Pattern matching в Java 8

от автора

Многие современные языки поддерживают сопоставление с образцом (pattern matching) на уровне языка.
Язык Java не является исключениям. И в Java 16 будет добавлено поддержка сопоставление с образцом для оператора instanceof, как финальной фичи.
В будущем надеемся, что сопоставление с образцом будем расширено и для других языковых конструкций.

Сопоставление с образцом раскрывают перед разработчиком возможность писать код более гибко и красивее, при этом оставляя его понятным.
Но что если нельзя перейти с тех или иных причин на новые версии Java. Благо используя возможности Java 8, можно реализовать некоторые возможности pattern matching в виде библиотеки.
Рассмотрим некоторые паттерны, и как их можно реализовать с помощью простенькой библиотеки.

Constant pattern позволяет проверить на равность с константами. В Java оператор switch позволяет проверить на равность числа, перечисления и строки. Но иногда хочется проверить на равность константы объектов используя метод equals().

switch (data) {       case new Person("man")    -> System.out.println("man");       case new Person("woman")  -> System.out.println("woman");       case new Person("child") 	-> System.out.println("child");               case null                 -> System.out.println("Null value ");       default                   -> System.out.println("Default value: " + data); }; 

Подобный код можно написать следующим образом. При этом под капотом осуществляется сравнения значений и проверка их в операторе if. Можно использовать как форме утверждение так и как выражения.
Так же можно очень просто работать с диапазонами значений.

import static org.kl.jpml.pattern.ConstantPattern.*;  matches(data).as(       new Person("man"),    () ->  System.out.println("man");       new Person("woman"),  () ->  System.out.println("woman");       new Person("child"),  () ->  System.out.println("child");               Null.class,           () ->  System.out.println("Null value "),       Else.class,           () ->  System.out.println("Default value: " + data) );  matches(data).as(       or(1, 2),    () ->  System.out.println("1 or 2");       in(3, 6),    () ->  System.out.println("between 3 and 6");       in(7),       () ->  System.out.println("7");               Null.class,  () ->  System.out.println("Null value "),       Else.class,  () ->  System.out.println("Default value: " + data) ); 

Tuple pattern позволяет проверить на равность нескольких переменных с константами одновременно.

var (side, width) = border;  switch (side, width) {       case ("top",    25) -> System.out.println("top");       case ("bottom", 30) -> System.out.println("bottom");       case ("left",   15) -> System.out.println("left");               case ("right",  15) -> System.out.println("right");        case null         -> System.out.println("Null value ");       default           -> System.out.println("Default value "); };  for ((side, width) : listBorders) {       System.out.println("border: " + [side + "," + width]); 	 } 

При этом кроме использования в форме switch, можно разложить на сопоставляющие или пройти последовательно в цикле.

import static org.kl.jpml.pattern.TuplePattern.*;  let(border, (String side, int width) -> {     System.out.println("border: " + side + "," + width); });  matches(side, width).as(       of("top",    25),  () -> System.out.println("top");       of("bottom", 30),  () -> System.out.println("bottom");       of("left",   15,  () -> System.out.println("left");               of("right",  15),  () -> System.out.println("right");                Null.class,    () -> System.out.println("Null value"),       Else.class,    () -> System.out.println("Default value") );  foreach(listBorders, (String side, int width) -> {      System.out.println("border: " + side + "," + width); 	 } 

Type test pattern позволяет одновременно сопоставить тип и извлечь значение переменной.

switch (data) {       case Integer i  -> System.out.println(i * i);       case Byte    b  -> System.out.println(b * b);       case Long    l  -> System.out.println(l * l);               case String  s  -> System.out.println(s * s);       case null       -> System.out.println("Null value ");       default         -> System.out.println("Default value: " + data); }; 

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу и потом присвоить новой переменной. С помощью такого паттерна код стает на много проще.

import static org.kl.jpml.pattern.VerifyPattern.matches;  matches(data).as(       Integer.class, i  -> { System.out.println(i * i); },       Byte.class,    b  -> { System.out.println(b * b); },       Long.class,    l  -> { System.out.println(l * l); },       String.class,  s  -> { System.out.println(s * s); },       Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },       Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); } ); 

Guard pattern позволяет одновременно сопоставить тип и проверить на условия.

switch (data) {       case Integer i && i != 0     -> System.out.println(i * i);       case Byte    b && b > -1     -> System.out.println(b * b);       case Long    l && l < 5      -> System.out.println(l * l);       case String  s && !s.empty() -> System.out.println(s * s);       case null                    -> System.out.println("Null value ");       default                      -> System.out.println("Default: " + data); }; 

Подобную конструкцию можно реализовать следующим образом. Чтобы упростить написания условий, можно использовать следующее функции для сравнения: lessThan/lt, greaterThan/gt, lessThanOrEqual/le, greaterThanOrEqual/ge, equal/eq, notEqual/ne. А для того чтобы опустить условия можно пременить: always/yes, never/no.

import static org.kl.jpml.pattern.GuardPattern.matches;  matches(data).as(                  Integer.class, i  -> i != 0,  i  -> { System.out.println(i * i); },       Byte.class,    b  -> b > -1,  b  -> { System.out.println(b * b); },       Long.class,    l  -> l == 5,  l  -> { System.out.println(l * l); },       Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },       Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); } );  matches(data).as(                  Integer.class, ne(0),  i  -> { System.out.println(i * i); },       Byte.class,    gt(-1), b  -> { System.out.println(b * b); },       Long.class,    eq(5),  l  -> { System.out.println(l * l); },       Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },       Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); } ); 

Deconstruction pattern позволяет одновременно сопоставить тип и разложить объект на составляющие.

let (int w, int h) = figure;   switch (figure) {       case Rectangle(int w, int h) -> out.println("square: " + (w * h));       case Circle   (int r)        -> out.println("square: " + (2 * Math.PI * r));       default                      -> out.println("Default square: " + 0); };     for ((int w, int h) :  listFigures) {       System.out.println("square: " + (w * h)); } 

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу, присвоить новой переменной и только тогда через геттеры доступиться к полям класса.

import static org.kl.jpml.pattern.DeconstructPattern.*;  Figure figure = new Rectangle();  let(figure, (int w, int h) -> {       System.out.println("border: " + w + " " + h)); });  matches(figure).as(       Rectangle.class, (int w, int h) -> out.println("square: " + (w * h)),       Circle.class,    (int r)        -> out.println("square: " + (2 * Math.PI * r)),       Else.class,      ()             -> out.println("Default square: " + 0) );     foreach(listRectangles, (int w, int h) -> {       System.out.println("square: " + (w * h)); }); 

При этом чтобы получить составляющее, класс должен иметь один или несколько деконструирующих методов. Эти методы должны быть помечены аннотаций Extract.
Все параметры должны быть открытыми. Поскольку примитивы нельзя передать в метод по ссылке, нужно использовать обертки на примитивы IntRef, FloatRef и т.д.
Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и прийомы с стандартным классом LambdaMetafactory.

@Extract public void deconstruct(IntRef width, IntRef height) {       width.set(this.width);       height.set(this.height);  } 

Property pattern позволяет одновременно сопоставить тип и доступиться к полям класса по их именам.

let (w: int w, h:int h) = figure;   switch (figure) {       case Rectangle(w: int w == 5,  h: int h == 10) -> out.println("sqr: " + (w * h));       case Rectangle(w: int w == 10, h: int h == 15) -> out.println("sqr: " + (w * h));       case Circle   (r: int r) -> out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r));       default                  -> out.println("Default sqr: " + 0); };     for ((w: int w, h: int h) :  listRectangles) {       System.out.println("square: " + (w * h)); } 

Это упрощенная форма деконструирующего паттерна, где нужны только конкретные поля класса разложить.
Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и прийомы с стандартным классом LambdaMetafactory.

import static org.kl.jpml.pattern.PropertyPattern.*;    Figure figure = new Rectangle();  let(figure, of("w", "h"), (int w, int h) -> {       System.out.println("border: " + w + " " + h)); });  matches(figure).as(       Rect.class,    of("w", 5,  "h", 10), (int w, int h) -> out.println("sqr: " + (w * h)),       Rect.class,    of("w", 10, "h", 15), (int w, int h) -> out.println("sqr: " + (w * h)),       Circle.class,  of("r"), (int r)  -> out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r)),       Else.class,    ()                -> out.println("Default sqr: " + 0) );     foreach(listRectangles, of("x", "y"), (int w, int h) -> {       System.out.println("square: " + (w * h)); }); 

Также для упрощения именования полей можно использовать другой способ с ссылками на методы.

Figure figure = new Rect();  let(figure, Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> {       System.out.println("border: " + w + " " + h)); });  matches(figure).as(       Rect.class,    Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> System.out.println("sqr: " + (w * h)),       Circle.class,  Circle::r, (int r)  -> System.out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r)),       Else.class,    ()                  -> System.out.println("Default sqr: " + 0) );     foreach(listRectangles, Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> {       System.out.println("square: " + (w * h)); }); 

Position pattern позволяет одновременно сопоставить тип и проверить значение полей в порядке объявления.

switch (data) {       case Circle(5)   -> System.out.println("small circle");       case Circle(15)  -> System.out.println("middle circle");       case null        -> System.out.println("Null value ");       default          -> System.out.println("Default value: " + data); }; 

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу, присвоить новой переменной и только тогда через геттеры доступиться к полям класса и проверить на равность.
Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования.

import static org.kl.jpml.pattern.PositionPattern.*;  matches(data).as(                  Circle.class,  of(5),  () -> { System.out.println("small circle"); },       Circle.class,  of(15), () -> { System.out.println("middle circle"); },       Null.class,            () -> { System.out.println("Null value "); },       Else.class,            () -> { System.out.println("Default value: " + data); } ); 

Также если разработчик не хочет проверять некоторые поля, эти поля должны быть помечены аннотаций Exclude. Эти поля должны быть объявлены последними.

class Circle {       private int radius;       	         @Exclude       private int temp;  } 

Static pattern позволяет одновременно сопоставить тип и деконструировать объект используя фабричные методы.

  switch (some) {       case Result.value(var v) -> System.out.println("value: " + v);       case Result.error(var e) -> System.out.println("error: " + e);       default                    -> System.out.println("Default value"); }; 

Подобный до деконструирующего паттерна, но имя деконструирующих методов, которые помеченные аннотаций Extract, должны быть указаны явно.
Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и прийомы с стандартным классом LambdaMetafactory.

import static org.kl.jpml.pattern.StaticPattern.*;  matches(figure).as(       Result.class, of("value"), (var v) -> System.out.println("value: " + v),       Result.class, of("error"), (var e) -> System.out.println("error: " + e),       Else.class, () -> System.out.println("Default value") );  

Sequence pattern позволяет проще обрабатывать последовательности данных.

List<Integer> list = ...;    switch (list) {       case empty()     -> System.out.println("Empty value");       case head(var h) -> System.out.println("list head: " + h);       case tail(var t) -> System.out.println("list tail: " + t);                   default          -> System.out.println("Default value"); }; 

Используя библиотечные методы можно просто работать с последовательностями данных.

import static org.kl.jpml.pattern.SequencePattern.*;  List<Integer> list = List.of(1, 2, 3);  matches(figure,       empty() ()      -> System.out.println("Empty value"),       head(), (var h) -> System.out.println("list head: " + h),       tail(), (var t) -> System.out.println("list tail: " + t),             Else.class, ()  -> System.out.println("Default value") );    

Также для упрощения кода, можно использовать следующее функции, которые можно увидеть в современных языках как языковые фичи или функции.

import static org.kl.jpml.pattern.CommonPattern.*;  var rect = lazy(Rectangle::new); var result = elvis(rect.get(), new Rectangle());     with(rect, it -> {    it.setWidth(5);    it.setHeight(10); });     when(     side == Side.LEFT,  () -> System.out.println("left  value"),     side == Side.RIGHT, () -> System.out.println("right value") );     repeat(3, () -> {    System.out.println("three time"); )     int even = self(number).takeIf(it -> it % 2 == 0); int odd  = self(number).takeUnless(it -> it % 2 == 0); 

Как можно видеть pattern matching сильный инструмент, который намного упрощает написание кода. Используя возможности Java 8 можно сэмулировать возможности pattern matching самыми средствами языка.

Исходной код библиотеки можно посмотреть на github: link. Буду рад отзывам, предложениям по улучшению.

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/544560/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *