Как закон о предустановке российского софта изменит отечественный IT-рынок

от автора

Мрачные пророчества об уходе иностранных корпораций из-за закона о предустановке российских приложений на ввозимые в РФ гаджеты не сбылись. Что выиграют попавшие в списки Минцифры разработчики приложений, почему равный доступ, а не ограничения – самый эффективный способ защиты внутренних цифровых рынков, при чем здесь Германия и что думают обо всем этом эксперты рынка – в статье.

Равные возможности

С 1 апреля на всех продаваемых в России смартфонах, планшетах, ПК и умных телевизорах должны стоять отечественные приложения. Продажа цифровой техники без предустановленного российского ПО будет считаться нарушением федерального законодательства. Даже на торговые полки нельзя будет выставлять такие устройства. Если человек купил гаджет в упаковке без предустановленных отечественных приложений, он может пожаловаться в Роспотребнадзор. Наказывать за продажу электроники без предустановленных приложений начнут позже – с 1 июля штраф для физлиц составит от 30 тыс. до 50 тыс., для компаний – 50-200 тыс. рублей. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ 16 марта приняла Госдума.

Поправки в закон «О защите прав потребителей» об обязательной предустановке российского софта были одобрены президентом Владимиром Путиным в 2019 году. Они должны были вступить в силу в середине 2020 года, но из-за пандемии коронавируса дату перенесли на 1 января, а затем на 1 апреля нынешнего года. Новый закон уменьшит количество злоупотреблений со стороны иностранных корпораций и обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний, говорится в пояснительной записке к документу. В Минцифре подчеркивают, что предустановка отечественного ПО — это часть стратегии импортозамещения и развития собственных цифровых продуктов.

Нововведение обеспечит равные условия конкуренции для иностранных и отечественных разработчиков ПО, отмечают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «В конечном счете [от этого] выиграют все: разработчики, производители устройств, разработчики приложений и потребители, у которых появится дополнительная возможность для выбора», – сказали RSpectr.com в ФАС.

Соавтор закона, председатель комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Сергей Жигарев объясняет требование по предустановке отечественного ПО заботой о российском потребителе. «Чтобы человек сам выбирал, пользоваться ли ему зарубежными или российскими приложениями. Например, когда вы покупаете айфон, там уже стоят приложения Apple. Если же там будут установлены привычные “Яндекс”, Mail.Ru, “Кинопоиск” и прочее, у человека будет выбор, какими приложениями пользоваться, а какие удалить», – пояснил он.

Не только в России

Идея о том, что пользователи могут сами выбирать приложения, а между глобальными цифровыми гигантами и местными IT-компаниями должны быть равные конкурентные условия, реализуется не только в России. В январе этого года в Германии вступил в силу закон об ограничении конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen, GWB). С его помощью правительство ФРГ намерено ограничить влияние транснациональных корпораций и добиться более справедливой конкуренции в сфере цифровых услуг.

Инициатива Германии может вдохновить ЕС на создание закона, который предоставит Европейской комиссии широкие полномочия для регулирования цифрового рынка, пишет немецкий журнал Business & Diplomacy.

Эксперты из ФРГ позитивно оценивают аналогичный процесс в нашей стране.

Россия приняла закон о предустановке при покупке гаджетов в стране собственного ПО, но не стала вводить ограничения против глобальных корпораций, отмечает издание: «Вместо этого был принят подход, при котором всем IT-компаниям предоставляется одинаковый доступ к платформам, что обеспечивает соблюдение принципа честной конкуренции».

Депутат федерального парламента Германии от Свободной демократической партии Александр Кулитц (Alexander Kulitz) предлагает понаблюдать, сможет ли РФ с помощью нового закона изменить рыночную монополию иностранных цифровых транснациональных корпораций и продвинуть собственное ПО. Он подчеркивает, что Россия и Евросоюз одновременно занялись защитой своих цифровых рынков от монополии IT-гигантов.

Что станет обязательным

На какие типы устройств должно быть установлено российское ПО, говорится в постановлении правительства №1867 от 18 ноября 2020 года. В канун нового года кабмин утвердил перечень из 16 классов программ для предустановки. В список вошли наиболее популярные браузеры, поисковики, навигационная система «Яндекса», электронная почта и новостной агрегатор Mail.ru, антивирус Kaspersky, а также «Мой офис», «Госуслуги» и платежная система «Мир». В аудиовизуальные сервисы для телевизоров включены «Яндекс», ivi, More.tv, Okko, Premier, Start, Wink, «Кинопоиск», «НТВ Плюс», «Первый канал», «Смотрим». Предустановленные программы будут доступны на смартфонах, планшетах, умных телевизорах, ноутбуках и ПК, произведенных после 1 апреля 2021 года, разъяснило Минцифры 15 марта.

Однако появление в гаджетах предустановленного ПО увеличит разрыв между лидерами отечественного рынка и небольшими компаниями, констатируют эксперты.

Чтобы попасть в перечень предусмотренных программ, разработчик должен представить приложение с не менее чем 500 тыс. скачиваний за предыдущий год.

Поэтому в списке нет ни одного стартапа, хотя магазины мобильных приложений часто становятся платформами для продвижения многих успешных проектов, отмечают они.

Также появление предустановленных приложений соцсетей на смартфонах может негативно сказаться на рынке аудиовизуального контента, прогнозирует заместитель генерального директора по правовым вопросам Института развития интернета (АНО «ИРИ») Борис Едидин. «Пока там [в соцсетях] еще много нелицензионного контента, и таким образом он станет доступнее», – отмечает он.

На этом фоне компании – разработчики отобранных в перечень приложений расширят свою пользовательскую аудиторию, отмечает технический директор компании «Техносерв» Юрий Корчуков. «Сначала [пользователям] будут предложены версии продуктов с базовым функционалом для дальнейшего стимулирования перехода на расширенные версии и другие продукты», – рассказал RSpectr.com Корчуков. По его словам, рост клиентской базы будет способствовать улучшению программ за счет получения отзывов о качестве их работы и актуальности наполнения.

B Apple тоже

Продукция Samsung уже продается с пакетом приложений от «Яндекса». Huawei и LG Electronics пообещали Минцифре, что все их новые модели будут соответствовать требованиям российского законодательства. Компания Apple долго думала, но также согласилась с новыми правилами, сообщили СМИ в середине марта. Корпорации пришлось подстроиться под законодательство РФ для обеспечения своей ценовой политики, считают в компании «Информзащита». «Продукция Apple успешно продается на отечественном рынке, выручка составляет в России почти 200 млрд рублей, прибыль растет, и вряд ли корпорация допустит ослабление своих позиций», – говорит представитель «Информзащиты».

Но согласие с требованием о предустановке приложений страны – это прецедент для Apple, отмечают участники рынка. «Он показывает всему миру, что это возможно, поэтому в ближайшие годы мы можем увидеть аналогичные требования к компании от правительств других государств», – считает гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков. Впрочем, опыт локализации своих устройств для отдельных рынков у американской корпорации все же есть. «Apple перенесла данные iCloud на территорию Китая, изменила набор программного обеспечения App Store и конструкцию телефона – в стране продавался iPhone с двумя физическими SIM-картами», – рассказывает директор по IT компании Oberon Дмитрий Пятунин.

Иностранным производителям для выполнения требований нового закона необходимы прочие технологические контакты с российскими разработчиками софта.

Так считает гендиректор «Доктор Веб» Борис Шаров. «Процесс предустановки требует полной технологической совместимости устанавливаемого софта и железа – это становится заботой как для производителей устройств, так и для разработчиков. Нетрудно догадаться, что процесс довольно хлопотный, и каждый хотел бы получить за это какую-то компенсацию», – прокомментировал он RSpectr.com. Эксперт отмечает, что для производителей такой компенсацией станет сохранение доли на российском рынке, для разработчиков – увеличение аудитории.

За и против

Закон о предустановке отечественного ПО добавил юридических и технических проблем производителям электроники, говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. «Многие производители жалуются, что разработчики не хотят заключать никаких договоров: берите [наше ПО], мол, и все. Но без договора в этой ситуации невозможно», – рассказывает он. При этом отношения между производителем устройств и разработчиком ПО должны быть безвозмездными, отмечается в регулирующем выполнение требования о предустановке постановлении. Но Налоговый кодекс РФ не предусматривает безвозмездных отношений между юридическими лицами, обращает внимание Гуськов.

Требование об обязательной предустановке, которое планировалось ввести летом 2020 года, могло бы вызвать на рынке коллапс.

К счастью, правительство сдвинуло старт проекта сперва на январь, а затем на апрель нынешнего года, отмечает директор ассоциации АПКИТ, председатель совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики Николай Комлев. «Разработчикам ПО и производителям железа требовался переходный период. Теперь, полагаю, все пройдет без потрясений. Небольшие накладки будут, но рынок их практически не заметит», – говорит он.

Влияние нормы о предустановке российских мобильных приложений на российский IT-рынок не будет ощутимым, уверен директор Центра Solar appScreener компании «Ростелеком-Солар» Даниил Чернов. «Последует незначительный прирост использования российского ПО на устройствах, предназначенных для нашего рынка. Просто большее количество пользователей узнает о существовании некоторых отечественных продуктов», – сказал он RSpectr.com.

Тем не менее в условиях, когда уровень локализации зарубежных цифровых продуктов и устройств оставляет желать лучшего, предустановка – это хороший шаг, полагает директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин. В конечном счете сам потребитель будет решать, какими приложениями он будет пользоваться, подчеркивает он. «Предустановленные программы можно рассматривать, как рекомендацию, мы не всегда используем все, что установлено, например, в Windows», – напоминает Паршин.

Выбор остается за пользователем

Для пользователей нововведение не повлечет каких-либо негативных последствий, считают участники рынка. Напротив, отечественные сервисы лучше ориентированы под запросы россиян, чем абстрактные услуги глобальных корпораций, отмечает гендиректор DZ Systems, создатель «Яндекс.Маркета» Дмитрий Завалишин. «Те, кто ездит по России, предпочитают использовать “Яндекс.Карты”, они детальнее, быстрее обновляются, их создатели лучше понимают нашу страну и ее особенности», – сказал он RSpectr.com. Но при установке предлагаемых приложений нужно быть готовыми, что они займут полтора гигабайта памяти в смартфоне или другом устройстве, предупреждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Впрочем, те, кому не нравится какая-то программа, смогут отказаться от ее установки или самостоятельно удалить этот софт, если он предустановлен.

«Пользователям, которые меняют старые смартфоны на новые, будет немного удобнее – им не нужно будет устанавливать самостоятельно уже привычное ПО, а всего лишь нужно будет войти и авторизоваться», – отмечает руководитель центра бизнес-аналитики ГК «РАМАКС» Сергей Левашов.

Возможно, в переходный период производители могут почувствовать некоторый рост издержек из-за предустановки российского ПО, говорят эксперты. Но они отмечают, что влияние предустановки софта на себестоимость производства гаджета минимально и розничные цены устройств из-за этого вряд ли вырастут.

В целом, заключают эксперты, преимущества нового закона ощутят несколько категорий участников рынка:

  • компании – разработчики ПО, чьи продукты попадут в списки Минцифры, расширят пользовательскую аудиторию;

  • пользователи по умолчанию получат доступ к локализованным базовым версиям привычных сервисов;

  • государство обеспечит улучшение бизнес-климата для IT-индустрии, что повысит ее конкурентоспособность и увеличит число рабочих мест.

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/548784/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *