катится колесо сансары?
От буддизма прошлого к религии будущего
В 19 в. жители многих стран Азии обвиняли буддизм в отсталости и косности, а монахов — в том, что они паразитируют на обществе и распространяют суеверия. Однако сейчас на Западе буддизм воспринимают как религию, наиболее близкую к науке и научной картине мира. Как так вышло?
Во-первых, сказалась изначальная практичность буддизма, ориентация не столько на веру, сколько на опыт. В буддизме правильное воззрение — понимание причин страдания, и практика — важнее веры. Во-вторых, большую роль сыграли западные ученые-буддологи, которые сначала познакомились с буддизмом по текстам, на основе которых сформировали книжный образ буддизма, весьма далекий от реальности. Позже к ним присоединились и представители других наук. В 1975 г. вышла книга американского физика Фритьофа Капры «Дао физики», которая стала бестселлером и была переведена на 23 языка. В ней автор пытается провести параллели между теоретической физикой и восточным мистицизмом, включая буддизм. Книга вызвала большой интерес у обычных читателей и буддистов, но физики раскритиковали ее за поверхностные выводы.
До сих пор по интернету гуляет цитата, приписываемая Эйнштейну: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысленного единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм». На самом деле нет никаких доказательств того, что он когда-то такое сказал или написал, но это нисколько не мешает использовать имя великого физика для придания буддизму особого статуса.
Но, пожалуй, больше всего для создания нового, прогрессивного образа буддизма сделали сами буддисты. Буддизм известен своей гибкостью и способностью приспосабливаться к самым разным условиям. Есть мнение, что придя на Запад, буддизм принял наукообразную форму, чтобы стать понятнее и ближе западным людям, которые охотнее доверяют научным взглядам и рациональному подходу. Огромную роль сыграл Четырнадцатый Далай-лама, создавший институт «Ум и Жизнь» и регулярно устраивающий диалоги с учеными. Еще в 1992 г. в одной из бесед его спросили, сможет ли великий йогин переместить сознание в компьютер, на что Далай-лама ответил: если железо компьютера сможет стать основой для потока сознания, то вполне возможно, это вопрос времени.
Наконец, буддизм стал частью западной культуры. Можно вспомнить и фильмы о буддизме: «Семь лет в Тибете», «Кундун», «Весна, лето, осень, зима и опять весна», и фильмы, на которые буддизм оказал явное влияние. Наиболее яркие примеры — «День сурка» и «Матрица«. Но тот образ буддизма, который сложился на Западе, имеет мало общего с тем буддизмом, который распространен в Азии. Там буддизм больше не про медитацию и психологию, а про обряды, ритуалы, подношения и поклонение. Но парадокс в том, что именно на Востоке буддисты смогли использовать новейшие научные достижения и технологии для своих обрядово-ритуальных целей.
Немного об автоматизации религии
Идеи автоматизации религиозной жизни появляются уже в Средние века. Один из первых механических монахов был сделан инженером Хуанело Турриано по приказу испанского короля Филиппа Второго в 1560 г. Он мог креститься, поднимать распятие и двигать губами. Фигура передвигалась на колёсах, но для придания реалистичности Турриано приделал ему ноги. Несколько лет назад в немецком Виттенберге появился робот-протестант BlessU2.
Он дает благословения на пяти языках (немецком, английском, французском, испанском и польском) и пускает лучи света из ладоней. Его создатели хотели таким образом устроить дискуссию о будущем церкви, о том, смогут ли роботы заменить священников. В 2019 г. францисканская сестра Илия Делио заявила, что роботы должны заменить священников. По ее мнению, у роботов есть важные преимущества: они гендерно нейтральны и не способны с сексуальным злоупотреблениям. Другие сестры выразили несогласие, поскольку роботы вряд ли могут передавать милость Божью.
В 2014 г. иранский учитель сделал робота из обучающего набора корейской компании Robotis Bioloid. Этот небольшой робот учит детей ежедневным молитвам. На сегодняшний день ни в одной из религий, включая буддизм, нет единства относительно использования технологий в целом и роботов в частности. Католическая церковь официально признала допустимость использования технологий в религиозных целях, но не все католики с этим согласны. В исламе технологии и роботы не запрещены, однако создание человекообразного существа подобного сотворенному Аллахом считается грехом. Более настороженное отношение к технологиям в иудаизме привело к созданию кошерных мобильных телефонов и смартфонов, а также к постановке более узких вопросов, например, может ли робот быть евреем? Нужно признать, что буддисты в этом плане продвинулись намного дальше.
Буддийский робот-монах Сяньэр
Он служит в пекинском монастыре Лунцюань, который можно назвать флагманом буддийского технического прогресса в Китае.
Наставник монастыря Сюэчэн был первым монахом-блогером в стране. По местной легенде, именно здесь искал вдохновения старший вице-президент Tencent Цзан Сяолун при создании WeChat. В монастыре есть своего рода IT-отдел во главе с наставником Сяньсинем — в прошлом программистом. Монах Лю Чжу, выпускник Пекинского университета, мог продолжить обучение в MIT, но он передумал и пошел в монахи. Помимо этого, в монастыре трудятся более 300 волонтеров, среди которых выпускники технических вузов. У монастыря есть сайт на русском языке.
История Сяньэра началась в 2011 г., когда при монастыре основали центр анимации. В 2013 г. один из монахов нарисовал персонажа по имени Сяньэр, что примерно означает «добродетельный, но глуповатый». То есть поначалу это был типичный мультипликационный герой. Вышло более тысячи мультфильмов, а также сборники комиксов.
Цель всего этого была в том, чтобы стать ближе к людям, привлечь их в храм и сделать буддийское учение доступным. Робот-монах стал логичным продолжением этой стратегии. Он был спроектирован монахами совместно с техническими специалистами и экспертами в области ИИ. Первую версию робомонаха представили в 2015 г., робота второго поколения — в 2016-м, третьего — в 2018 г. Тогда же монастырь подписал соглашение с компаниями iFlytek и Tencent о дальнейшем технологическом развитии робота. С роботом общаются на китайском или английском языках, лично или через WeChat, причем необязательно на буддийские темы: Сяньэр любит и просто пошутить.
Он не просто озвучивает ответ, а иногда отвечает вопросом на вопрос и спорит. Его можно использовать как наставника в медитации. В своем аккаунте в WeChat Сяньэр общается с людьми, публикует комиксы и видеоролики, аудиозаписи с фрагментами проповедей и чтения сутр.
В буддизме махаяны (одно из двух основных направлений или «колесниц» буддизма) есть понятие искусных методов (упая) — с их помощью наставник ведет ученика к просветлению. Монахи монастыря Лунцюань рассматривают Сяньэра как воплощение этой доктрины. Робот-монах — это искусный буддийский метод привлечения людей в монастырь и к учению Будды. Древний метод, судя по всему, работает: по местной монастырской статистике число посетителей с момента появления робота выросло. На 2018 г. у робомонаха насчитывалось более 1,37 млн поклонников, ежедневно он обменивался текстовыми и голосовыми сообщениями на китайском и английском языках с примерно 100 000 человек. Есть тут, конечно, и экономическая составляющая: за несколько лет Сяньэр превратился в популярный бренд, включающий в себя комиксы, гаджеты, мультики, робота, медиа и ресторан. Правда, когда поклонники попросили наладить выпуск таких монахов на продажу, в монастыре ответили отказом.
Япония: буддийский трансгуманизм
Первые механические куклы из дерева — каракури-нингё — появились в Японии еще в 16 в. Они «подавали» чай, писали простые фразы, а некоторые даже пускали стрелы. Один из изобретателей таких кукол, Танака Хисасиге, в 1875 г. основал первый в Японии механизированный завод, из которого впоследствии выросла корпорация Toshiba.
В 1952 г. Осаму Тедзука придумал героя манги Могучего Атома, известного на Западе под именем Астробой. Этот мальчик-андроид стал так популярен, что позже инженер-робототехник Йоджи Уметани сказал, что ни будь Астробоя и литературы о роботах в целом, не было бы и робототехники.
В 1970 г. знаменитый японский инженер-робототехник Масахиро Мори основал исследовательский институт, где вместе с единомышленниками читал буддийские сутры и медитировал, пытаясь найти новые способы проектирования роботов. В 1981 г. Мори опубликовал книгу «Будда в роботе». В ней автор утверждает, что мы должны относиться к человекообразным роботам с таким же состраданием, какое проявляем по отношению к живым существам.
К началу 80-х в Японии насчитывалось 140 компаний, производивших роботов, для сравнения в США их было 20. И отношение к роботам у японцев кардинально отличалось от западного. Промышленные роботы перед запуском нередко благословлялись синтоистскими священниками, после чего рабочие аплодировали и приветствовали нового члена команды. Правда, сейчас такое отношение встречается все реже — роботов стало слишком много, они стали частью повседневной рутины.
Роботизация Японии и уникальное отношение японцев к роботам имеет разные объяснения. Некоторые исследователи связывают большое количество роботов в стране с демографической ситуацией. С одной стороны японское общество стремительно стареет, с другой — японцы негативно относятся к идее привлечения иммигрантов. Одно из возможных решений — использование роботов в обучении, воспитании детей, уходе за стариками и т.п. Еще в 2007 г. правительство утвердило план, предполагающий внедрение личных человекообразных роботов в домах и школах к 2025 г. Другие ученые указывают на распространенные в культуре образы соединения человеческого и нечеловеческого в аниме и манга. Третьи связывают это с ритуализированной, формализованной, «роботоподобной» традиционной культурой японцев. Наконец, находят объяснение в идее единства всего сущего, характерной для религии синто. Масахиро Мори в упомянутой выше книге пишет, что все имеет природу Будды, следовательно ей обладают не только люди, но и роботы. Похожу мысль — у всего есть немного души — озвучил один из священников по случаю похорон роботов-собак Aibo с традиционным возжиганием благовоний, чтением сутр и молитвами. Церемонию устроили перед тем, как разобрать собачек на «органы» — запчасти для других роботов.
В 2019 г. храм Кодай-дзи в Киото представил Миндара — андроида, воплощающего бодхисаттву сострадания (яп. Каннон), который цитирует и объясняет посетителям храма один из ключевых текстов буддизма махаяны — Сутру сердца, на японском, английском и китайском языках.
В пресс-релизе монастыря говорится о том, что статуи играли значительную роль в распространении буддизма, но за две тысячи лет не претерпели существенных изменений. В монастыре решили представить статую, которая двигается и говорит. В буддизме бодхисаттвы могут проявляться в разных образах, сегодня один из них — андроид. Еще точнее — это не робот, «переодетый» в бодхисаттву сострадания, напротив — это бодхисаттва, воплотившийся в форме робота. По словам Наташи Хеллер, доцента Университета Вирджинии, Каннон — идеальный кандидат на роль робота, потому что согласно Лотосовой сутре, Каннон может проявлять себя в любых формах, подходящих к конкретному месту и времени. И если на протяжении сотен лет верующие поклонялись неподвижным статуям из дерева, возможно, подвижная и говорящая версия привлечет их симпатии быстрее.
В отличие от Сяньэра Миндар не общается с посетителями. Он был создан командой под руководством известного робототехника и профессора Университета Осаки Хироси Исигуро и обошелся в $1 млн. Андроид способен двигать алюминиевым корпусом, руками и головой, покрытой силиконом, напоминающим человеческую кожу. В левый глаз вмонтирована камера. Верующие реагируют на Миндара по-разному. Интересно, что реакция нередко обусловлена культурно: западные туристы, чьи взгляды сформированы Франкенштейном и Терминатором, воспринимают андроида настороженно, в то время как выросшим на Асторобое японцам он близок и понятен.
По словам профессора Роберта Гераси, если у роботов есть природа Будды, и они способны накапливать заслуги для людей, возможно, однажды они смогут стяжать заслуги и для себя, и вообще они куда лучше в религиозном плане, потому что лишены человеческих слабостей. Но если так, то, наверное, им неведомо страдание и они уже достигли нирваны?
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/530464/
Добавить комментарий