После прочтения оригинальной статьи я был несколько как поражён, так и удивлён…
Сразу скажу что сама идея псевдослучайной заливки экрана с наименьшими коллизиями (свести к минимуму попадания пикселей в уже нарисованные пиксели) ну как минимум потрясает, а тот факт, что для заливки таким образом области экрана 320х200 (64000 пикселей), если верить автору оригинальной статьи, ушло 131071 циклов, а они таки уйдут при 17-ти битном полиноме, т.е. более чем в два раза больше чем необходимо — удивляет и настораживает…
Можно оговориться, что для действительно псевдослучайной заливки пикселями такого экрана понадобится циклов ну где-то в 5 раз больше чем 131071…
И мне стало интересно: а почему решили закрасить 64Кб видеопамяти при помощи, как по мне, избыточной 17-ти битной РСЛОС? Хм…
Итак…
Максимальный период 17-ти битной РСЛОС: 217–1 = 131071 цикл
Максимальный период 16-ти битной РСЛОС: 216–1 = 65535 циклов
Очевидно же, что 16-ти битной РСЛОС для закрашивания экрана в 64000 пикселей хватает с лихвой.
Надо полагать, что разработчики исходили из того, что раз уж экран 320х200, следовательно для координат по оси X, которые в пределах 1…320 (maximum 140 hex) нужно брать целых 9 бит, т.к. значение 320, минимум куда можно всунуть, так это в 9 бит, в отличии от координат по оси Y, в которой их всего 1…200 (maximum C8 hex) что свободно помещается в 8 бит, итого 9+8=17 бит РСЛОС…
А что если, к примеру, экран был бы 253х253=64009, или 254х252=64008, или 255х251=64005… (Ну да, пошутил) А хотя, вы наверное уже поняли куда я клоню… Вот возьмём значения 255 (FF hex) и 251 (FB hex), ведь все эти числа свободно помещаются в восьмибитные регистры и в перемножении дают 64005, что даже больше чем 64000 байт…
Что ж, осталось реализовать 16-ти битную РСЛОС:
Для 16-ти битной РСЛОС существует 2048 полиномов с максимальным периодом вида: Х16+…+1, в следующем коде я применил, пусть не самый короткий, но он просто первый из них: Х16+Х5+Х3+Х2+1
Ниже я привёл код, в регистре CX которого, у нас вырабатывается некая гамма с периодом 65535, но не суть…
В старшем CH и младшем CL регистрах у нас значения которые можно использовать как координаты для нашего нестандартного экрана: CH*250+CL, т.е. Y * 250 + X.
При максимальных значениях Х=255 и Y=255 у нас получится 255*250+255=64005… А поскольку в нашей гамме не вырабатывается значение равное 0, а нам ведь нужно закрасить и нулевой адрес видеопамяти, мы смещаем всю линию назад на один пиксель командой dec di.
В следствии чего:
-
65535 раз наносим пиксель на псевдослучайный адрес в диапазоне от 0 до 64004;
-
1530 раз попадаем в уже нанесённые пиксели;
-
5 раз вылетаем за пределы диапазона буфера экрана. (при желании фиксится)
Следующий код реализует псевдослучайную попиксельную заливку экрана 320х200 16-ти битной РСЛОС с максимальным периодом 65535 циклов:
mov ax, 13h ; хотим видеорежим 320х200х256 int 10h ; попросим об этом BIOS push 0A000h ; начало видеобуфера где-то здесь pop es ; нацелим на него сегментный регистр ES xor cx, cx ; вычистим место для будущей РСЛОС next: inc cx ; теперь в ней единица shr cx, 1 ; продвигаем РСЛОС на 1 бит вправо jnc skip ; проверяем не потерялся ли младший бит xor cx, 8016h ; если бит выпал, выставляем новые с инверсией по маске 1000 0000 0001 0110 skip: movzx bx, cl ; эм... пусть это будет координата для оси X movzx ax, ch ; ну а здесь для оси Y imul di, ax, 0FAh ; определим смещение перемножив Y с 251 (да, 5 пикселей вне экрана) add di, bx ; добавим смещение по X dec di ; все пиксели на шаг назад, дабы хоть один попал в X=0, Y=0 mov al, 64 ; подкрасим пиксели stosb ; нарисуем пиксель loop next ; проверяем, не равен ли текущий РСЛОС исходному? ret ; дело сделано!
Не знаю зачем был нужен такой хардкор в предыдущем коде, просто наверное хотел создать видимость работы с заливкой по координатам, ну как это делают на языках высокого уровня)
Ниже демонстрирую более простой, быстрый и понятный код, без X и Y, просто заливаем линейную память нашего видеобуфера по закону, определённому нашей 16-ти битной РСЛОС:
mov ax, 13h ; хотим видеорежим 320х200х256 int 10h ; BIOS нам поможет в этом push 0A000h ; начало видеобуфера pop ds ; подгоняем сегментный регистр DS под видеобуфер mov cl, 64 ; выбираем цвет для пикселей mov dx, ax ; запоминаем исходное состояние РСЛОС next: shr ax, 1 ; продвигаем РСЛОС на 1 бит вправо jnc noxor ; проверяем не выпал ли младший бит xor ax, 8016h ; инвертируем РСЛОС по маске: 1000 0000 0001 0110 noxor: cmp ax, 0FA01h ; проверяем не вышел ли адрес за пределы видеобуфера jae skip ; пропустим всё что не попадает в экранную область mov bx, ax ; копируем AX в BX, т.к. AX не указывает на память mov [bx-1], cl ; сместим все адреса влево на 1, чтобы попасть в нулевой адрес skip: cmp ax, dx ; сравниваем текущее состояние РСЛОС с исходным jne next ; повторим цикл пока текущий РСЛОС не равен исходному ret ; выходим из цикла, т.к. весь экран уже закрашен
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/549554/
Добавить комментарий