Что это такое управление релизом?
Управление релизами охватывает все этапы выпуска программного обеспечения, от разработки и тестирования до развертывания. Управление релизом требуется каждый раз, когда запрашивается новый продукт, или даже изменения в продукт существующий. Есть пять основных шагов по управления релизом, которые мы делаем в этой ситуации:
- Планирование релиза
- Сборка релиза
- Приемочное пользовательское тестирование
- Подготовка релиза
- Развертывание релиза.
Планирование релиза
Этап планирования в большинстве случаев интенсивен, так как именно на этом этапе весь наш релиз организуется от начала до конца. Надёжный план релиза помогает придерживаться верного пути и обеспечивать надлежащее соблюдение стандартов и требований.
При планировании релизов мы считаем, что разработанные несколькими командами приложения нуждаются в согласованном подходе, который должен быть выпущен заранее. Именно здесь в игру вступает концепция «трейн-релиза». Следуя подходу трейн-релиза, команды могут планировать изменения на основе релизов и отправлять их в Play Store.
Самым первым шагом, ещё до того, как мы начнём реализовывать трейн-релиз, является определение временных интервалов каждого этапа. В нашем случае этап разработки — это две недели. Затем нужно определить, сколько времени вы хотите потратить на интеграционное тестирование и этапы развёртывания. Ниже наш пример интервалов:
- Отсечение: начинается 1-й день.
- Внутреннее тестирование версий альфа/UAT: Три дня.
- Поэтапное развертывание [1%] Представление на ревью.
- Продолжительность ревью: 3 дня.
- Один день при 20% пользователей.
- Один день при 50% пользователей, в тот же день рост до 100% пользователей.
В соответствии с приведенным выше примером в общей сложности потребуется 10 дней, пока новая версия приложения не будет общедоступна.
Следующий шаг на пути к релизам — создание рабочего процесса, к которому на протяжении всего релиза могут обращаться как наши команды, так и ключевые заинтересованные стороны.
Рабочий процесс сразу объясняет, как устроен весь релиз и какую роль играет каждый член команды. Мы используем инструмент «Асана» для отображения этих деталей, перечисленных ниже:
- Сроки
- Сроки поставки
- Требования
- Общий масштаб проекта
После разработки плана мы представляем его на рассмотрение всех заинтересованных сторон (релиз-группы, продакт-менеджера и руководителей высокого уровня). Затем получаем их отзывы о любых пробелах или проблемах, которые они видят в требованиях или в сфере применения.
Как только план утверждается и окончательно оформляется, начинается самое интересное!
Важные аспекты планирования релизов
Создание и использование трейн-релиза звучит здорово, но поддерживать процесс в рабочем состоянии во время планирования трейн-релиза может быть непростым. Вот некоторые детали этого процесса:
- Релиз-менеджер управляет релизом и координирует его.
- Мы принимаем только код с проведенным ревью и протестированный код.
- В процессе есть этап внедрения.
- Мы мониторим выпущенную версию приложения.
Построение релиза
После того как план выпуска готов, можно приступать к тестированию продукта для релиза. Это будет фактическое «тестирование уровня пользователя» продукта на основе изложенных в плане выпуска требований.
В определённый день и время (скажем, в понедельник, в 15:00) происходит замораживание/отсечение кода. До этого момента команды успевают посмотреть, протестировать и смержить фичи в ветку разработки, которая должна быть частью трейн-релиза. В 15:00 релиз-менеджер создаст из ветки разработки ветку релиза. Этот шаг автоматизирован с помощью Jenkins.
Автоматизируя переход ветки, мы проверяем все пороговые значения производительности, бенчмарк и автоматизации из предыдущих релизов в маркет устанавливаются на текущий как основание сравнения, а трейн-релиз блокируется от дальнейших изменений.
Как только код замораживается, начинается новый цикл разработки, и все участвующие команды начинают новый спринт и продолжают разработку. Самое замечательное в трейн-релизе: все знают о следующем, запланированном релизе, и это помогает людям соответствующим образом планировать свою работу.
Релиз веток и контроль версий
Разработка продукта обычно не останавливается, когда заканчивается разработка для релиза, поэтому первое, о чем мы думаем, это как заморозить тестируемую сборку и в то же время поработать над новыми возможностями для следующего релиза. Что случится, если в сборке релизов появится ошибка? Как исправить ошибку, если вы уже добавили кучу новых вещей до того, как эта ошибка нашлась?
Именно здесь на помощь приходит хитрая стратегия ветвления, в которой есть концепция разветвления. Как следует из названия, ветвление кода означает, что точно так же, как у веток дерева, код веток до определенной точки совпадает, а затем разбивается на две копии.
Каждая ветвь может развиваться независимо от другой. В этом случае одна копия — ветка релиза — остаётся замороженной на том месте, где вы завершили разработку. Это то, что мы называем отсечённой веткой. Другая ветка (ветка разработки) может быть изменена новым кодом и исправлениями ошибок, не затрагивая ветку релиза вообще. Если ошибка найдена в релиз-кандидате, исправление может быть разработано и добавлено в ветку релиза. Таким образом, следующая сборка, которую вы снова соберёте из ветки выпуска, может быть идентична первой, за исключением исправления одной ошибки. Таким образом, вы можете минимизировать риск появления новых ошибок в выпуске и изолировать баги от нового кода. Исправление также применяется к ветке разработки, чтобы гарантировать, что та же самая ошибка не попадёт в следующий релиз. Другое преимущество релиз-ветвления состоит в том, что как только вы действительно публикуете код, у вас есть «замороженная» ветка, которая представляет собой точную копию опубликованной кодовой базы. Вы можете вернуться к этому коду в любое время для справки.
Пользовательское приемочное тестирование
Пользовательское приемочное тестирование является наиболее важным шагом для управления релизом из-за объема собранных данных и исправлений, необходимых для того, чтобы сделать сборку именно такой, какой она должна быть для официального запуска.
Как следует из названия, когда речь идёт об этом виде тестирования, ключевая фигура — пользователь. Пользователи — это именно те люди, которые будут пользоваться приложением. Поэтому крайне важно сделать пользователей частью всей стратегии обеспечения качества в процессе разработки программного обеспечения. Вот где пригодится UAT. Этот тип тестирования, как никакой другой, ставит потребности пользователей в центр работы над продуктом. Вот некоторые из вопросов, на которые такое тестирование пытается ответить:
- Могут ли пользователи работать с приложением?
- Соответствует ли поведение приложения ожиданиям?
- Решает ли приложение проблему пользователей?
Без эффективного UAT (User Acceptance Testing) шансы на успех разрабатываемого проекта значительно снижаются. Именно поэтому пользовательское является такой важной частью процесса поставки. Как отмечалось ранее, UAT — часть итеративного процесса. По мере выявления ошибок команда возвращается, чтобы исправить их. Ошибка исправляется в ветке релиза, а затем мержится обратно в ветку разработки. Сборка должна пройти стадию UAT, чтобы её можно было изучить на предмет окончательного внедрения и выпуска.
Pro Tip: всегда включайте внутреннее тестирование в планирование UAT!
Одним из способов ускорить UAT релиза для нас было использование внутренних тестовых треков, предоставляемых Google. Это помогает нам быстрее распространять тикеты среди коллег и фиксировать их отзывы посредством автоматического создания тикетов JIRA. Перед отправкой финального теста команда также следит за тем, чтобы отзывы были учтены.
Подготовка и релиз
Этот шаг заключается в том, чтобы внести последние штрихи в продукт, учитывая все, что было понято при UAT. Подготовка релиза также включает в себя заключительную проверку качества командой по контролю качества. В ходе проверки группа по контролю качества проводит окончательные проверки, чтобы убедиться, что сборка соответствует минимальным стандартам приемки и бизнес-требованиям из плана релиза.
После завершения ревью релиз-группа завершит релиз для начала развертывания. Перед тем, как сборка может быть развернуто в живой среде, она должно быть утверждена соответствующими ответственными командами, такими как команда дизайна. UAT гарантирует, что результат утверждается до передачи на следующий этап.
Развертывание релиза
Наконец-то настал важный день, когда окупилась вся тяжелая работа нашей команды. Пришло время выпустить наш продукт в дикую природу продакшна. Помимо простой отправки сборки в производственную среду, стадия внедрения также содержит обучение работе с продуктом как конечного пользователя, так и компании в целом. Например, пользователи должны быть уведомлены об изменениях в релизе, и именно здесь на появляется в поле зрения «What’s New» (Что нового). У нас есть автоматизированный процесс на Jenkins, содержащий такие шаги:
- Создание окончательной сборки [с указанием ветки и названия версии].
- Добавление «What’s New» в релизе.
- Добавление процента развертывания.
- У каждого этапа есть ручной ввод сигналов (красный/зеленый) от каждой из команд [UAT, бенчмарк, производительность, автоматизация].
Как только сигналы разрешают сборку, сборка автоматически загружается в Play Store с определенным процентом развертывания. Внутренние шаги коммита и прописывания тега версии, сохранение сборок в Dropbox, публикация и обновление в соответствующем канале Slack также выполняются через тот же конвейер.
В данном случае мы начинаем с развертывания для 1%. На каждом этапе необходимо следить за ревью, а также за инструментами мониторинга падений релиза, чтобы выявить возможные проблемы.
Если ошибка становится заметной в 1%, у команды есть шанс отреагировать на проблему и решить, нужно ли исправлять ее быстро. Если это так, то трейн-релиз не должен достигнуть следующего шага развертывания в 5%. Вместо этого проблема решается для 1% пользователей. Как только проблема устраняется и решение проверено, трейн-релиз может перейти на стадию 5%.
Как и в простой версии трейн-релиза, только релиз-инженер или команда релиза заботится о процессе релиза после замораживания кода. Все остальные команды продолжают «нормальную» разработку.
Анализ после релиза
Работа по управлению релизом не заканчивается, когда публикуется код, продолжаясь до тех пор, пока вы не будете готовы выпустить релиз снова. Если вы хотите, чтобы ваше приложение было успешным, ему нужно хорошее ревью, вам также нужно следить за релизом в производственной среде, чтобы исправлять ошибки, внедрять функции, которые нужны людям, и решать проблемы пользователей. Для этого мы используем Firebase Crashlytics, где отслеживаем любые сбои, требующие немедленного исправления.
Кроме того, ревью приложения дают представление о вашем продукте, которое гораздо труднее получить при других подходах. И Google Play, и App Store предоставляют разработчикам приложений возможность отвечать на отзывы, что может быть невероятно полезным инструментом для получения дополнительной информации о проблемах с приложением от пользователей. Отзывы могут выявить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при работе с вашим приложением, и проинформировать о будущих изменениях.
Подведем итоги
Управление релизами наблюдает за чрезвычайно динамичным процессом. Каждый релиз — это возможность уточнить всё — от нашего рабочего процесса до нашего контрольного списка, поскольку мы вместе с ним обнаруживаем области улучшения. Вот некоторые преимущества, которые мы получили:
- Повысили нашу производительность за счёт улучшения коммуникации и координации.
- Доставка наших релизов происходит быстрее, что также снижает риски. В этих изменениях участвует команда, которая может регулярно предоставлять качественные релизы с высокой скоростью.
- Управление релизами также поддерживает систематизацию и оптимизацию метода разработки и эксплуатации.
Мы также увидели, что наш процесс управления релизами облегчил сотрудникам по всем направлениям — от разработчиков и владельцев продуктов до руководителей — просмотр плана высокого уровня и получение краткой информации о своём прогрессе, работа синхронизирована.
- Курс по DevOps
- Обучение профессии Data Science
- Обучение профессии Data Analyst
- Курс «Python для веб-разработки»
- Профессия Веб-разработчик
- Frontend-разработчик
- Профессия Этичный хакер
- C++ разработчик
- Продвинутый курс «Machine Learning Pro + Deep Learning»
- Курс по Machine Learning
- Курс «Математика и Machine Learning для Data Science»
- Разработчик игр на Unity
- Курс по JavaScript
- Профессия Java-разработчик
- Курс по аналитике данных
- Профессия iOS-разработчик с нуля
- Профессия Android-разработчик с нуля
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/skillfactory/blog/533006/
Добавить комментарий