Эпическая сага про маленький custom hook для React (генераторы, sagas, rxjs) часть 3

от автора

Часть 1. Кастомный хук

Часть 2. Генераторы

Redux-saga

Это middleware для управления сайд эффектами при работе с redux. В основе лежит механизм генераторов. Т.е. код ставится на паузу пока не будет выполнена определенная операция с эффектом — это объект с определенным типом и данными.

Можно представить себе redux-saga (middleware) как администратора камер хранения. В камеры хранения можно класть эффекты на неопределенный срок и забирать их оттуда, когда будет нужно. Есть такой посыльный put, который приходит к диспетчеру и просит положить в камеру хранения сообщение (эффект). Есть такой посыльный take, который приходит к диспетчеру и просит ему выдать сообщение с определенным типом (эффект). Диспетчер, по просьбе take, смотрит все камеры хранения и если этих данных нет, то take остаётся с диспетчером и ждёт, пока put не принесёт данные с нужным для take типом. Существуют разные виды таких посыльных (takeEvery и т.д.).

Основная идея камер хранения — это «развести» во времени отправителя и получателя (некий аналог асинхронных обработки).

Redux-saga — это просто инструмент, а вот главным тут является тот, кто посылает всех этих посыльных и обрабатывает данные, которые они приносят. Этим «кто-то» является функция-генератор (назову её пассажир), которая в справке называется saga и передаётся при запуске middleware. Запустить middleware можно двумя способами: с помощью middleware.run(saga, …args) и runSaga(options, saga, …args). Saga — это функция-генератор с логикой обработки эффектов.

Меня заинтересовала возможность использования redux-saga для обработки внешних событий без redux. Рассмотрю метод runSaga(…) подробнее:

runSaga(options, saga, …args)

saga — это метод, в котором будет выполняться логика;

args — аргументы, которые будут переданы в saga;

options — объект, который «настраивает» работу redux-saga. Для данного хука использую всего три настройки:

channel — канал, из которого будут поступать внешние события;

dispatch — это метод, который при возникновении события, должен послать redux-saga эффект с помощью put.

getState — функция, которая используется для выборки данных из state, с которым используется redux-saga. В случае с хуком это будет локальный state.

Вариант 6. Redux-saga как канал обработки внешних сообщений

Логика работы хука с saga будет такова. Создаётся канал channel (камеры хранения) для хранения эффектов в процессе работы redux-saga. Создаётся канал, в который будут поступать внешние события от изображений — eventsChannel. Это два разных канала! Вернусь к аналогии с камерами хранения.

Создаются камеры хранения (channel), которым потом будет назначен администратор (redux-saga)

const sagaChannelRef = useRef(stdChannel());

При запуске runSaga() redux-saga назначается администратором созданных камер хранения.

runSaga(   {     channel: sagaChannelRef.current,     dispatch: () => {},     getState: () => {},   },   saga );

Камеры хранения созданы (channel), администратор назначен (redux-saga) и далее этим всем начинает пользоваться пассажир (происходит запуск функции-генератора saga)

Первым делом пассажир (функция-генератор saga) создает канал для внешних событий (конечно этих каналов может быть несколько от разных источников).

const eventsChannel = yield call(getImageLoadingSagas, imgArray);
function getImageLoadingSagas(imagesArray) {   return eventChannel((emit) => {     for (const img of imagesArray) {       const imageChecker = new Image();       imageChecker.addEventListener("load", () => {         emit(true);       });       imageChecker.addEventListener("error", () => {         emit(true);       });       imageChecker.src = img.url;     }     setTimeout(() => {       //закрытие канала по таймеру       emit(END);     }, 100000);     return () => {      };   }, buffers.expanding(10)); }

Т.е. пассажир (функция-генератор saga) просит диспетчера (redux-saga) принимать сообщения не только от посыльного put, но и от другого источника (eventsChannel). Сообщения от этого источника (eventChannel) у диспетчера (redux-saga) будет забирать, специально выделенный для этого, посыльный take, который стоит рядом с диспетчером и ждёт от него сообщения.

yield take(eventsChannel);

Как только диспетчеру (redux-saga) приходит сообщение от eventChannel, он тут же отдает его take, который возвращает сообщение пассажиру (функции-генератору saga). Сам take остаётся рядом с пассажиром и ждёт от него указаний.

Пассажир (функция-генератор saga) отдает это сообщение на обработку другому пассажиру (функции-генератору putCounter) с помощью call(). Это означает, что пассажир saga (функция-генератор saga) будет ожидать, пока пассажир putCounter (функция-генератор putCounter) не освободится (т.е. saga блокируется, пока не отработает функция putCounter).

yield call(putCounter);
function* putCounter() {   dispatch({     type: ACTIONS.SET_COUNTER,     data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep,   });   yield take((action) => {     return action.type === "STATE_UPDATED";   }); }

Чем занимается пассажир putCounter (функция-генератор putCounter). Диспатчит действие состояния хука и затем посылает посыльного take к диспетчеру (redux-saga) за сообщением с типом STATE_UPDATED и ждёт этого посыльного.

