Человеческий мозг, как мы все знаем, полон предрассудков. Возникает вопрос: если машинное обучение «живет» за счет того, что очень близко имитирует этот наш мозг, то почему его алгоритмы не могут быть такими же необъективными и проявлять такую же несправедливость? К сожалению, они частенько это и делают.
Давайте расскажем вам как именно.
Машинное обучение (ML) — это очевидно новая звездочка ИТ индустрии. И она уже никуда не денется. Одна из причин, почему ML сыграет (и уже играет) значительную роль в нашей жизни — это успешная интеграция его моделей в большое количество уже существующих систем: социальные сети, шоппинг, здравоохранение и т. д.
В настоящее время в отрасль инновационных технологий хотят идти миллионы школьников, студентов и начинающих специалистов, стремящихся сделать карьеру в этой области. При этом, чтобы успешно обучить следующее поколение профессионалов в этой области, необходимо понять несколько неочевидных сторон машинного обучения.
Давно прошли те времена, когда люди могли слепо доверять программам в получении объективных “рассчитанных” результатов. Алгоритмы машинного обучения не дают простых математических результатов, как это делает калькулятор, а влияют на прогнозы преступной деятельности, медицинские диагнозы и решения о приеме на работу. Поскольку мир всё больше и больше полагается на машинное обучение при принятии важных решений, важно, чтобы мы узнавали о необъективных сведениях, понимали последствия некорректных результатов модели и принимали превентивные меры.
Так какая предвзятость (bias) есть в алгоритмах машинного обучения?
-
Интеграция машинного обучения в здравоохранение вызвала большие споры, потому что некоторые алгоритмы не могли одинаково лечить всех пациентов. Например, алгоритм обнаружения рака кожи был обучен с использованием данных, включающие в себя в основном фото и информацию о светлых тонах кожи. Следовательно, этот алгоритм был не эффективен при обнаружении рака кожи у людей с более тёмными тонами кожи. Несмотря на то, что у ИИ есть много возможностей повысить доступность медицинских услуг для нуждающихся, важно должны убедиться, что качество медицинской помощи не ухудшается для определенных демографических групп.
-
Хороший пример необъективности распознавания естественного языка (NLP) можно увидеть в социальных сетях: твиты, написанные афроамериканцами, в среднем отмечены алгоритмами ИИ как оскорбительные (хотя на самом деле таковыми не являются, показатель false positive) в 1,5 раза чаще, чем такие же твиты белых.
-
Было обнаружено, что даже более серьёзная предиктивная полицейская система неверно оценивает правонарушителей. COMPAS, система искусственного интеллекта, используемая для прогнозирования вероятности совершения преступником другого преступления, оказалась явно настроенной против афроамериканцев. Получилось так, что у афроамериканцев было вдвое больше ложных предсказаний рецидивизма, чем у белых американцев.
Почему эти признаки необъективности существуют?
Модели машинного обучения изучают закономерности в предназначенных для их обучения данных. Таким образом, если набор данных является стереотипным или не разнообразен, модели могут прийти к ложным выводам. Вот несколько примеров потенциальных ошибок обучения (некоторые из которых действительно произошли):
-
Использование обучающих данных, которые поступают исключительно из источника данных о состоянии здоровья военнослужащих. Поскольку большинство военнослужащих — мужчины, знания алгоритма о здоровье женщин будут ограничены, что в свою очередь приведет к низкой точности алгоритма.
-
Использование данных, которые навязывают стереотип привязанности одного из полов к ряду обязанностей или занятий. Некоторые модели глубинного обучения связывают мужчину с доктором, а женщину — с медсестрой из-за вектора представления слов, отображающего социальные стереотипы (word embedding).
-
Использование данных, которым не хватает разнообразия. Да, той самой любимой дайвёрсити. Многие модели распознавания лиц обучаются на данных, которые включают больше белых людей, чем черных. Исследование Тимнит Гебру и Джой Буоламвини показало, что 3 инструмента для распознавания лиц от крупных технологических компаний смогли почти идеально определить пол белых мужчин, а темнокожих женщин определили неверно в 35% случаев. Это может привести к очень серьезным ошибкам правоохранительных органов.
Откуда мы знаем о существовании этой предвзятости?
Признаки предвзятости всплывают, когда мы сравниваем точность с числом ошибок, которые модель имеет в разных группах. Исследование Тимнит Гебру является ярким примером этого: изучая эту статистику, мы можем увидеть, какие демографические группы дискриминируются моделями. Мы также можем проверить количество положительных и отрицательных результатов, проанализировав, имеется ли примерно одинаковое количество людей из разных групп, получивших один и тот же результат от модели.
Какие возможные способы решения этой проблемы существуют?
Препятствие, с которым в настоящее время сталкиваются многие компании, заключается в том, что им необходимо переобучить свои модели. Существует два главных способа для того, чтобы это сделать:
-
Ликвидация необъективности наборов данных, используемых моделями — это влечёт за собой удаление существующих наборов данных, содержащих стереотипные данные, и создание репрезентации и дайверсити в них, в попытках сделать их более точными.
-
Устранение необъективности моделей. Это влечёт за собой изменение фактических векторных представлений слов для удаления стереотипной привязки (мужчина = доктор, и женщина = медсестра) при сохранении нужной гендерной информации (мужчина = король, и женщина = королева).
Тема является довольно неоднозначной и вовлекает проблемы целого общества, однако путем дискуссий и компромиссов решение может быть найдено. Если у вас есть опыт с темой Этики в ИИ — будет интересно прочитать о нем в комментариях.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/549194/
Добавить комментарий