Мы уже упоминали, как мы предоставляем бесплатные VPS для студентов, чтобы они учились программировать. Один из наших подопечных Павел сделал простеньких телеграм и ВК ботов для FAQ. Они очень просте, тем не менее, начинающему программисту не помешают комментарии опытных ребят — поэтому публикуем его рассказ — Павел будет рад, если в комментариях ему дадут советы.
Я — студент Новосибирского Государственного Технического Университета, не так давно мы с парочкой моих друзей реализовали площадку для продвижения проектов во всех возможных областях научной деятельности. Мы помогаем «сводить» заинтересованных преподавателей и студентов всех ВУЗов Сибири, чтобы проектная научная деятельность развивалась по территории Сибири и РФ.
Студенты и преподаватели часто обращались ко мне с вопросами и я решил автоматизировать этот процесс, написав ботов для ВК и Телеграм.
На вход они принимают сообщения, а на выходе выдают либо текстовый ответ, либо специальную структуру данных, замаскированное под сообщение: инлайновые или висячие клавиатуры.
Я использовать Python версии 3.6 просто потому, что он самый простой для меня. Кодил в PyCharm Community Edition. Весь код опубликован на GitHub. Удачи!
1. Предварительные приготовления для телеграм-бота
1.1 Получение токена от Bot Father в телеграмме
Первым делом, нам нужно «зарегистрировать» нашего бота в Telegram.
Для этого, в поисковике телеги ищем BotFather
далее, делаем всё также, как показано на скриншотах:
После нажимаем на команду /newbot
или же прописываем вручную.
Надо придумать уникальное имя для бота, придумываем и получаем соответствующий токен.
1.2 Переходим в любой редактор кода и создаем файл config.py
Перед созданием данного файла, нам нужно выбрать директорию, в котором будет реализован весь функционал бота. Если вы используете PyCharm Community/Professional Edition, то предлагаю просто создать новый проект, и писать там весь функционал бота.
Если Вы используете любой другой редактор, такой как Sublime Text 3, например, то Вам самостоятельно придётся создать директорию, создать виртуальное окружение, и работать из консоли со всеми предварительными тестами. Во избежание трудностей, предлагаю скачать продукт PyCharm Community Edition от компании JetBrains, с помощью данного продукта можно обойти действия, описанные в предыдущем абзаце, так как данный продукт сделает их самостоятельно, от Вас потребуется только указать путь до интерпритатора Python в конфигурациях PyCharm, с помощью которого и будет работать Ваш бот.
В данном файле (config.py) будет храниться только токен, который нам дал BotFather, поэтому пишем:
token = "Здесь хранится Ваш токен".
1.3 Cоздаём главный файл — bot.py
Делаем cледующие импорты и для соответствующих библиотек, в консоли прописываем закоментированные строчки:
import config import telebot # pip install telebot from telebot import types # pip install pyTelegramBotAPI
Далее, нам необходимо использовать наш токен:
bot = telebot.TeleBot(config.token)
Этим действиям мы устанавливаем то, что мы будем накручивать функционал именно для того бота, для которого нам и дал токен BotFather.
2. Разворачиваем функционал
Начнём с того, что для того, чтобы пользователю запустить бота, нам необходимо прописать команды для старта они могут быть разными, например, /start
или /go
и вообще любыми, какими Вы сочтёте нужными.
Для обработки команд нам потребуется message_handler
, с помощью которого и будет реализован весь функционал обработки команд для старта и завершения, если Вы сочтёте нужным добавить завершение. Как только придёт команда /go
или /start
, message_handler
с соответствующими командами сравнит, совпадают ли строки и если совпадают, то обработает соответствующей функцией.
Каждая функция, как и в примере сейчас, должна принимать один параметр — сообщение от пользователя, которое будет обработано соответствующей функции «в обёртке» декоратора. А также, каждая функция (или связка функций) должна возвращать соответсвующее сообщение от бота.
Итак:
@bot.message_handler(commands=['go', 'start']) # Обработка команды для старта def welcome(message): sti = open(path+'stiker.tgs', 'rb') bot.send_sticker(message.chat.id, sti) markup = types.ReplyKeyboardMarkup(resize_keyboard=True) item3 = types.KeyboardButton("Приложения") item2 = types.KeyboardButton("Мероприятия") item1 = types.KeyboardButton('О нас') markup.add(item1, item2, item3) bot.send_message(message.chat.id, "Добро пожаловать, {0.first_name}!\\n\\nЯ - <b>{1.first_name}</b>, бот команды Projector в НГТУ, " "создан для того, " "чтобы помочь Вам влиться в нашу команду," "просто узнать что-то о нас или же просто пообщаться и весело провести время.\\n\\n" "<i>Have a nice time</i>".format( message.from_user, bot.get_me()), parse_mode='html', reply_markup=markup)
В этой функции реализовано сразу два действия: отправка приветственного сообщения и создание встроенной клавиатуры — ReplyKeyboardMarkup
, которая будет открыта, пока мы не завершим выполнения бота соответсвующей командой. Об этом будет сказано ниже.
Итак, пройдёмся по строчкам:
В строках 20-21: открывается стикер по тому пути к директории, в которой я его сохранил, после чего отправляется.
Строки 22-28: создаем встроенную клавиатуру, добавляя туда три элемента.
Строки 30-37: описано создание и отправка приветственного сообщения
Как вы можете заметить, метод send_message
в строке 30, позволяет использовать HTML, для форматирования текста.
Строками ниже, добавим запуск самого бота, который будет хоститься, пока не случится ошибка или же, пока мы Сами его не закроем.
# RUN if __name__ == "__main__": try: bot.polling(none_stop=True) except ConnectionError as e: print('Ошибка соединения: ', e) except Exception as r: print("Непридвиденная ошибка: ", r) finally: print("Здесь всё закончилось")
Сделаем первый запуск! Для этого, в PyCharm-е нажмём зеленую кнопку старт в правом верхнем углу или же, можно запустить из консоли командой: python bot.py
Результат первого запуска:
2.1 Обработка нажатия на кнопки и создание inline keyboard
Так любое сообщение — это текст, то мы будем обрабатывать именно текстовые сообщения.
Сделаем следующее и аналогично разберём по строчкам:
@bot.message_handler(content_types=["text"]) def go_send_messages(message): if message.chat.type == 'private': if message.text == 'Приложения': keyboard = types.InlineKeyboardMarkup(row_width=1) itemboo = types.InlineKeyboardButton(text="Тыщ на кнопку и ты уже в Google", url="<https://www.google.ru>") itemboo1 = types.InlineKeyboardButton('Рандомное число', callback_data='good2') itemboo2 = types.InlineKeyboardButton("Калькулятор", callback_data='bad2') itemboo3 = types.InlineKeyboardButton("Хочу узнать погоду в моем городе/стране", callback_data='good3') itemboo4 = types.InlineKeyboardButton("Как твои дела?", callback_data='bad4') keyboard.add(itemboo, itemboo1, itemboo2, itemboo3, itemboo4) bot.send_message(message.chat.id, "{0.first_name}, окей, смотри, что у нас есть тут:\\n".format(message.from_user), reply_markup=keyboard) elif message.text == "Мероприятия": one_markup = types.InlineKeyboardMarkup(row_width=1) ite1 = types.InlineKeyboardButton("Ближайшие мероприятия", callback_data="one") ite2 = types.InlineKeyboardButton("Проведенные мероприятия", callback_data="two") ite3 = types.InlineKeyboardButton("Волонтерство на мероприятие", callback_data="three") ite4 = types.InlineKeyboardButton("Действующие проекты в НГТУ", callback_data="fourth") ite5 = types.InlineKeyboardButton("Мероприятия Межвузовского центра", callback_data="five") one_markup.add(ite1, ite2, ite3, ite4, ite5) bot.send_message(message.chat.id, "{0.first_name}, у нас <u>ежемесячно</u> проводится множество " "мероприятий,\\nмы постарались разбить их на следующие составляющие:".format( message.from_user), parse_mode="html", reply_markup=one_markup)
Строка 339 — обработчик любых текстовых сообщений
Строка 341 предназначена для того, чтобы сказать, что если данное сообщение предназначено боту, то сравни эту строку с теми, что здесь обрабатываются и отправь ответ.
Строки 344 — 351 — создаём инлайновую клавиатуру InlineKeyboardMarkup и помещаем в эту клавиатуру 5 элементов, которые также можно будет обработать по установленной callback_data
. Элементы данной клавиатуры будут расположены друг под другом, так как в строке 344, мы установили row_width = 1
, что обозначает самую широкую грань одной кнопки, поэтому они и будут расположены друг под другом.
Строки 353-355 — отправляют текст, вместе с нашей Inline Keyboard.
В условиях ниже представлены аналогичные представления обработки сообщений.
Итак, сделаем запуск:
2.2 Обработка InlineKeyboardButton
Как было сказано выше, каждый элемент InlineKeyboardButton
имеет параметр callback_data
, и именно по этим параметрам будет обрабатываться каждая кнопка. Для этого нам потребуется обработчик инлайновой клавиатуры callback_query_handler
.
@bot.callback_query_handler(func=lambda call: call.data in ['one', 'two', 'three', 'fourth', 'five']) # Мероприятия def callback_inline_one(call): try: if call.message: if call.data == 'one': # Ближайшие мероприятия bot.send_message(call.message.chat.id, "Итак,<b>ближайшие мероприятия</b>:\\n\\n" # Здесь будут ссылки ещё "Форум «Байкал»\\n" "Конкурс «Цифровой ветер»\\n" "PRONETI", parse_mode="html") elif call.data == 'two': # Проведённые мероприятия bot.send_message(call.message.chat.id, "Вот список <b>проведённых мероприятий</b>:\\n\\n" "МНТК\\n" "Семинары по проектной деятельности\\n" "Встреча с представителями предприятий", parse_mode="html") elif call.data == 'three':
Итак, разберём по строчно:
Строка 269 — объявляем обработчик, который будет обрабатывать каждую из нажатых кнопок с использованием лямбда-функции
Строки 273-278 — В данном блоке if, мы просто обрабатываем сообщение и отправляем сообщение пользователю.
Строки 279-283 — Делают аналогичное действие, что и в предыдущем условном блоке.
и т. д.
Также, в данных блоках можно определить аналогичную инлайновую клавиатуру, только тогда придётся создать ещё один обработчик callback_data
, аналогичный обработчику callback_query_handler
, показанный на скриншоте выше.
Результат:
Так просто и обрабатываются inline keyboards.
3. Завершаем работу бота
Данная функция будет аналогичной функции обработки команд для старта бота, поэтому Вы сможете легко понять её функционал:
@bot.message_handler(commands=['stop']) # Обработка команды для выхода def bye(message): bye_Sti = open(path+'byeMorty.tgs', 'rb') hideBoard = types.ReplyKeyboardRemove() bot.send_message(message.chat.id, "Досвидания, {0.first_name}!\\nМы, команда <b>{1.first_name}</b>, надеемся, что ты хорошо провел(а) время \\n\\n" "Присоединяйся к нашей команде в <a href='<https://vk.com/projector_neti>'>vk</a>\\n" "Наш <a href='<https://instagram.com/projector_neti>'>inst</a>\\n\\n" "Напиши Координатору проектов (<a href='<https://vk.com/nikyats>'>Никите Яцию</a>) и задай интересующие тебя вопросы по <i>проектной деятельности</i>\\n\\n" "Надеемся, что тебе ответят очень скоро \\n\\n" "<u>Don't be ill and have a nice day</u> \\n\\n\\n" "P.S.: Если есть какие-то пожелания или вопросы по боту, то напиши <a href='<https://vk.com/setmyaddresspls>'>мне</a>".format( message.from_user, bot.get_me()), parse_mode='html', reply_markup=hideBoard) exit()
Здесь происходит следующее:
- Отправляется прощальный стикер.
- Закрывается встроенная клавиатура (строка 44).
- Отправляется прощальное сообщение.
Так как мы используем bot.polling
, с параметром none_stop = True
, то пользователь может снова вознообновить общение с ботом при помощи команды /start
или /go
, обработка которых показано в пункте выше.
Результат:
ВК БОТ
Перейдём к реализации бота Вконтакте, написанном на том же родном языке Python, его основное отличие от предыдущего в том, что он был написан с использованием ООП, а именно класса. Внешне, он выполняет ту же миссию. Сама библиотека для написания вк бота намного проще телеграмм бота, поэтому разобраться в ней самостоятельно не составит большого труда. Итак, начнём.
1. Предварительные подготавления
Установим следующие библиотеки по тем же технологиям:
import vk_api # pip install vk-api import json # pip install json from vk_api.longpoll import VkLongPoll, VkEventType
▍1.1 Получение токена для сообщества Вконтакте.
- На главной странице сообщества найти раздел «Управление»
- Работа с API
- Создать ключ. Выбираете нужные для вас пункты, которые будут доступны боту.
В итоге должно получиться примерно следующее:
Берем ключ и переходим в среду разработки и делаем следующее:
vk = vk_api.VkApi(token= "Ваш_токен")
Далее — следующее:
longpoll = VkLongPoll(vk)
На этом, закончим подготавления.
2. Разворачиваем функционал
Первым делом создадим файл manage.py
Cоздадим прототип встроенной клавиатуры ( всё с помощью документации VkBotAPI ).
main_keyboard = { "one_time": False, "buttons": [ [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"1\\"}", "label": "О нас" }, "color": "positive" }], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"2\\"}", "label": "Мероприятия" }, "color": "positive" }, { "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"3\\"}", "label": "Приложения" }, "color": "positive" } ], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"4\\"}", "label": "Контакты" }, "color": "primary" }] ] }
Затем переводим её в формат json, как требуется в документации:
main_keyboard = json.dumps(main_keyboard, ensure_ascii=False).encode('utf-8') main_keyboard = str(main_keyboard.decode('utf-8'))
Пример инлайн клавиатуры:
about_us_keyboard = { "inline": True, "buttons": [ [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"1\\"}", "label": "Основная информация" }, "color": "positive" }], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"2\\"}", "label": "Чем мы занимаемся ?" }, "color": "primary" }, { "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"3\\"}", "label": "Где мы находимся ?", }, "color": "positive" }], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"4\\"}", "label": "Как попасть в команду ?", }, "color": "primary" }], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"5\\"}", "label": "Контакты", }, "color": "secondary" }], [{ "action": { "type": "text", "payload": "{\\"button\\": \\"6\\"}", "label": "Задать вопрос руководителю проекта", }, "color": "negative" }] ], }
Не забываем все используемые клавиатуры переводить в формат json:
about_us_keyboard = json.dumps(about_us_keyboard, ensure_ascii=False).encode('utf-8') about_us_keyboard = str(about_us_keyboard.decode('utf-8'))
Создадим функцию write_msg
, для того, чтобы не мучиться с постоянной отправкой сообщений от бота:
def write_msg(user_id, message, key): vk.method('messages.send', {'user_id': user_id, 'message': message, 'keyboard': key, 'random_id': random.randint(0, 2048)})
После создания всех прототипов, мы можем перейти к следующему шагу. ( к этому файлу мы позже вернёмся и доработаем обработку общения пользователя и нашего vk-бота )
▍2.1 Основной функционал (создаем файл vk_bot.py).
Мы не будем разрабатывать методы, которые будут выполнять, например, функцию парсинга времени или погоды, назовем их второстепенными. Я покажу лишь основной метод, который будет обращаться к этим второстепенным методам, для обработки тех или иных сообщений от пользователя. В конце статьи я выложу ссылку на свой GitHub, где Вы сможете самостоятельно просмотреть интересующий Вас функционал любого из метода. Итак:
Конструктор класса:
class VkBot: def __init__(self, user_id): self.USER_ID = user_id self._USERNAME = self._get_user_name_from_vk_id(user_id) self.my_str = "" self._COMMANDS = ["привет", "погода", "время", "пока"] self._inputMes = {"основная информация": answers.about_us1, "чем мы занимаемся ?": answers.about_us2, "где мы находимся ?": answers.about_us3, "ближайшие мероприятия": answers.events1, "проведённые мероприятия": answers.events2, "волонтёрство на мероприятие": answers.events3, "действующие проекты в нгту": answers.events4, "мероприятия межвузовского центра": answers.events5 }
Последнее свойство класса — inputMes
— это особый словарь, у которого значения ключей — это текст из файла answers.py, где я расположил текст в виде строк, поэтому, чтобы не загромождать код я и вынес основной текст в другой файл.
(Пример кода из файла answers.py)
events1 = "Итак,ближайшие мероприятия:\\n\\n" \\ "Форум «Байкал»\\n"\\ "Конкурс «Цифровой ветер»\\n"\\ "PRONETI" events2 = "Вот список проведенных мероприятий:\\n"\\ "МНТК\\n"\\ "Семинары по проектной деятельности\\n"\\ "Встреча с представителями предприятий\\n"\\ events3 = "По поводу этого критерия напиши Илье (<https://vk.com/ki1337ki>)\\n"\\ "А также, ты можешь заполнить анкету, благодаря которой,\\n"\\ "с тобой лично свяжется один из руководителей направления\\n"\\ "или координатор проекта (<https://vk.com/nikyats>)"
Итак, основной метод класса — это new_message
, который принимает один параметр — message
, который обрабатывается соответствующим условным блоком и возвращает какое -то значение обратно туда, откуда был вызван.
def _get_user_name_from_vk_id(self, user_id): request = requests.get("<https://vk.com/id>" + str(user_id)) bs = bs4.BeautifulSoup(request.text, "html.parser") user_name = self._clean_all_tag_from_str(bs.findAll("title")[0]) return user_name.split()[0] def new_message(self, message): # self.my_str = " ".join(re.findall('[0-9]{2}', message)) if message.lower() == self._COMMANDS[0]: return f"Привет, {self._USERNAME}!" elif message.lower() == self._COMMANDS[1] or message.lower() == "узнать погоду ": return self._get_weather() elif message.lower() == self._COMMANDS[2] or message.lower() == "узнать точное время ": return self._get_time() elif message.lower() == self._COMMANDS[3]: return f"До скорой встречи, {self._USERNAME}!" else: for key, value in self._inputMes.items(): if message.lower() == key: return value return "Не понимаю тебя "
3. Возвращаемся в manage.py и дописываем функционал
Теперь в первых строках нам необходимо проимпортить файл vk_bot. А также нам потребуется библиотека random.
import random # pip install random from vk_bot import VkBot
После того, как мы объявили longpoll, дописываем основной функционал.
longpoll = VkLongPoll(vk) try: for event in longpoll.listen(): if event.type == VkEventType.MESSAGE_NEW: if event.to_me: bot = VkBot(event.user_id) if event.text.lower() == "о нас": write_msg(event.user_id, "Немного о нашем проекте", about_us_keyboard) elif event.text.lower() == "мероприятия": write_msg(event.user_id, "Что ты хочешь узнать?", events_keyboard) elif event.text.lower() == "приложения": write_msg(event.user_id, "Посмотри, что есть здесь!", app_keyboard) elif event.text.lower() == "контакты": write_msg(event.user_id, "По любым вопросам можешь обращаться к:", contacts_keyboard) elif event.text.lower() == "задать вопрос руководителю проекта": write_msg(event.user_id, "У тебя есть возможность написать сообщение нашему Руководителю проекта", go_answer) elif event.text.lower() == "калькулятор": write_msg(event.user_id, "В разработке...", calc_keyboard) # elif event.text == " ".join(re.findall('\\d{2}', event.text)): # write_msg(event.user_id, "Отлично, мы здесь", calc_keyboard) elif event.text.lower() == "как попасть в команду ?": write_msg(event.user_id, "Напиши координатору проекта - Никите\\n" "или перейди на сайт проектной деятельности,\\n" "найди проект номер 612 и подай заявку", in_team) else: write_msg(event.user_id, bot.new_message(event.text), main_keyboard) except Exception as e: print(e)
Как можете заметить, в условных блоках if и elif — присутствует обработка тех сообщений, которые подразумевают под собой вывод инлайн или встроенной клавиатуры (в данном примере — выводятся только инлайн клавиатуры). Сюда также можно добавить более сложные обработки сообщений, после которых обработка будет метаться туда сюда по блокам if и elif. Таким образом бот будет работать, пока не «упадёт с ошибкой».
Другое дело обстоит с блоком else, здесь мы обращаемся как раз ко классу нашего Бота, после чего он аналогичным способом находит обработку сообщения и выводит результат. Это можно назвать вложенной обработкой, а так как вложенностей лучше избегать, то лучше использовать тот метод программирования бота, который как раз-таки реализован в телеграмм боте.
Заключение
Надеюсь, что после прочтения данной статьи, Вы как минимум поняли основной принцип создания своего Telegram или Vk бота, а как максимум — легко сможете написать своего бота.
Как вы можете видеть, создать его функционал очень просто, особенно, если вы знаете основы языка Python.
Весь код опубликован в моём профиле GitHub.
https://github.com/1chemp/telegram-bot — Телеграм Бот
https://github.com/1chemp/vk-bot — Бот Вконтакте
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/542066/
Добавить комментарий