В этом месте остановимся и ещё раз опишем получившийся хоровод (сделаем срез на этот момент).

Посыльный take(eventChannel) стоит (ожидает пока не выполнится итерация цикла в функции-генераторе saga) рядом с пассажиром saga (функцией-генератором saga). Пассажир saga (функция-генератор saga) ожидает пока пассажир putCounter (функция-генератор putCounter) не освободится. Пассажир putCounter (функция-генератор putCounter), в свою очередь, ждёт посыльного take, который стоит рядом с диспетчером (redux-saga) и ждёт посыльного put, который должен принести сообщение с типом STATE_UPDATED. Короче «Дом, который построил Джек».

Таким образом весь хоровод «застыл» в ожидании одного-единственного сообщения STATE_UPDATED. Кстати, в канале eventChannel могут возникать события во время этого застывшего состояния. Если не использовать буфер с каналом eventChannel, то эти события останутся незамеченными для нашего диспетчера (redux-saga). Но буфер у нас есть, поэтому в это время в тамбуре перед камерами хранения (буфере) толпятся сообщения от eventChannel.

И этого посыльного put отправляет хук useEffect

useEffect(() => { 	...     sagaChannelRef.current.put({ type: "STATE_UPDATED" });  	... }, [state]);

Посыльный put приносит сообщение STATE_UPDATED диспетчеру (redux-saga).

Диспетчер (redux-saga) отдаёт его take, которого прислал пассажир putCounter.

Пассажир putCounter сообщает пассажиру saga, что он освободился.

Пассажир saga, отправляет посыльного take за следующим сообщением от eventChannel

Take забирает следующее сообщение у диспетчера, который взял его из буфера.

Круг замкнулся.

Исходный код хука с redux-saga в качестве канала обработки событий
import { useReducer, useEffect, useRef } from "react"; import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state"; import { runSaga, eventChannel, stdChannel, buffers, END } from "redux-saga"; import { call, take } from "redux-saga/effects";  const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper"; const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";  const usePreloader = () => {   const [state, dispatch] = useReducer(reducer, initialState);    const stateRef = useRef(state);   const sagaChannelRef = useRef(stdChannel());    const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR);   const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR);    useEffect(() => {     const imgArray = document.querySelectorAll("img");     if (imgArray.length > 0) {       dispatch({         type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP,         data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1,       });        function* putCounter() {         dispatch({           type: ACTIONS.SET_COUNTER,           data: stateRef.current.counter + stateRef.current.counterStep,         });         yield take((action) => {           return action.type === "STATE_UPDATED";         });       }        function* saga() {         const eventsChannel = yield call(getImageLoadingSagas, imgArray);          try {           while (true) {             yield take(eventsChannel);              yield call(putCounter);           }         } finally {           //channel closed         }       }        runSaga(         {           channel: sagaChannelRef.current,           dispatch: () => {},           getState: () => {},         },         saga       );     }   }, []);    useEffect(() => {     stateRef.current = state;      if (stateRef.current.counterStep != 0 && stateRef.current.counter != 0) {       sagaChannelRef.current.put({ type: "STATE_UPDATED" });     }      if (counterEl) {       stateRef.current.counter < 100         ? (counterEl.innerHTML = `${stateRef.current.counter}%`)         : hidePreloader(preloaderEl);     }   }, [state]);    return; };  function getImageLoadingSagas(imagesArray) {   return eventChannel((emit) => {     for (const img of imagesArray) {       const imageChecker = new Image();       imageChecker.addEventListener("load", () => {         emit(true);       });       imageChecker.addEventListener("error", () => {         emit(true);       });       imageChecker.src = img.url;     }     setTimeout(() => {       //закрытие канала по таймеру       emit(END);     }, 100000);     return () => {            };   }, buffers.expanding(10)); }  const hidePreloader = (preloaderEl) => {   preloaderEl.remove(); };  export default usePreloader; 

Я был трезвый, когда это писал. Чтобы прочитать, пить тоже не нужно.

Вариант 7. Redux-saga + useReducer = useReducerAndSaga

В варианте 6 сага использовалась исключительно как менеджер событий. Мне хотелось подключить его к управлению state хука. Погуглив нашёл такой вариант хука useReducerAndSaga

Описывать на примере камер хранения не буду, просто приведу исходный код

Исходный код useReducerAndSaga.js
import { useReducer, useEffect, useRef } from "react"; import { runSaga, stdChannel, buffers } from "redux-saga";  export function useReducerAndSaga(reducer, state0, saga, sagaOptions) {   const [state, reactDispatch] = useReducer(reducer, state0);   const sagaEnv = useRef({ state: state0, pendingActions: [] });    function dispatch(action) {     console.log("useReducerAndSaga: react dispatch", action);     reactDispatch(action);     console.log("useReducerAndSaga: post react dispatch", action);     // dispatch to sagas is done in the commit phase     sagaEnv.current.pendingActions.push(action);   }    useEffect(() => {     console.log("useReducerAndSaga: update saga state");     // sync with react state, *should* be safe since we're in commit phase     sagaEnv.current.state = state;     const pendingActions = sagaEnv.current.pendingActions;     // flush any pending actions, since we're in commit phase, reducer     // should've handled all those actions     if (pendingActions.length > 0) {       sagaEnv.current.pendingActions = [];       console.log("useReducerAndSaga: flush saga actions");       pendingActions.forEach((action) => sagaEnv.current.channel.put(action));       sagaEnv.current.channel.put({ type: "REACT_STATE_READY", state });     }   });    // This is a one-time effect that starts the root saga   useEffect(() => {     sagaEnv.current.channel = stdChannel();      const task = runSaga(       {         ...sagaOptions,         channel: sagaEnv.current.channel,         dispatch,         getState: () => {           return sagaEnv.current.state;         }       },       saga     );     return () => task.cancel();   }, []);    return [state, dispatch]; } 

Все генераторы были выдесены в отдельный файл sagas.js

Исходный код sagas.js
import { eventChannel, buffers } from "redux-saga"; import { call, select, take, put } from "redux-saga/effects"; import { ACTIONS, getCounterStep, getCounter, END } from "./state";  export const getImageLoadingSagas = (imagesArray) => {   return eventChannel((emit) => {     for (const img of imagesArray) {       const imageChecker = new Image();              imageChecker.addEventListener("load", () => {         emit(true);       });       imageChecker.addEventListener("error", () => {         emit(true);       });       imageChecker.src = img.src;     }     setTimeout(() => {       //закрытие канала по таймеру       emit(END);     }, 100000);     return () => {};   }, buffers.fixed(20)); };  function* putCounter() {   const currentCounter = yield select(getCounter);   const counterStep = yield select(getCounterStep);   yield put({ type: ACTIONS.SET_COUNTER, data: currentCounter + counterStep });   yield take((action) => {     return action.type === "REACT_STATE_READY";   }); }  function* launchLoadingEvents(imgArray) {   const eventsChannel = yield call(getImageLoadingSagas, imgArray);    while (true) {     yield take(eventsChannel);     yield call(putCounter);   } }  export function* saga() {   while (true) {     const { data } = yield take(ACTIONS.SET_IMAGES);     yield call(launchLoadingEvents, data);   } } 

Немножко изменился state. Был добавлен action SET_IMAGES и селекторы для counter и counterStep

Исходный код state.js
const SET_COUNTER = "SET_COUNTER"; const SET_COUNTER_STEP = "SET_COUNTER_STEP"; const SET_IMAGES = "SET_IMAGES";  export const initialState = {   counter: 0,   counterStep: 0,   images: [], }; export const reducer = (state, action) => {   switch (action.type) {     case SET_IMAGES:       return { ...state, images: action.data };     case SET_COUNTER:       return { ...state, counter: action.data };     case SET_COUNTER_STEP:       return { ...state, counterStep: action.data };     default:       throw new Error("This action is not applicable to this component.");   } };  export const ACTIONS = {   SET_COUNTER,   SET_COUNTER_STEP,   SET_IMAGES, };  export const getCounterStep = (state) => state.counterStep; export const getCounter = (state) => state.counter; 

Благодаря этому рефакторингу, код хука usePreloader стал компактным.

Исходный код usePreloader.js
import { useEffect } from "react"; import { reducer, initialState, ACTIONS } from "./state"; import { useReducerAndSaga } from "./useReducerAndSaga"; import { saga } from "./sagas";  const PRELOADER_SELECTOR = ".preloader__wrapper"; const PRELOADER_COUNTER_SELECTOR = ".preloader__counter";  const usePreloader = () => {   const [state, dispatch] = useReducerAndSaga(reducer, initialState, saga);    const preloaderEl = document.querySelector(PRELOADER_SELECTOR);   const counterEl = document.querySelector(PRELOADER_COUNTER_SELECTOR);    useEffect(() => {     const imgArray = document.querySelectorAll("img");     if (imgArray.length > 0) {       dispatch({         type: ACTIONS.SET_COUNTER_STEP,         data: Math.floor(100 / imgArray.length) + 1,       });       dispatch({         type: ACTIONS.SET_IMAGES,         data: imgArray,       });     }   }, []);    useEffect(() => {     if (counterEl) {       state.counter < 100         ? (counterEl.innerHTML = `${state.counter}%`)         : hidePreloader(preloaderEl);     }   }, [state.counter]);    return; };  const hidePreloader = (preloaderEl) => {   preloaderEl.remove(); };  export default usePreloader; 

Итого

В этой части статьи показано:

  • что такое redux-saga

  • как использовать redux-saga без redux

  • как использовать redux-saga для управления состоянием хука

Ссылка на песочницу

Ссылка на репозиторий

Продолжение следует… RxJS…

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/532590/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *