Обзор библиотеки lens-js и эксперименты с котиками.
Данные — это, в действительности, важная часть Вашего будущего приложения или отдельной библиотеки. Важна их структура, целостность, а также и подходы к организации их хранения и обработки. Задача, прямо скажем, не тривиальна, особенно в масштабах корпоративных проектов. Одно из решений — использование менеджера состояния, об одном из которых, тут пойдёт речь.
Линзы
И так, что же такое «Линзы»? Проще всего ответить тезисно — линзы это:
-
принцип организации работы с данными, где те квантуются по отдельным узлам в одном большом направленном графе;
-
агрегатор (редьюсер), который занимается сборкой всех отдельных квантов по всем правилам функциональной парадигмы;
-
интерфейс, который обеспечивает доступ к данным каждого кванта;
-
и последнее, линза обеспечивает целостность данных и их актуальность в Вашем приложении.
Тут вот стоит отметить, что мы ещё не говорим о как-либо реализации. Линза — это хорошая сказка для тех, кто уже устал от Redux, MobX и т. п. или разрабатывает какой-нибудь специфический модуль, где проблематично использовать популярные менеджеры состояний. Реализаций линз — множество. Попробуйте их все!
Как это всё работает?
Чем объяснять на пальцах, гораздо проще сделать это на каком-нибудь примере. Будем экспериментировать на котиках. Не волнуйтесь! Ни один котик не пострадает! Приступим…
Рассмотрим демонстрационное приложение react-lens-cats, разработанное на основе линз. В нём используется библиотека — lens-js, а также её обёртки для TypeScript и React — lens-ts и react-lens.
Займёмся постановкой задачи: Представим, что несколько котиков решили прокатиться на карусели. Нам нужно организовать их очередь и распределить занятые места между ними. Формально — это два массива, между которыми котики будут перемещаться.
Пусть структура данных выглядит следующим образом:
export interface Cat { name: string; } export interface Queue { cats: Cat[] } export interface Store { street: Queue; circle: Queue; }
Давайте создадим наше состояние и объявим линзу в фале lens.ts
import { Lens } from '@vovikilelik/react-ts'; const murzic: Cat = { name: 'Murzic' }; const pushok: Cat = { name: 'Pushok' }; const sedric: Cat = { name: 'Sedric' }; const rizhik: Cat = { name: 'Rizhik' }; const store: {lens: Store} = { lens: { street: { cats: [murzic, pushok, sedric, rizhik] }, circle: { cats: [] } } }; export const lens = new Lens<Store>( () => store.lens, (value, effect) => { store.lens = value; effect(); } );
Пока всё легко и понятно? Но не будем отвлекаться, а то получится как на «матане«.
Как можно заметить, мы экспортируем только константу lens
, относительно которой и будем работать с состоянием. Это синглтон, «детка».
Будет не так интересно, если мы просто пойдём по приведённому исходному тексту. Давайте попробуем разобраться с самых азов? В качестве эксперимента, создадим Test.tsx
и попробуем получить доступ к свойствам нашего состояния.
import { lens } from './lens'; export Test: React.FC = () => ( <div> { lens.go('circle').go('cats').get().map(c => c.name).join(' ') } { lens.go('street').go('cats').get().map(c => c.name).join(' ') } </div> );
Теперь мы можем видеть имена наших котиков. Выражение выглядит пугающе, но в процессе заполнения можно заметить, что благодаря типизации, имена полей предлагаются средой разработки, что весьма удобно.
Но постойте, судари! У нас тут что-то не так с кодом! И действительно, массивы circle
и street
одинаковы. Выгоднее получить универсальный компонент, который отображает только массив котиков, откуда бы мы его не взяли. А давайте, просто, передавать узел линзы, как параметр компонента, вот так:
import { Lens } from '@vovikilelik/lens-ts'; import { useLens } from '@vovikilelik/react-lens'; import { Cat } from './lens'; export Cats: React.FC = (cats: Lens<Cat[]>) => { const [catsArray] = useLens(cats); return ( <div> { catsArray.map(c => c.name).join(' ') } </div> ); }
Тогда файл Test.tsx
будет выглядеть следующим образом:
import { lens } from './lens'; export Test: React.FC = () => ( <div> <Cats cats={lens.go('circle').go('cats')} /> <Cats cats={lens.go('street').go('cats')} /> </div> );
Всё ещё сложно. Для чего мы постоянно обращаемся к корневой линзе? Нам же не так и важно, где хранятся массивы котиков? Давайте сделаем Test.tsx
более универсальным, ну и назовём его как-нибудь подходяще — Lunapark.tsx
:
import { Lens } from '@vovikilelik/lens-ts'; import { Queue } from './lens'; export Lunapark: React.FC = (street: Lens<Queue>, circle: Lens<Queue>) => ( <div> <Cats cats={street.go('cats')} /> <Cats cats={circle.go('cats')} /> </div> );
Другое дело. Как ловко мы тут всё инкапсулировали…
Теперь вид компонента упростился. Но смотрите, проявилась одна особенность, таким образом, мы можем создавать целые модели компонентов, которые будут также универсальны, как и рядовые.
И действительно, поскольку каждый узел линзы является объектом, адресующим некие данные в глобальном состоянии, то его передача в качестве аргумента ничем не отличатся от передачи простого значения. Однако в случае линз, мы уже получаем механизм отслеживания изменений в узле по средствам
useLens
.
Теперь дело за малым, переместить котиков из одного массива в другой. Давайте в нашем Lunapark.tsx
создадим кнопку с обработчиком, где мы и завершим нашу задумку.
const popCat = (lens: Lens<Cat[]>): Cat | undefined => { const cats = lens.get(); const cat = cats.pop(); lens.set(cats); return cat; } const playCat = (lens: Lens<Cat[]>, cat: Cat) => { lens.set([...lens.get(), cat]); } export Lunapark: React.FC = (street: Lens<Queue>, circle: Lens<Queue>) => { const onCatPlay = useCallback(() => { const cat = popCat(street.go('cats')); cat && playCat(circle.go('cats'), cat); }, [street, circle]); return ( <div> <Cats cats={street.go('cats')} /> <Cats cats={circle.go('cats')} /> <button onClick={onCatPlay} /> </div> ); }
Обратите внимание, что обработка изменений уже реализована внутри линзы по средствам
useLens
, т. е. после изменения данных в узлах cats, связанные компоненты будут обновлены, и внимание, магия — только эти компоненты, что полезно для производительности.
Что же, получилось весьма недурно.
А есть ещё какая-нибудь польза?
Линзы — это не строго привязанная, к какой-либо технологии, библиотека. Их успешно можно применять там, где не подходят привычные подходы. Например, при создании динамических сцен на BabylonJS или внутреннего состояния Web-компонентов и т. п. Линзы — это не аналог Redux или похожих технологий и, как следствие, могут применяться совместно, как абстракция более низкого уровня. Всё дело в воображении…
Выводы
Что, уже? Да. Целью статьи было познакомить читателя с ещё одним подходом для организации состояния приложения. Мы рассмотрели самое-самое главное — потенциал к масштабируемости и области применения.
Давайте подытожим! С помощью линз можно:
-
реализовывать состояние приложения;
-
разрабатывать общие компоненты и модели;
-
организовывать событийно-ориентированные подпрограммы;
-
создавать абстракции для работы с другими подходами к управлению состоянием.
Ссылки
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/538844/