Удивительная взаимосвязь между болью и работой мозга

от автора

Как ожидания, эмоции и другие нейрокогнитивные факторы влияют на наше восприятие боли.

Представьте, что вам вот-вот вырвут зуб. Ваш стоматолог говорит вам, что, к сожалению, корни зуба воспалены, поэтому процедура будет болезненной. Очень болезненной. Ничего не поделаешь.

Теперь представьте альтернативный сценарий. Вам всё еще нужно вырвать злополучный зуб, но на этот раз стоматолог ничего не говорит о боли, которую вы можете почувствовать.

В обоих этих сценариях болевой раздражитель один и тот же. Нужно вырвать тот же зуб, и, скорее всего, в любом случае будет больно. Но будет ли вам одинаково больно? Почти наверняка, что нет. Слова стоматолога — не говоря уже о вашем настроении, уровне стресса и других факторах — способны сместить восприятие боли в ту или иную сторону.

«То, что мы чувствуем — каждую секунду, каждое мгновение, — возникает из взаимодействия между данными извне и нисходящими импульсами от коры головного мозга», — говорит Ирвинг Кирш (Irving Kirsch), обладатель степени PhD, директор программы клинических исследований плацебо в Гарвардской медицинской школе и Медицинском центре Бет Исраэль.

Большую часть своей карьеры Кирш посвятил изучению переменных, влияющих на эти нисходящие импульсы. Он объясняет, что на степень боли, которую вы чувствуете, всегда будет влиять ожидание (например, если стоматолог говорит, что вот-вот будет очень больно), а также эмоции, внимание, мотивация и другие факторы. Это влияние может быть сильным или практически незаметным, но оно всегда присутствует.

«Раньше мы представляли боль или другие сенсорные ощущения как некое отражение объективной реальности, но затем пришли к выводу, что восприятие работает не так», — говорит Тор Уэйджер (Tor Wager), обладатель степени PhD, заслуженный профессор неврологии в Дартмутском колледже. «Мы получаем сигналы от нашего тела, но они не единственный источник информации, который наш мозг использует для построения восприятия».

Эти и другие новые открытия о роли мозга в восприятии боли способны изменить подход врачей к ее лечению. Кроме того, данные открытия позволяют продвинуться дальше в исследованиях связи мозга и сознания, реальности и всех форм человеческих переживаний — как хороших, так и плохих.

Роль мозга в ощущении острой и хронической боли

Из всех нисходящих процессов, влияющих на болевые ощущения, Уэйджер особо выделяет человеческое внимание, как, наверное, самое значимое. «Чем больше мы обращаем внимание на что-то, тем сильнее оно влияет на нас», — говорит Уэйджер.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он описывает ситуацию, когда человека преследует рассерженный носорог. «Если, убегая, человек наступит на шип, он не будет испытывать сильной боли в этот момент», — утверждает Уэйджер. Внимание этого человека будет настолько приковано к носорогу, что болезненный укол шипа он даже не заметит. В этой ситуации восприятие мозгом боли сводится почти к нулю.

Неприятные переживания любого рода не являются отдельными явлениями в мозгу; похоже, они сливаются и питают друг друга, как притоки реки.

Уэйджер говорит, что ожидание и опыт прошлого являются мощными магнитами для нашего внимания. Если вы ожидаете, что какое-то событие принесет боль, ваш мозг будет внимательно отслеживать все болевые признаки, что увеличит степень восприятия боли.

В исследовании, опубликованном в журнале Emotion в 2017 году, Уэйджер и его коллеги обнаружили, что влияние социальной среды также сказывается на ощущаемой боли. Когда участники исследования узнавали, что другие испытуемые оценили переживание как болезненное, их собственные ощущения, как правило, сильно сдвигались в этом направлении. Уэйджер говорит, что в некоторых случаях эти сдвиги действительно видны. «Мы убедились, что область мозга, которая кодирует болезненный опыт и все связанные с ним чувства и переживания, изменяется», — говорит он.

Это изменение «всех связанных чувств и переживаний» имеет большое значение. Более того, согласно полученным Уэйджером в ходе исследования данным, социальное отторжение имеет много общего с физической болью. Исследования также показали, что печаль, беспокойство и другие негативные эмоции усугубляют физическую боль. Всё это говорит о том, что неприятные переживания любого рода не являются отдельными явлениями в мозгу; похоже, они сливаются и питают друг друга, как притоки реки.

Уэйджер утверждает, что все эти взаимосвязанные, нисходящие импульсы обычно составляют лишь малую часть той боли, которую мы ощущаем, — всего примерно треть от нашего восприятия. Остальные две трети приходятся на болевые сигналы, которые наше тело посылает в мозг. «Мы способны галлюцинировать — наш мозг может создавать то, чего нет, но обычно мы так не делаем», — поясняет он.

