Залечь на дно в Кельне: жизнь и работа в Германии во время пандемии и локдауна

Так получилось, что наша с мужем ИТ-эмиграция пришлась на непростой период — только мы начали привыкать к новой жизни в центре Европы, как наступила весна 2020 года со всеми вытекающими последствиями. В итоге вместо путешествий без границ мы увидели совсем другую сторону жизни в Германии — тот самый немецкий орднунг. На практике это означает, что какими бы неоднозначными ни казались меры, принимаемые правительством, — если их всё же приняли, придется им следовать. У некоторых экспатов это вызывает фрустрацию и даже разочарование от переезда. В этой статье я поделюсь своими впечатлениями от текущей обстановки в Германии в целом и расскажу, как это отразилось на нашей жизни в частности — может быть, кому-то это поможет определиться, готовы ли вы к такой жизни или стоит рассмотреть альтернативные направления для переезда (а еще оценить плюсы жизни на родине!). 

Первый локдаун пришел в нашу немецкую жизнь год назад, в середине марта. К тому моменту мы жили в Кёльне чуть больше полугода, совершив релокейт из новосибирского офиса Plesk в немецкий. В одночасье захлопнулись границы — мы успели вернуться из отпуска за три дня до того, как авиакомпания “Победа” приостановила рейсы “Москва-Кёльн”, — опустел офис, закрылись рестораны и магазины. Прилетевшие на неделю в командировку коллеги выбирались обратно в Россию уже с приключениями.

С тех пор ограничения то ослабляют, то снова усиливают в зависимости от эпидемиологической обстановки и соображений правительства по этому поводу. Неизменной остается лишь маска, социальная дистанция, а также привычка протирать дверные ручки спиртом 🙂 

Летом казалось, что вернулась почти нормальная жизнь — снова заработал общепит, открылись отели и музеи, а также границы с другими странами Евросоюза. Даже перелёты в Россию как-то стабилизировались, и нам удалось слетать домой. Но в октябре началась вторая волна коронавируса, и меры снова ужесточили. 

Ограничения 

В двух словах текущие ограничения состоят в следующем: закрыто почти всё — а то немногое, что открыто, посещать можно только в маске. Маски в Германии ввели не сразу — сначала эта мера показала хороший результат в одной из федеральных земель, и в конце апреля ношение масок в общественном транспорте, магазинах и других закрытых помещениях стало обязательным по всей стране. До недавнего времени годилась любая маска или даже шарф, закрывающий нос и рот, но с 20 января разрешены только респираторы FFP2 или, как ни странно, обычные одноразовые медицинские маски. Считается, что такие лучше защищают, плотнее прилегают и закрывают большую часть лица. Штош. Красивые корпоративные масочки пока пришлось отложить в комод.

А жаль!
А жаль!

Это сделали не только мы — буквально в первый день действия новых правил 99% всех пассажиров нашей электрички были уже в масках нужного типа. Это очень показательно, хотя и ожидаемо: немцы (как впрочем и все те, кто давно живет в Германии)) в большинстве своем правила выполняют четко. При этом я ни разу не видела ни одного масочного рейда или чего-то в этом духе. Знаю, что в Берлине и других крупных городах уже неоднократно проходили акции протеста, но в быту — в магазинах, общественном транспорте, — маски носят все. Единственный раз, когда кому-то при мне сделали замечание, произошел с молодым человеком в автобусе, спустившим маску на подбородок — из-за стеклянной перегородки сразу же выглянул водитель со словами: “Молодой человек, ваша маска”, парень вернул маску на место и мы мирно поехали дальше. 

Из других немногочисленных мер контроля — на входе в гипермаркет у нашего дома весной поставили специального дядечку, который следил не только за наличием маски, но и за тем, чтобы каждый покупатель был с тележкой (видимо, так считали заполняемость). Летом дядечка исчез, но правило с телегами во многих магазинах осталось.

Почти полгода автобусы запускали пассажиров только через среднюю дверь, а не через переднюю, как раньше, чтобы минимизировать риски для водителя. Недавно вход через переднюю дверь всё-таки вернули. Наверное, слишком многие пользовались тем, что не надо прикладывать карточку к валидатору :)
Почти полгода автобусы запускали пассажиров только через среднюю дверь, а не через переднюю, как раньше, чтобы минимизировать риски для водителя. Недавно вход через переднюю дверь всё-таки вернули. Наверное, слишком многие пользовались тем, что не надо прикладывать карточку к валидатору 🙂

В остальном соблюдать ограничения в общем-то несложно — пойти всё равно некуда. С середины декабря в Германии действует второй жесткий локдаун, который только-только планируют начать ослаблять. Закрыто практически все — торговые центры, театры, музеи, бассейны и бани (парикмахерские открылись 1-ого марта, и это было самое первое послабление текущих ограничений). Рестораны закрылись еще в ноябре, и последние 4 месяца работают только на вынос. Некоторые магазины, кстати, тоже освоили такой формат и открыли точки выдачи товаров, купленных через интернет. Работодателям было рекомендовано перевести всех, кого только возможно, на удаленку. Школы и детские сады тоже были закрыты вплоть до конца февраля — дети учились дома, а в садиках работали только дежурные группы для тех, чьи родители не могут работать удаленно. Социальные контакты сведены к минимуму — встречаться можно не более чем с одним человеком из другого домохозяйства (UPD с 8 марта можно собираться по 5 человек). Утешает одно — пока обошлось без комендантского часа. 

H&M стоит закрытым уже почти 2 месяца - видимо, после открытия перейдет сразу к летней коллекции
H&M стоит закрытым уже почти 2 месяца — видимо, после открытия перейдет сразу к летней коллекции

Хоум-офис

Офис Plesk в Кельне официально не закрывался, но с первой же недели локдауна сотрудникам было рекомендовано по возможности перейти на работу из дома. С тех пор в офисе пусто — регулярно появляется лишь человек 5-6, и это ребята из России 🙂 немецкие коллеги приходят редко. 

По виду из офиса я немного скучаю :)
По виду из офиса я немного скучаю 🙂

Переход на удаленку оказал на нашу жизнь довольно неожиданный эффект — по работе мы общаемся в основном с коллегами в Новосибирске, и первое время после релокейта чувствовали свою оторванность от ребят, которые сидят все вместе в новосибирском офисе и собираются на митинги “живьем”. А потом грянул локдаун, и в изоляции оказались все. С одной стороны, это грустно, с другой — я больше не “отрезанный ломоть”, ведь когда к звонку каждый участник подключается из дома, ощущение границ и расстояний как-то стирается. 

Еще один плюс — гигантская экономия времени, которое раньше уходило на дорогу. Мы живем в пригороде Кельна, и каждый день тратили около часа на то, чтобы добраться в одну сторону. Теперь это время можно посвятить самообразованию, прогулкам, приготовлению вкусняшек или просто два часа тупить в инстаграм

Конечно, кроме плюсов, есть и минусы. Во-первых, мы почти не практикуем язык. Рабочие вопросы и так обсуждаются по-русски или по-английски, а теперь, с уходом из офиса, с немцами не поболтаешь даже на кухне за кофейком. Другой значительный минус — необходимость обустраивать постоянное рабочее место дома. Сидеть вдвоем за одним столом (который к тому же не офисный, а обеденный) было неудобно, и нам пришлось докупить компьютерный стол и кресло. К счастью, государство решило поддержать работающих из дома — за каждый день работы из дома можно будет вернуть до 5 евро налогов (максимум 600 евро в год). Правда, для этого придется доказать, что вы действительно не могли работать в офисе, у вас была отдельная комната для работы и эту комнату вы не использовали ни для каких других целей. Нам этот челлендж только предстоит, поэтому если вы живете в Германии и уж провернули что-то подобное, поделитесь этим бесценным опытом!

Вакцинация

27 декабря в Германии началась вакцинация от коронавируса. Она будет проводиться в несколько этапов: сначала высший приоритет (люди старше 80 лет, а также медперсонал и работники домов престарелых), высокий приоритет (70+ лет), повышенный приоритет (60+) и только потом все остальные. Сначала предполагалось, что до “всех остальных” дело дойдет уже к началу лета, но постепенно сроки сдвинулись, и теперь речь идет уже об осени. Сдвиг сроков объясняют задержками производства и поставок вакцины. Поставить прививку можно будет бесплатно. В нашем городке место для вакцинации оборудовали в местном торговом центре. 

Переход в онлайн

Тем временем вся общественная и культурная жизнь продолжается в интернете. Образование тоже перешло в онлайн — например, языковая школа, в которую я ходила учить немецкий, в середине марта в одночасье перевела все уроки в Zoom. Общеобразовательные школы тоже научились работать дистанционно — для Германии это новый опыт, до пандемии учиться дома (кроме случаев с показаниями по здоровью) было нельзя. Как мы поняли из разговоров с немецкими коллегами, у которых есть дети-школьники, онлайн-обучение организовано попроще, чем в России — например, ничего похожего на “Дневник.Ру” нет, и во время первого локдауна (весной) дети просто повторяли материал за весь учебный год, без сложностей с проверкой домашки через вотсап и т.п. Коллеги с детьми, поправьте в комментариях, если это не так 🙂 

Всевозможные ивенты тоже перебрались в  сеть — в частности, знаменитый кельнский карнавал. В этом году он прошел с 11 по 17 февраля — без перекрытых улиц, разбрасывания конфет с грузовиков, безумных костюмов и танцев в барах до упаду, но с трансляцией шествия кукольного карнавального поезда по центральному каналу телевидения и многочисленными стримами из радиостудий, оперного театра и концертных площадок (концерты записывались, естественно, без зрителей). Я ожидала появления какой-то социальной рекламы с напоминаниями не собираться и не нарушать изоляцию — но, кажется, все и так уже всё поняли и никаких дополнительных призывов не потребовалось…

Так сейчас выглядит привокзальная площадь Кёльна - до пандемии здесь всегда было очень оживленно
Так сейчас выглядит привокзальная площадь Кёльна — до пандемии здесь всегда было очень оживленно

Итог и субъективные впечатления

Вот и всё, чем я хотела поделиться с вами в этой статье. Надеюсь, что картинка получилась не слишком мрачной. В общем и целом жить можно — особенно если ты IT-специалист с гибким графиком работы и привычкой сидеть дома как сыч. Лично наш образ жизни и до локдауна был довольно пенсионерским, поэтому мы не очень страдаем. Больше всего не хватает путешествий — но когда-нибудь они обязательно вернутся. Медленно, но верно обстановка налаживается — тем не менее, власти предпочитают действовать осторожно и ограничительные меры, судя по всему, с нами еще надолго. На последнем совещании канцлера и глав федеральных земель локдаун продлили до 28 марта. 

Можно относиться к этому по-разному, но если оставить в стороне эмоции, локдаун стал для нас и, думаю, многих других экспатов очень показательным экспериментом по погружению в среду. Здесь все играют по правилам, даже если они не всем нравятся — и ситуация с пандемией еще раз это доказала. 

Плакат “Вместе мы сильны. Завтра наступит - мы освободим ему дорогу”
Плакат “Вместе мы сильны. Завтра наступит — мы освободим ему дорогу”

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/plesk/blog/546028/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *