Для нетерпеливых — ссылка на видео с демонстрацией и полным контентом поста в конце
Одной из распространенных привычек среди мультиинструменталистов, когда дело доходит до игры на стандартной фортепианной клавиатуре, является попытка применить выразительность других классов инструментов к простым вкл/выкл переключателем синтезатора, как правило, без какого-либо эффекта. Это распространяется и на другие музыкальные периферии, иногда более подходящие для таких манипуляций.
Обычно МИДИ клавиатуры оснащены питчбенд колесами, сенсорными полосками или джостиками, но они редко производят естественно звучащий результат и оккупируют одну из рук полностью. Именно по причине неестественности звучания одна из осей джойстика как правило привязана к вибрато.
Не удивительно, что на рынке полно устройств, которые преобразовывают это усилие в язык музыки. Первый – это Roli Seaboard, мультиполифоническая MIDI-клавиатура которая позволяет сопоставлять жесты со звуковыми параметрами. Другая схожая интерпретация этой идеи – это Хакен Континуум. Оба эти варианта поставляются с премиальным ценником, и по моему мнению — заслужено.
Следующий пример – чуть мене комплексный. Genki Waves, насколько я понимаю, состоит в основном из кольца, которое может управлять программным обеспечением. Но сайт позволяет приобрести модуль eurorack и midi-адаптер 5din, что делает этот сетап вполне универсальным.
Другой вариант, если существует необходимость управлять железными синтезаторами – Enhancia Neova ring. Полный комплект состоит из кольца, станции с современными 3,5 — мм MIDI входом и выходом и программного обеспечения для точной интерпретации жестов.
Но я не только не могу оправдать трату в 300 долларов на то, что могу сделать сам, я также хочу устройство, свободное от программного хоста в виде ПК, потому что я предпочитаю сетапы без управления с компьютера, и я хочу, чтобы все элементы контроля были рядом с реальным оборудованием.
Запустив быстрый гугл поиск я нашел библиотеку ESP32BLEMIDI, которая позволяет отправлять миди-сообщения посредством беспроводной блютуз связи, и которую люди, судя по информации, использовали успешно, и начал составлять план.
План состоит в использовании двух плат esp32. Один-как наручный сервер, собирающий данные с акселерометра и преобразующий их в сообщения об изменении высоты тона и модуляции. Я привяжу тангаж к бендам и крен к модуляции. Кроме того, поскольку на борту модуля MPU6050 есть встроенный гироскоп, для бендов я также буду собирать информацию о горизонтальном смещении, поскольку оно также отображает это интуитивное движение. Три потенциометра будут контролировать чувствительность каждой оси к соответствующему параметру. Литиевая батарея будет поддерживать беспроводную работу устройства с помощью модуля управления зарядкой. Этот конкретный модуль поддерживает все средства защиты и не имеет никаких ограничений по минимальному току, что, наконец, отправило платы на базе tp4056 для меня в отставку. В таком случае у меня будет возможность подключить свой компьютер к наручному блоку для управления программными синтезаторами с, я надеюсь, низкой задержкой. Для управления любыми железными блоками я также построю стационарный хаб, который сможет конвертировать беспроводные BLEMIDI сообщения в аппаратные MIDI сообщения для взаимодействия с аппаратными синтезаторами. Для этого хаба я выбрал контроллер с OLED-экраном и с помощью поворотного энкодера смогу переназначить бенды и модуляцию как любую другую MIDI CC команду для управления громкостью, панорамированием, позиции уэйвтейбла и всем тем, что конкретный синтезатор сможет изменить на лету. Я не могу собрать простую сквозную схему, она неизбежно повредит данные, это должна быть полноценная смешивающая схема. Я также добавлю 2 CV-выхода для взаимодействия с модульным и полумодульным оборудованием.
После пары вечеров пайки и еще нескольких дней программирования у меня на столе были прототипы. Наручный блок несколько громоздкий, но я уверен, что смогу уменьшить его размер по крайней мере в 3 раза. Я добавил включатель питания и кнопку начала/прекращения передачи данных под большой палец, и переключатель направления, чтобы переключаться между правой и левой рукой. Я также добавил аналоговый акселерометр, чтобы проверить, будет ли он работать с меньшей задержкой, чем цифровой.
Со стороны станции я припаял аппаратные MIDI входы и выходы и операционные усилители для усиления сигналов от ЦАПОВ до уровней CV, идущих на выходы 3,5 мм. Входящие BT-сообщения могут быть реорганизованы как любое MIDI СС-сообщение идущее через любой канал чтобы управлять несколькими синтезаторами одновременно, или переключаться между ними.
Первым делом стоит проверить работу напрямую с компьютером, для этого нужно выполнить сопряжение, выбрать режим драйвера в моей DAW-станции и установить флажок для прослушивания входящих сообщений. Данные с гироскопа создают много шума, все чувствуется слегка неконтролируемо, результаты намного чище когда на бенды влияют только данные с акселерометра. Тестирование показало, что существенной разницы между цифровым и аналоговым акселерометром нет.
Есть небольшая задержка, но так как выразительность-главная цель, на это стоит обратить внимание. Кроме того, устройство постоянно отключалось и подключение никогда не следовало одной и той же процедуре и требовало несколько перезагрузок и перезапусков DAW. Это очень неудобно и выбивает из колеи.
После отключения всех остальных беспроводных соединений на моем компьютере, включая Wi-Fi, задержка сократилась, и проблема отключения стала менее частой. Это привело меня к выводу, что слабым звеном в этой цепочке являются беспроводные возможности моего компьютера. Поскольку мой конкретный аудиоинтерфейс не имеет MIDI-портов, я схватил Arduino Due и быстренько собрал USB-MIDI-интерфейс, чтобы иметь возможность сопряжать устройство со станцией, подключать станцию к интерфейсу миди-кабелем, подключать интерфейс к ПК и получать MIDI-сообщения таким образом. И проблема отваливания от блютуз исчезла.
На данный момент все еще существует некоторая задержка, поэтому мне пришлось внести несколько коррективов в первоначальный план.
Поскольку прямое BT подключение к моему компьютеру немного медленное, и я все равно скован использованием MIDI-USB интерфейса, вместо того чтобы читать значения, преобразовывать их в BT midi и отправлять медленные BT MIDI сообщения для отправки обычных MIDI, я решил полностью лишить сообщения универсального протокола и отправлять необработанные значения и преобразовывать их на принимающем конце в MIDI, уменьшая количество шагов и объем отправляемых данных. Для этого я использовал протокол ESPNOW, который без каких-либо махинаций с рукопожатиями при наличии только mac-адреса может отправлять только 3 байта данных на устройство, которое ожидает только 3 байта данных. Я удалил все куски кода с подтверждением передачи, чтобы уменьшить задержку. И все заработало безупречно.
Эта конкретная сборка работает нормально, на этом этапе стоит просто минитюаризовать дизайн и закончить печать всех корпусов. Но некоторые мелочи меня не устраивали.
Во-первых, это конструкция из 3 контроллеров, где на самом деле требуется только 2. Прием данных, создание MIDI и преобразование в USB MIDI должны происходить в одном устройстве. И это, как минимум в теории, довольно легко реализовать, потому что более поздняя версия ESP32 под названием S2 способна быть нативным USB устройством, что делает адаптацию кода довольно легкой. Но мало того, что этой штуки у меня нет, существуют и другие проблемы.
В основном – энергопотребление. Текущая установка убивает относительно жирную батарейку через полчаса. Именно по этой причине на всех кадрах был шнур, это не связь, это просто для питания. И проблема даже не в емкости, а в возможностях токоотдачи этой батареи – примерно на 3,5 В она просто перестает быть способной питать прожорливый BT/WIFI чип. Это заставляет меня поменять аппаратное обеспечение и перепроектировать все с нуля.
Поскольку лучшая прошивка с точки зрения задержки использовала прямую передачу пакетов, не будучи завернутой в очень специфический протокол, я решил использовать модули nrf24l01+, которые очень похожи в этом отношении. Это означает, что я могу соединить этот модуль с DUE, которая раньше был просто MIDI USB – интерфейсом, и использовать его в качестве хаба, который и делает все — прием данных, аппаратное midi, USB midi, CV-напряжение, реорганизацию сообщений и т. Д.
В качестве передатчика у меня было 2 варианта – Pro Micro и STM32 blue pill. Второй вариант не только менее энергозатратен, но и имеет гораздо большее разрешение на входах АЦП, что позволит избежать потенциальных резких рывков при изменении уровня эффекта. Не говоря уже о том, насколько большими вычислительными способностями он обладает.
Таким образом, сетап меняется от сложного чтения данных об ускорении, обертывания этих данных в протокол BLE MIDI, отправки BLE MIDI, преобразования в MIDI и преобразования из MIDI в USB MIDI к гораздо более простому чтения данных об ускорении, отправки этих необработанных данных, а затем простого преобразования их в USB MIDI. И как всем известно, простое решение – это надежное решение.
Так что еще через пару вечеров у меня были очередные рабочие прототипы. Наручный блок намного меньше предыдущей итерации, тоньше и имеет гораздо более удобную кнопку. Я прикрепил ладовую заглушку, чтобы зафиксировать устройство на руке.
Я могу использовать встроенные в синтезатор бенды и модуляции. Я могу перенаправить разные CC на любой параметр VST на любом канале. Я могу использовать устройство для управления несколькими параметрами одного синтезатора. Я могу использовать устройство для управления параметрами нескольких VST одновременно. Можно во время или после записи прописать автоматизацию трека по параметру.
Так что в конце дня у меня было 3 версии одного и того же устройства. BT версия полезна в том случае, когда требуется только подключение к ПК. Будучи по своей сути BT сервером при переключении между ПК и хабом, я должен вручную прерывать соединение и каждый раз устанавливать новое. Поэтому, поскольку я не использую свой компьютер в качестве центра управления железными синтами (не то, чтобы мой аудиоинтерфейс это поддерживает) мне не хочется продолжать реализацию конкретно этой версии. Однако существует открытый проект умных часов, в которые встроен акселерометр. Сенсорный экран должен быть способен вместить в себя все меню, переключать каналы, номера CC сообщений и чувствительность и позволять хранить множество пресетов. Будучи проектом на базе ESP32, перенос проекта не должен вызвать много проблем, если когда-нибудь я заполучу его в свои руки. Я чувствую себя обязанным подчеркнуть, что я протестировал более одного модуля ESP32, и задержка колеблется от юзабельной до невыносимой, и я понятия не имею, как будет вести себя этот конкретный блок. Задержка также коррелировала с энергопотреблением – более медленный модуль был способен жить от батареи гораздо дольше, разряжая ее должным образом.
То же самое устройство должно открыть возможность использовать версию на базе ESPNOW, которая показала наименьшую задержку, но я бы связал ее с ESP32-S2 в качестве хаба, чтобы иметь функционал нативного USB. В данный момент у меня нет ни того, ни другого, и я не собираюсь тратить на них деньги.
Тем более, что текущая рабочая версия, основанная на DUE и STM32, обеспечивает наилучший баланс между задержкой (она в принципе существует только в контексте версии ESPNOW) и простотой. Энергопотребление очень низкое и я не смог разрядить батарею во время тестирования. Станция поддерживает как USB, так и аппаратный MIDI одновременно, без необходимости ручного подключения, мне просто нужно щелкнуть переключатель и подать питание. Эту версию все еще можно сделать намного меньше, но в данный момент это не принципиально. Что можно поменять, так это железо. Либо поставить более мощную версию NRF24 в хаб, либо перенести весь проект на LORA.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/552460/
Добавить комментарий