Однако с хронической болью дела могут обстоять совсем иначе.

Согласно недавнему отчету ЦКЗ США, примерно каждый пятый взрослый испытывает хроническую боль, определяемую как боль, которая возникает каждый или почти каждый день в течение по крайней мере трех месяцев. Боль в спине — наиболее распространенное и, следовательно, наиболее изученное из этих хронических состояний. И существуют доказательства того, что со временем эта боль может отделиться от любой хронической травмы.

В исследовании 2013 года, опубликованном в журнале Brain, ученые сравнили данные визуализации мозга, полученные от людей, которые уже давно страдали от хронической боли в позвоночнике и тех, кто столкнулся с болью недавно. У людей, начавших чувствовать боль недавно, снимки не выявили ничего необычного; мозговая активность была в основном ограничена областями, которые имеют тенденцию возбуждаться во время всех видов болевых ощущений. Но у пациентов с хронической болью в спине изображения почти не показали активизацию областей мозга, отвечающих за восприятие боли. Вместо этого были задействованы области, связанные с эмоциями.

«Боль в спине, длящаяся более нескольких недель, с вероятность в 50% может стать хронической — это огромный процент, причем конкретный риск для человека определяется не степенью первоначальной травмы, а анатомией и физиологией мозга» — подчеркивает Апкар Апкарян (Apkar Apkarian), обладатель степени PhD, один из авторов исследования и директор Центра трансляционных исследований в Северо-Западном университете.

Апкарян изучает боль на протяжении десятилетий, всегда стремясь в своих работах выйти за грань изведанного. Он утверждает, что есть определенная категория людей, чей мозг обладает функциональными и структурными свойствами, которые повышают предрасположенность к хронической боли. Хотя и не все болевые состояния одинаковы, но в переживании хронической боли часто преобладают нисходящие импульсы, а не болевые сигналы от места травмы. «Даже при артрите, где, казалось бы, движущей силой восприятия боли должны выступать болезненные ощущения от суставов с дегенеративными поражениями, так вот, даже в этих случаях мы наблюдаем большую вовлеченность мозга», — рассказывает он.

До сих пор не удалось установить, что именно делает мозг человека уязвимым к хронической боли. По словам Апкаряна, это, вероятно, сочетание генетических факторов предрасположенности и жизненного опыта, а не то или другое. Ясно одно: хроническая боль в большей степени связана с процессами обучения в мозге, чем с длящимся воздействием повреждающего фактора или травмы.

«Нет такого понятия, как ложное восприятие. Всё, что мы воспринимаем, всегда является творением нашего мозга».

На множество вопросов ответы еще не найдены. Апкарян надеется, что его работы и исследования других ученых помогут в скором времени отыскать оптимальные способы лечения хронической боли (в том числе создать более эффективные лекарства). «Мы уверены, что лечить хроническую боль с помощью опиоидов — это категорически неправильно», — подчеркивает он. Мало того, что эти препараты вызывают опасное привыкание, так ещё и их мишенями являются те рецепторы мозга, которые, по-видимому, почти не связаны с восприятием хронической боли. «Мы изучаем потенциальные лекарственные методы лечения, которые действуют на мозг, но не затрагивают опиоидные рецепторы», — рассказывает Апкарян.

«Уже существуют альтернативные методы лечения, которые, по всей видимости, работают намного эффективнее опиоидов», — подчеркивает ученый. К ним относят медитацию осознанности, йогу и другие методы, чья частичная эффективность объясняется воздействием на мозг, а не на место сосредоточения боли.

Развеем распространенное заблуждение

Часть людей считает боль, возникающую в мозгу, чем-то ложным или иллюзорным. Но эксперты опровергают это мнение. «Нет такого понятия, как ложное восприятие», — утверждает Апкарян. «Всё, что мы воспринимаем, всегда является творением нашего мозга».

Уэйджер приходит к аналогичному выводу. «То, что мы воспринимаем, всегда является гештальтом — это модель или симуляция мира, которую создает наш мозг», — говорит он.

«Мозг всегда фильтрует и интерпретирует входящую информацию, выделяя при этом лишь узкий поток и игнорируя всё остальное», — подчеркивает ученый. И потому то, что мы испытываем — боль или удовольствие, радость или печаль, — это всегда коктейль из объективных и субъективных составляющих.

«Это действительно радикально иной взгляд на работу восприятия и сознания, — говорит Апкарян. — Но это то, на что указывают имеющиеся у нас данные».


О переводчике

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/alconost/blog/549976/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *