Я не буду писать про менталки и выгорание.
Я не буду писать про менталки и выгорание.
Я не буду писать про менталки и выгорание.
Привет. Так получилось, что я хорошо знаком с темой психиатрии: знаю разных обладателей mental health issues, посещаю тематические мероприятия, встречался одно время с носителей ментального заболевания, и так далее.
Вообще, я могу часами рассказывать психических расстройствах, (и, возможно, однажды стащу минут сорок или даже час на какой-нибудь конференции про soft skills), однако в данном материале буду рассказывать про лечение и только про лечение.
Переживали ли вы выгорание или депрессивный эпизод? Страдаете ли от «менталки»? Считаете, что пнд — не только сокращение от «понедельник»? Если «да», то я не уверен, что вам будет интересно — вы и так всё знаете. Так или иначе, я постарался сделать этот материал максимально информативным.
Итак, вы подозреваете у себя или у кого-то ещё выгорание, расстройство, эпизод психоза или что-то ещё из разряда психиатрии. Каковы ваши действия?
Врачи
Первый шаг — это обратиться ко врачу.
Какой, нахрен, врач? Он ведь загубит всю мою карьеру! Одно его слово — и я окажусь в дурке!
Во-первых, карьеру он не загубит. У врачей есть понятие врачебной тайны, а в психиатрии врачебная тайна — это тайна в квадрате. Даже органы сами по себе не смогут узнать, бывали ли вы на приёме в психоневрологическом диспансере — им понадобится решение суда. А рекрутер тем более не узнает. Если вы считаете, что у рекрутеров существуют секретные базы, то таковых нет. Никто из моих знакомых с менталками ни разу не натыкался на такие прецеденты, когда им отказывали по расплывчатым причинам или намекали, что хотели бы устроить человека, но нельзя. Да и даже если бы такие базы существовали и какие-то организации ими бы пользовались — хотели ли бы вы работать в такой параноидальной компании?
Во-вторых, в дурке вы окажетесь тогда и только тогда, когда в этом возникнет реальная необходимость. В больницах сейчас и так тесно, и кого попало не госпитализируют. Кроме того, для принудительной госпитализации человек должен представлять реальную опасность для себя (т.е. когда есть риск, что человек захочет уйти из жизни) или окружающих. А если вас вдруг решили забрать, то существует довольно много законодательных мер, в результате которых закон на стороне пациента. Да и вообще, в психиатрических больницах, как и в обычных больницах, просто лечат и потом отпускают.
Окей, тут надо сделать оговорку — есть мнение, что реально лечат только в частных клиниках и частных стационарах, а в государственных — только ломают жизни или просто врачи страдают фигнёй. Это лишь мнение, не надо его брать за истину. Ни у госбольниц, ни у частных заведений нет монополии на дураков, и в то же время везде есть шанс встретить гениального специалиста.
В любом случае, в больницу попасть ещё надо постараться.
К кому обратиться для лечения?
Это может быть психиатр, психотерапевт или клинический психолог. Кто все эти люди?
-
Психиатр — это человек, занимающийся подбором препаратов и лечением в целом. Ещё это лучший друг людей с серьёзными менталками вроде биполярного расстройства или шизофрении.
-
Психотерапевт — это специалист, который выручает там, где препараты помогают слабо. Например, при пограничке (пограничное расстройство личности, ПРЛ), расстройствах пищевого поведения и некоторых депрессиях. Чем он отличается от психолога? Тем, что он не просто вытаскивает из тяжёлой жизненной ситуации, а учит справляться с конкретными расстройствами и ситуациями. Ему известны приёмы, с которыми психолог знаком лишь отдалённо, типа когнитивной и поведенческой терапии.
-
Клинических психологов тоже не стоит недооценивать, ведь эти люди прошли дополнительную подготовку и могут хорошо оценить ваше психическое состояние, вытащить из кризиса, а ещё они просто хорошо знают психику.
Так к кому же из них обратиться?
Начните с клинического психолога. Это может быть врач в диспансере или частный специалист.
Заведения
Где лечиться?
В диспансере, больнице или частной клинике.
Вкратце про психдиспансер. Из-за стигмы психиатрии как со стороны людей, так и, внезапно, со стороны других врачей, а также в силу своей специфики психические расстройства лечат в отдельном заведении, именуемом психоневрологический диспансер (ПНД), где работают все представители психиатрии: психологи, психотерапевты, и другие специалисты, например, суицидологи. Там всё нетрудно: звоните в регистратуру ПНД (ближайшего по месту прописки/регистрации), узнаёте график работы участкового врача по вашему адресу, приходите с паспортом и полисом ОМС, заводите в той же регистратуре карту с историей болезни, эту карту относят ко врачу, ждёте в живой очереди врача, и так начинается ваше лечение.
А если обращаетесь в ПНД не по прописке, то лечение будет уже платным. В такой ситуации, кстати, можете даже за немного большую сумму обратиться в частную клинику, где могут быть врачи уже на уровень выше. Но это, конечно, не гарантируется.
Ах да. Я за свои крохотные три с лишним года работы в разных компаниях ещё не встречал случаев, когда психиатрия входила в корпоративную страховку. На мой взгляд, это ужастик, учитывая серьёзность ситуации с выгораниями в ИТ-сфере. Пора бы уже!
Действительно ли частные клиники лучше?
История от друга с шизотипическим расстройством.
Я вот с детства ходил в ПНД, когда ещё проходил комиссии для индивидуального обучения. Учиться было невозможно, я срывался на класс, но это другая история. в 2018-м из-за сложностей в отношениях пошло выгорание, депра (депрессия), дереалы (приступы дереализации, т.е. потери ощущения реальности), панические атаки, короче, букетик. В ПНД назначили лечение, оно вроде бы помогало, но через год ситуация перестала устраивать, и я обратился в частную клинику на букву «М», где оказалось, что мне занижали дозировки нейролептика в два-три раза и не давали АД (антидепрессанты), в общем, меня там за полгода поставили на ноги. Почему так? Наверное, в ПНД врач боялся, что я начну «торчать» от препаратов или типа того. Бред, наверное, но у меня больше нет идей, почему так получилось.
Хотя это лишь его история, и несмотря на описанную мной ситуацию, повторюсь, хороших специалистов можно встретить как в ПНД, так и в частных центрах.
Врачи всё равно меня убьют!
Кстати, врачей бояться не надо. Ни у кого из них нет установки «залечить вас до смерти» или «полечить чтоб отстал». Хотя некоторые так погружены в отчётность, что не обращают внимание на жалобы пациента. Таких, кстати, надо не гнать тряпками, вымоченными в пыли из системного блока а направлять к другому психиатру, потому что они, вероятно, выгорают. Да, психиатры, психологи и особенно психотерапевты так же, как и мы, выгорают. Возвращаясь к установкам, грамотный специалист руководствуется понятием «качества жизни», и будет лечить вас, пока это самое качество не достигнет того уровня, когда вы будете довольны жизнью.
Если не врач, то препараты меня убьют!
Пару слов о препаратах. Они бывают разные, и действуют на каждого человека тоже по-разному. Один антидепрессант успокаивает, другой — придаёт сил. Один нейролептик снимает мысли о смерти с первого приёма, другой — убирает адскую тревогу с приступами дереализации, но при этом накапливает эффект в течении месяца. А ещё какой-то препарат не оказывает на вас никакого положительного эффекта, только тошнит от него.
Убьют! Всё равно убьют же! Или сделают овощем! Ааа!
Ааа. Ну, убить точно нет. А если выбирать между вечными страданиями без лечения и лечением с каким-то там риском познакомиться с санитарами и стать овощем… Может, всё-таки полечиться? Кстати, если вам не понравятся таблетки, которые выписывает врач, то вы всегда можете их бросить. Но делать так строго не рекомендую — вас может разнести от синдрома отмены, вернутся прежние симптомы в двойном объёме, а когда попробуете вернуться на таблетки — они могут перестать помогать. Так что, хоть у вас и есть такое право, это огромный риск.
Советы от самих владельцев расстройств
-
Не играйте в спасателя, не пытайтесь помочь коллеге с выгоранием самостоятельно! Видите психоз или приступ панической атаки — направьте ко врачу. Или вызовите скорую.
-
Не надо жалеть человека, испытывать сострадание или сочувствие сверх меры. Вы можете уважать сотрудника как специалиста, ценить его за то, что он справляется и с расстройством, и с задачами. А пожалеть себя можем и мы сами.
-
То же самое в ситуациях, когда расстройством страдает ваш родственник: будьте аккуратны с заботой, не заботьтесь о человеке сверх меры, а то выгорите. И не делайте из его болезни трагедию всей жизни, иначе она и станет трагедией.
-
Лечение может занимать много времени. И это нормально. У того друга на один подбор препаратов ушло около года, плюс ещё год терапии. Это ещё обошлось без госпитализаций и дневных стационаров.
-
Если в вашей жизни случилось обострение, появилась, скажем, депрессия, и она никак не проходит, не надо корить себя и думать “ну вот, а мне казалось, что всё налаживается, что у меня всё получается, а я всё никак вылечиться не могу”. Ведь вы ещё живы. Мы часто забываем тот факт, что сама по себе жизнь с психическим расстройством требует больших усилий. Один человек однажды назвал жизнь пьесой из коротких актов и длинных антрактов, и заключается жизнь в том, чтобы как-то справляться с антрактами. Не надо винить себя в том, что в вашей жизни наступил антракт. Наоборот, хвалите себя, потому что вы каждый день справляетесь, даже если вам кажется, что это не так. Борьба с трудностями не всегда приносит радость, но это не значит, что вы терпите поражение.
-
И ещё. Выздоровление это не линейный процесс. То есть это нормально, что сегодня лечение работает, а завтра перестаёт. Вообще, такие “ямы” — это часть процесса выздоровления. Если вы попали в пробку, это не значит, что вы никогда не доедете до места назначения. Это просто означает, что движение замедлилось, и сейчас вам нужно больше любви и заботы о себе.
-
В принципе, без любви к себе, без понимания себя и принятия таким, какой вы есть, лечение может сильно затянуться.
-
Настройте мониторинг себя, следите за своим самочувствием и своими мыслями, ведите дневник настроения (в приложении daylio, например), да и вообще дневники полезны. Определите для себя критерии состояний: что для вас, лично вас, ремиссия? А что такое плохое состояние? Для меня, например, плохо — это когда не могу сосредоточиться, нет сил даже на чтение, когда я испытываю тревогу и жалость к себе. А хорошо — это когда у меня хорошее настроение, есть силы и на работу, и на, скажем, ведение статей на Хабре. И когда я добиваюсь успеха в своих планах.
-
Держитесь. Подальше. От. Веществ. А также от алкоголя и сигарет: алкоголь это депрессант и подавляет нервную систему, а сигареты провоцируют тревогу.
-
Подстройтесь под своё расстройство, если нет сил с ним бороться.
-
Не опускайте руки, но в то же время позволяйте себе отдых. Не забывайте хвалить себя за успехи.
-
Наладьте отношения с близкими и родственниками.
И не бойтесь: вы не одни.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/552628/
Добавить комментарий