О нейропротезах

от автора

Артур Кларк как-то сказал, что развитая наука неотличима от магии. Отчасти нам повезло жить в то время, когда в этом утверждении можно убедиться наглядно. И если большинство технологий предлагают нам модифицировать внешние атрибуты (смартфоны, планшеты, умные гаджеты мы носим на теле),то нейропротезы куда глубже проникают в наш мозг, принимая на себя часть задач. В таком случае и возникает вопрос: «где заканчивается личность и начинается человек»?

Современное нейропротезирование

Тренд нейропротезов не раз поднимался разными институтами, приоритетно военными. Вести боевые действия, при этом не рискуя боевыми единицами — дорогого стоит. Также игровая индустрия подтолкнула нейроинтерфесы, хоть и не инвазивные. Однако. Рынок медицины предлагает куда более глубокое вмешательство в работу мозга, с новыми возможностями для каждого «пациента».

На что способны нейропротезы

Нейропротезы призваны восстановить связи между мозгом и мышцами человека. Или же предложить человеку достойную альтернативу. Рассмотрим пример известных киборгов современности: Найджел Экланд и Хью Герр. В первом случае речь идет о человеке, который потерял конечность из-за несчастного случая на производстве. Теперь, вместо руки он пользуется кибер-протезом, который практически ничем не отличается от родной конечности. Кроме как невозможности передавать тактильные ощущения. Также есть и проблема обратной связи.

Проблема обратной связи это то, что Вы, дорогой друг, чувствуете в -20, когда в толстых перчатках пытаетесь найти мелочь в кармане. Вы чувствуете свою руку, Вы знаете, что она беспрекословно выполняет Ваши команды. Но Вы понятия не имеете, нащупали ли Вы заветную монету или нет. Точно так же кибернетический протез без обратной связи буквально не способен передать тактильное ощущение. Вернее сказать — не был способен.

Хью Герр — альпинист, который в 16 лет потерял обе ноги из-за обморожения. Травма стала поводом для того, чтобы не просто создать себе лучшие ноги, но и подарить такую возможность другим людям. Как случайной жертве теракта на Бостонском Марафоне, так и военным, которые теперь могут переносить грузы в 40-60 кг с такой же легкостью, как и без нагрузки.

Вот только особенность протезов Хью Герра в том, что они напрямую коннектятся к оставшейся нервной ткани человека. При ампутации, в бедре остаются нервные окончания, которые никоим образом не задействуются. Подключив к ним электроды становится возможно не просто передавать импульс от мозга к протезу, но и передавать тактильное ощущение от конечности к мозгу.

Разумеется, для грамотной работы необходимы и процессоры, которые обрабатывают и интерпретируют сигналы как от мозга к протезу, так и в обратном порядке. Но достаточно ли теперь только этого? Отнюдь, ведь можно пойти куда глубже.

Илон Маск (а куда же без него), известен своим участием в создании проекта Нейролинк. Те самые заветные электроды, которые интегрируются в мозг, и занимаются передачей сигналов напрямую из «храма сознания» на внешние передатчики. И если описанные выше протезы способны восстановить человеку конечность, то нейропротезы дают возможность полностью парализованному человеку общаться, печатать, играть в игры. Подобные разработки не новы. К примеру, квадриплегия успешно может устраниться, если вооружить человека соответствующими электродами и парой внешних рук-протезов. Такой человек, используя силу мозга, сможет не только шевелить конечностями, но и накормить себя бисквитом.

Особенности пропускных возможностей

Сегодня бутылочным горлышком нейроинтерфейсов остается пропускная способность. Грубо говоря, это количество данных, которые мы можем пропустить через интерфейс. Сейчас проблема упирается в отторгаемость организмом всего, что мы пытаемся вживить в него. К примеру, воткнуть электрод в мозг — решаемая задача. Но через 6-12-24 месяца этот электрод перестанет работать, затянутый слоем фагоцитов. 

Чтобы этого не произошло, стоит уточнить несколько важных нюансов:

  • Решить проблему отторгаемости. В целом, проводники из золота уже помогают решить эту задачу. Но здесь скорее сам организм не так агрессивно отторгает их, нежели полупроводники настолько хороши;

  • Проблема интеграции. Нейрохирурги могут провести проводники в нужные участки мозга, но это требует операции в несколько часов. Илон Маск предложил решение. В его видении, такая процедура должны быть как поход к стоматологу. И в рамках проекта Neuralink ему удалось это сделать. Робот, созданный компанией Woke Studios специально предназначен для того, чтобы проводить тонкие операции по подсаживанию в мозг проводников;

  • Проблема пропускного канала. Вживить в мозг электрод это не проблема. Такие решения использовались для лечения эпилепсии. Вот только самые передовые клиники использовали десяток проводников. Лабораторные эксперименты поднимали планку до сотни. Но только фаундеры Neuralink замахнулись на 1000. 

Что это дает нам? Если человека парализует ниже шеи, то сейчас это приговор. А вот через 2-5 лет человек сможет не только выживать, но и жить. Нейроинтерфейс, который сообщается с мозгом через 1000 электродов, позволяет человеку вести активную жизнь на социальных платформах. Печатать, общаться, решать задачи. Быть полезным для себя и для общества.

Точка отсчета. Что обещает мир будущего

Я не футуролог. Просто смотрю и делаю выводы. Вы, дорогой друг, можете сделать то же самое в комментариях. Поделитесь своим мнением на этот счет. Я же полагаю, что это только промежуточная ступень в мир, где можно будет жить в сети и “оффлайне” одновременно. И к этому ведут следующие предпосылки:

  1. Рост вычислительных мощностей. Экстраполяция Мура постоянно умирает и возрождается. А вычислительные мощности становятся все доступнее. Не говоря уже о системах связи, подчиняющихся закону Метклафа;

  2. Есть мнение, что технологии покушаются на наше сознание. Это не совсем так. Наше сознание изменяется информационными паттернами. Технологии — это только тонкие инструменты, предлагающие нам новые возможности в обмен на новые обязанности;

  3. Не будет такой утрированной картины как в “Матрице”, да и про мыслепреступления рано заикаться. Точнее всего ситуация обрисована в книге Дэйва Эггерса “Сфера”. Фильм с Гермионой не рекомендую, они извратили концовку до невозможности! Зато книга наглядно отображает как будет использована такая технология в руках эффективных менеджеров.

С предпосылками разобрались, переходим к результатам. 

Полноценный нейроинтерфейс и риски для сознания

Буквально 20 лет назад смартфоны казались чем-то совершенно невероятным. Просто представьте, что нас ждет в следующие 20 лет! И самое главное, не будьте догматичными. Сценарии любого фильма, книги или игры предлагают несколько утрированные решения. Каким же может быть полноценный нейроинтерфейс в действительности?

Энергоэффективный, не отторгаемый, гибко синхронизирующийся с реальностью. А вот как быть по поводу угрозы хакинга и дистанционного захвата сознания? Ведь уже были прецеденты с кардиостимуляторами, которые можно было удаленно захватывать, убивая носителя. Стоит ли ожидать такого от нейроинтерфейса?

Маловероятно. Безусловно, наше сознание — это гибкая система интерпретации мира. Мы охотно принимаем одни паттерны и убеждения, в то же время отказываясь от других. Вот только изменения сознания обуславливает не электрод, воткнутый в мозг, а контент, который мы потребляем. И если электрод не способен стимулировать нейроны, то можно было бы выдохнуть…

Но это не совсем так. Современные нейропротезы предусматривают не только передачу информации, а и легкую стимуляцию нейронов, поощряя их рост. Конечно, протоколы безопасности будут защищать мозг от перегрузок, но даже эта проблема условно абстрактна. Попытка описать угрозы нейропротезирования схожа с кризисом сточных каналов Лондона в конце позапрошлого века. Из-за избытка лошадей город буквально утопал в навозе. А буквально через несколько десятилетий стены домов сотрясались от рокота двигателей автомобилей.

Суть проблемы нейропротезирования останется прежней. Отторгаемость, адаптивность, уязвимость для людей со злыми умыслами. И, вполне может быть, окупаемость таких ментальных сетей будет выстаиваться не от принципов рекламы, а от личной приверженности людей тем делам, которыми они занимаются. Или тем идеологиям, которые заказывают зрелища. Напишите, пожалуйста, в комментарии, что Вы думаете по этому поводу?

Deus Ex. Из человека в бога?

Наличие скальпеля не сделает Вас хирургом. Сами по себе нейроинтерфейсы предлагают только новые возможности для тех, кто знает, как их использовать. Можно и с самого навороченного ПК смотреть мемы, майнить или писать продающие текста. Я не хочу превозносить роль нейроинтерфейсов, но она у них не сказать, что скромная. 

Пока что, компании патентуют новые решения, предлагают дополненную реальность или создают решения для людей с инвалидностью. Как мне кажется, рассвет эры нейроинтерфейсов придется на вторую половину этого десятилетия. Впрочем, наши смартфоны, часы, ноутбуки и планшеты тоже можно считать в какой-то мере нейроинтерфейсами, только с очень низкой пропускной способностью и посредниками в виде наших глаз и пальцев. 

Однако, все решают социальные связи. Сознание всего человечества, как единого существа открывает перед нами новые возможности. Разумеется, для этого недостаточно только технологии, необходима еще и подходящая идеология. Что ж, возможно, рано или поздно, мы придем к такому результату. Совершенствуя не только кибернетические инструменты, но и тонкий алгоритм наших душ.

Хорошего Вам вечера, друзья! Надеюсь, до встречи!

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/544154/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *