Карго-культ HTML в современном фронтенде

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский и я… люблю рвать шаблоны. А во фронтенде как раз крайне много заблуждений вокруг шаблонизации. Так что давайте порвём их на лоскуты снизу вверх и справа налево.

Разрыв шаблона

Далее мы разберём что такое шаблоны. Их ключевые достоинства и фатальные недостатки. Зачем они нужны и почему не нужны. Сформируем представление о правильном решении и проедемся катком по популярным. Так что полная гамма чувств нам обеспечена.

Прошу к столу..

А что такое шаблон?

Казалось бы, тут всё очевидно: это способ генерации кода на целевом языке. Однако, всё не так просто. Чтобы понять ключевое свойство шаблона, давайте рассмотрим пару примеров..

Это шаблон:

"Hello, ${name}!"

А это уже нет:

"Hello" + name + "!"

Оба кода делают одно и то же, но почему одно является шаблоном, а другое — нет? Всё дело в том, какой язык является первичным в коде, а какой является опциональной добавкой к нему. Шаблон предполагает написание кода сразу на целевом языке, вкрапляя в него специальные управляющие конструкции, которые тем не менее синтаксически согласованы с целевым языком.

Яркий пример синтаксически согласованных управляющих конструкций можно наблюдать в XSLT:

<xsl:template name="page">     <acticle>         <h1>             <xsl:copy-of select="./head" />         </h1>         <xsl:copy-of select="./body" />     </article> </xsl:template>

А вот такой код, не смотря на использование шаблонов в 1 и 3 строке, в целом шаблоном всё же не является, так как чтобы понять, каков будет результат, нужно мысленно корректно исполнить JSX-код:

const head = <h1>{ headContent }</h1> const body = 'Hello, World' const article = <article>{ head }{ body }</article>

Грубо говоря, если взять парсер целевого языка, то он справится и с парсингом шаблона, просто проигнорировав управляющие шаблонные конструкции, никак их не обрабатывая. И, соответственно, человек тоже может буквально видеть получающийся из шаблона результат, а не собирать его в уме.

Как видно в последнем примере, код на JSX может быть шаблоном, а может им и не быть. И как правило шаблоном он всё же не является, не смотря на синтаксическое подражание HTML.

Зловещая долина

А необходим ли HTML?

Во фронтенде целевым языком для шаблонов как правило является HTML. А HTML является не более, чем сериализованным представлением DOM дерева. И в прошлом именно HTML был языком коммуникации между клиентом и сервером. Поэтому серверу нужно было генерировать именно его.

Однако, в современном вебе клиент и сервер больше не обмениваются HTML, предпочитая JSON, ProtoBuf и другие более эффективные форматы. Более того, теперь клиент уже сам формирует DOM напрямую, через JS-API, минуя HTML представление. А это значит, что в качестве целевого языка описания DOM может быть использован не только HTML, но и иные форматы сериализации DOM.

Например, HAML:

!!! %html{ :lang => "ru" }     %head         %title= title         %meta{ 'http-equiv' => 'Content-Type', :content => 'text/html' }/     %body         %h1= title         %p= description

Или xml.tree:

! DOCTYPE html html     @ lang \ru     head         title ? title         meta             @ content \text/html; charset=utf-8             @ http-equiv \Content-Type     body         h1 ? title         p ? description

Или даже JSON. Без примера, ибо слишком уж он развесистый получается.

В этом свете использование HTML-шаблонизации является скорее данью традиции, чем реальной необходимостью:

<!DOCTYPE html> <html lang='ru'>     <head>         <title>{title}</title>         <meta             content='text/html; charset=utf-8'             http-equiv='Content-Type'         />     </head>     <body>         <h1>{title}</h1>         <p>{description}</p>     </body> </html>

Эффект штурмовика

А достаточно ли HTML?

Мощности HTML хватает лишь для описания DOM. Но современная разработка предполагает компонентную декомпозицию. А где декомпозиция — там и композиция. То есть нам необходим инструмент для создания экземпляров компонент, их настройки и соединения друг с другом реактивными связями разных направлений.

Тут не то что HTML, а даже DOM уже катастрофически не хватает, что неизбежно порождает чудовищ. Например, вам нужно вставить несколько компонент и провязать их состояния друг с другом.

Возьмём ангуляровский "шаблон":

<bi-panel class="example">      <check-box         class="editable"         side="left"         [(checked)]="editable"         i18n         >         Editable     </check-box>      <text-area         #input         class="input"         side="left"         [(value)]="text"         [enabled]="editable"         placeholer="Markdown content.."         i18n-placeholder="Showed when input is empty"     />      <div         *ngIf="text"         class="output-label"         side="right"         i18n         >         Result     </div>      <mark-down         *ngIf="text"         class="output"         side="right"         text="{{text}}"     />  </bi-panel>

Весьма похоже на HTML, но только это не HTML, чтобы там ни говорили Angular-евангелисты. DOM (и как следствие HTML) поддерживают лишь задание строк в качестве атрибутов. А для компонент нужны не только строки, но и другие типы данных: числа, объекты и даже другие компоненты. И их надо не только хардкодить в шаблоне, но и брать из свойств, класть в свойства, а то и вообще обеспечивать двустороннее связывание.

И тут начинаются кастомные расширения HTML. Каждый атрибут в примере выше имеет свою семантику, но синтаксически выглядят они все одинаково:

  • #input — это локальный идентификатор, для доступа через TS.
  • class="editable" — это имя класса для привязки стилей через CSS.
  • side="left" — это имя слота, куда этот элемент будет помещён.
  • [(checked)]="editable" — это двустороннее связывание свойств вложенного и внешнего компонентов.
  • [enabled]="editable" — это уже одностороннее.
  • text="{{text}}" — а это тоже самое.
  • placeholer="Markdown content.." — это какой-то захардкоженный текст.
  • i18n-placeholder="Showed when input is empty" — а это, внезапно, указание, что атрибут placeholder подлежит переводу, и пояснение переводчику.
  • *ngIf="text" — это же вообще к компоненту не относится, а регулирует будет ли компонент рендериться в родителе.

Все 4 компонента лежат вперемешку, не смотря на то, что часть из них относится к левому слоту, а часть к правому. То есть это мало того, что не HTML, так это ещё и вовсе не шаблон. Это — язык для компоновки компонент, мимикрирующий под HTML. Из-за этой мимикрии он преисполнен горой сомнительных решений, осложняющих изучение, разработку, чтение и поддержку как самого прикладного кода, так и инструментария, превращающего эти "шаблоны" во что-то, что может исполнить браузер, чтобы показать интерфейс.

А внутре у ней неонка

Но чем же HTML хорош?

Ключевое достоинство HTML — его декларативность. Вопреки расхожему мнению, декларативные языки описывают на самом деле не "результат", а некоторую семантическую структуру. И эта структура может быть использована для программного анализа с получением множества разных "результатов" в зависимости от потребностей.

Мы можем взять HTML и нарисовать на экране красивый плоский интерфейс. Можем в VR показать объёмный интерфейс, который можно потрогать. Можем реализовать голосовой интерфейс для не зрячих. Можем распечатать в виде книги. Можем собрать все заголовки для формирования оглавления и все термины для тезауруса. Можем собрать все ссылки и уведомить сайты, куда они ведут, о том, откуда на них ссылаются. Можем отправить уведомление всем упомянутым пользователям. И много чего ещё.

Но всё это многообразие возможностей крайне затруднено, а то и попросту не возможно при написании императивного кода, который описывает конкретные действия по получению одного конкретного результата. Что бы там ни говорили адепты функционального программирования, но оно ни в коем разе не является декларативным. ФП — это просто императивное программирование на иммутабельных структурах, описывающее конкретные действия, по трансформации заданных входных параметров в заданные выходные. Всё, что можно сделать с чистой функцией — это её исполнить. А всё, что может дать нам анализ её кода — это "ну, там вызываются какие-то функции, вот их сигнатуры".

Простой пример императивного функционального кода:

приготовить_яичницу = ()=> последовательность(     ()=> яйцо ,     яйцо => разбей( яйцо ) ,     разбитое_яйцо => уберать_скорлупу( разбитое_яйцо ),     яйцо_без_скорлупы => пожарить( сковорода )( яйцо_без_скорлупы ),     жаренное_яйцо => добавить_приправы( жаренное_яйцо ) )

А вот пример настоящего декларативного кода в модели RDF:

яичница     включает         жареное_яйцо         приправы жареное_яйцо     создаётся_посредством         горячая_поверхность скворода     является         горячая_поверхность жареное_яйцо     создаётся_из         яйцо_без_скорлупы яйцо     включает         яйцо_без_скорлупы         скорлупа

Это логические триплеты. Благодаря нормализованному представлению их очень просто парсить и анализировать.

Но вернёмся к нашим шаблонам. Возьмём популярный сейчас JSX, который мимикрирует не только под HTML, но и под JS, и даже под ФП, при этом ничем из упомянутого не являясь:

const Example = ( props: {     className?: string     text?: string     onTextChanged?: ( next: string )=> void     editable?: boolean     onEditableToggle?: ( next: boolean )=> void } )=> {      const [ stateText, setStateText ] = useState( props.text ?? '' )     const [ stateEditable, setStateEditable ] = useState( props.editable ?? true )     const [ inputElement, setInputElement ] = useState< HTMLTextAreaElement >( null )      const className = ( props.className ?? '' ) + ' example'     const text = props.text ?? stateText     const editable = props.editable ?? stateEditable      const setText = useCallback( ( next: string )=> {         setStateText( next )         props.onTextChanged?.( next )     }, [ props.onTextChanged ] )      const setEditable = useCallback( ( next: boolean )=> {         setStateEditable( next )         props.onEditableToggle?.( next )     }, [ props.onEditableToggle ] )      return (         <BiPanel              className={ className }              left={                 <>                      <CheckBox                         className="editable"                         checked={ editable }                         onToggle={ setEditable }                         >                         { l10n( 'Editable' ) }                     </CheckBox>                      <TextArea                         ref={ setInputElement }                         className="input"                         value={ text }                         onChange={ setText }                         enabled={ editable }                         placeholder={ l10n( 'Markdown content..' ) }                     />                  </>             }              right={                 text                     ? <>                          <div                             className="output-label"                             >                             { l10n( 'Result' ) }                         </div>                          <MarkDown                             className="output"                             text={ text }                         />                      </>                     : <></>             }          />     )  }

Закроем пока глаза на объёмность и сложность кода. Давайте подумаем, что мы можем получить из него без исполнения..

Можем ли мы при сборке вытащить все локализуемые тексты и заменить их на персистентные ключи?

Нет. Даже если мы распарсим весь код в AST, найдём все вызовы функции l10n и понадеемся, что передан ей всегда будет лишь строковый литерал, а не какое-нибудь выражение, нам всё равно неоткуда взять персистентную информацию для формирования ключей, чтобы они не менялись при каждом изменении вёрстки.

Можем ли мы в визуальном конфигураторе понять, что свойства CheckBox.checked, TextArea.enabled и props.editable связаны друг с другом двусторонней связью?

Нет. И не верьте адептам Реакта, утверждающим, что двустороннего связывания там нет, и что оно вообще не нужно. Оно и нужно, и есть, хоть и реализуется через костыли с парными пропсами вида checked={ editable } onToggle={ setEditable }.

Можем ли мы там же понять, что если не задать свойство editable, то текстария будет изначально редактируемой?

Нет. Разве что очень сильно заморочиться и реализовать data-flow анализ. И то он будет справляться далеко не со всем многообразием возможного кода.

Можем ли мы при сборке проверить, что CSS-селектор .example .output .link действительно на что-то матчится?

Нет. Так как имена классов собираются из строк в прикладном коде.

Продолжать можно долго, но суть уже должна быть ясна: императивные языки содержат слишком мало информации о высокоуровневых абстракциях и слишком много низкоуровневого шума. Это капитально осложняет программный анализ.

А король-то голый!

А возможна ли декларативность?

Чем меньше язык позволяет вольностей, тем проще его программно анализировать. Но обратная сторона этого — снижение гибкости. Чтобы достичь максимальной гибкости, нужен язык общего назначения. Во фронтенде таким языком обычно является JS и другие языки, в него компилирующиеся. Поэтому очень велик соблазн либо собирать компоненты сразу в нём, либо засовывать в "шаблоны" вкрапления на JS. Разумеется ни о какой декларативности в этом случае уже говорить не приходится.

Чтобы добиться гибкости, но не потерять декларативность, нужно разбивать код компонента на 2 части:

  • Декларативная, где происходит компоновка компонент друг с другом.
  • Императивная, где описывается логика работы.

Именно поэтому надо отделять "шаблоны" от "скриптов", а не потому, что одно как бы бизнес-логика, а другое — её отображение.

Для примера возьмём язык view.tree, используемый в $mol:

$my_example $mol_view     sub /         <= Panel $my_bipanel             left <= input /                 <= Editable $mol_check_box                     checked?val <=> editable?val true                     title @ \Editable                 <= Input $mol_textarea                     hint @ \Markdown content..                     value?val <=> text?val \                     enabled <= editable             right <= output /                 <= Output_label $mol_paragraph                     sub / <= output_label @ \Result                 <= Output $mol_text                     text <= text

Он мало того, что в несколько раз меньше эквивалентного JSX кода, так из него ещё и легко вычленять локализацию, собирать статистику использования, проверять переопределения стилей и много чего ещё. Можно даже построить конфигуратор позволяющий взять произвольное существующее приложение и, не написав ни строчки кода, собрать из него что-то новое. Ну а когда декларативных возможностей не хватает — всегда можно написать комплексную логику в отдельном скрипте, используя всю мощь языка общего назначения:

export class $my_example extends $.$my_example {      output() {         return this.text() ? super.output() : []     }  }

К сожалению, с подачи Фейсбука вместо чего-то такого мы имеем сейчас повсеместный императивный JSX и кучу костыльных проектов, пытающихся его программно анализировать. А в тех фреймворках, где есть отделение скриптов от шаблонов, вместо шаблонов мы видим императивный недо-DSL мимикрирующий под HTML, что приверженцы Реакта справедливо считают бессмысленным.

Dart, да не Дарт

Что опять за наезды на JSX?

Раз уж мы уже наехали, то не будем останавливаться и проедемся до конца, по всем недостаткам дизайна JSX помимо недекларативности…

Push семантика

Вложенное поддерево вычисляется безусловно, даже если оно завёрнуто в компонент, который показывает своё содержимое лишь иногда. Решаться это могло бы через передачу замыкания вместо VDOM:

return (     <Dialog visible={ opened } >         { ()=> <>Heavy content</> }     </Dialog> )

Но, как всегда, есть "но":

  • Заворачивать всё подряд в замыкания банально не удобно.
  • Замыкания нужно мемоизировать через useCallback, чтобы избежать лишних рендеров.
  • Без автоматического трекинга зависимостей это просто не будет работать.
  • Изменение получения VDOM на замыкание меняет API компонента.

В результате реальный код становится куда более страшным:

const dialogContent = useCallback( ()=> (     <>Heavy content</> ) )  return userObserver( ()=> (     <Dialog visible={ opened } >         { dialogContent }     </Dialog> ) )

Сравнение push и pull семантики — это отдельная большая тема. Поэтому вкратце обрисую преимущества pull: она позволяет просто и эффективно реализовать ленивые вычисления, рендеринг, загрузку и вообще экономить ресурсы. У push семантики же с этим всем серьёзные проблемы.

Неэффективность

JSX компилируется в крайне не удачный JS код, который из-за своей мегаморфности крайне сложно поддаётся оптимизации JIT-компилятором:

Сверху — то, каким он мог бы быть быстрым при мономорфности. А снизу — суровая реальность в FireFox.

Слабые возможности связывания

JSX заточен под проталкивание значений. Но любые другие связывания — это боль. Хочешь передать замыкание — изволь завернуть его в useCallback и описать отдельным массивом всё, от чего оно зависит (и счастливой отладки, если что-то забудешь):

const setName = useCallBack( ( name: string )=> {     setInfo({ ... info, name }) }, [ info, setInfo ] )  return <Input value={ info.name } onChange={ setName }>

Самое забавное, что useCallback тут должен спасать от лишних рендеров, но так как замыкание зависит от info, то его приходится указывать в зависимостях, что приводит к обновлению замыкания при каждом изменении данных, даже если info.name фактически не поменялся. А следовательно рендер Input будет происходить при каждом изменении любого поля info.

Про двустороннее связывание я ранее уже упомянул, что оно делается через костыли с прокидыванием пары свойств. Это мало того, что многословно, так ещё и легко разъезжается, приводя ко крепким обнимашкам с дебаггером.

Неконсистентность

Из-за подражания HTML константные строки прокидываются одним синтаксисом, а все остальные типы и неконстантные строки — другим:

<input type="password" minLength={ 5 } className={ 'password ' + className  } />

Дочерние компоненты могут быть переданы двумя совсем разными способами:

<Dialog>     <Hello />     <World /> </Dialog>

<Dialog     children={[         <Hello />,         <World />,     ]} />

А уж сколько есть вариантов условного рендеринга — один хуже другого.

Всё это — следствие попытки усидеть сразу на двух стульях: HTML и JS.

Костыли для комментариев

Набирать и читать их просто неудобно:

<Dialog>     <Hello />     {/* World */} </Dialog>

Волшебные атрибуты

JSX никак не форсирует простановку уникальных идентификаторов вложенным компонентам. А потребность получать ссылку на конкретный DOM элемент есть. Поэтому в вёрстке появляются волшебные атрибуты:

<Dialog>     <Hello ref={ setHelloRef } />     <World ref={ setWorldRef } /> </Dialog>

По той же причине, функция рендеринга не может отличить перемещённый элемент от нового, что приводит к лишнему рендерингу. Чтобы этого избежать вводится ещё один волшебный атрибут:

<Dialog>     <Message key="hello">Hello</Message>     <Message key="world">World</Message> </Dialog>

Правда, при переносе в другого родителя, не спасает и он.

И беда даже не в том, что эти атрибуты вообще существуют, а в том, что синтаксически они неотличимы от любых других.

Много мусора в вёрстке

Мало нам закрывающих тегов из HTML. Давайте добавим ещё и лесенку из контекстов:

<ThemeContext.Provider value={theme} >     <UserContext.Provider value={signedInUser} >         <Layout />     </UserContext.Provider> </ThemeContext.Provider>

<ThemeContext.Consumer>     { theme => (         <UserContext.Consumer>             { user => (                 <ProfilePage user={user} theme={theme} />             ) }         </UserContext.Consumer>     ) } </ThemeContext.Consumer>

Отсутствие ограничений

Отсутствие синтаксических ограничений мало того, что затрудняет программный анализ, так ещё и неизбежно приводит к ухудшению качества кода. Даже если код пишет не говнокодер, порой бывает, что некогда или лень делать правильно, а срезать угол ничего не мешает, и выглядит это вроде бы проще. Но разбитое окно тут, покосившееся там, и вот у нас уже не чётко структурированный код, а лютая тормозящая лапша, где всё связано со всем, лежит вперемешку, но концы с концами фиг сведёшь:

<div className="tag-list">     {tags.map((tag) => (         <button             key={tag}             className="tag-pill tag-default"             onClick={() =>                 dispatch({                     type: 'SET_TAB',                     tab: { type: 'TAG', label: tag },                 })             }         >             {tag}         </button>     ))} </div>

В цикле хреначим немемоизированное замыкание, код которого тут же по среди "вёрстки" и всё, что он делает, — меняет формат события. Не, ну а что, подумаешь ререндер всех элементов на каждый чих. Процессоры сейчас быстрые, данных мало, переход к определению работает везде..

А view.tree прям такой идеальный?

Нет, конечно, педаль в пол, давим и его..

Слабая интеграция с IDE

Microsoft добавила поддержку JSX прямо в компилятор TypeScript, что дало не только хороший тайпчек, но и интеграцию в тайпскриптовый Language Server. А это значит отличную интеграцию не только с их же VSCode, но и с другими IDE.

К сожалению, Microsoft не озаботилась простотой интеграции сторонних языков с TS. view.tree, конечно, компилируется в TS, что даёт тайпчек при сборке, но IDE этого всего не видит. Соответственно, не работают подсказки, рефакторинги и тп. Хорошо хоть подсветка синтаксиса есть.

Неявная типизация

Во имя простоты и наглядности в языке почти нет возможности задать тип явно. Типы выводятся из значений по умолчанию, что не всегда даёт ожидаемый результат.

Например, значение null имеет тип any:

/**  * Placeholder null  */ Placeholder() {     return null as any }

Как и аргументы методов:

/**  * name!id?next \Unknown  */ @ $mol_mem_key name(id: any, next?: any) {     if ( next !== undefined ) return next as never     return "Unknown" }

Но это всё компромиссы конкретного языка, а не декларативного подхода в целом. Ведь можно же было сделать, например, так:

/**  * Placeholder null $mol_view  */ Placeholder() {     return null as null | $mol_view }  /**  * name!number?string \Unknown  */ @ $mol_mem_key name(id: number, next?: string) {     if ( next !== undefined ) return next     return "Unknown" }

Что тут ещё сказать?

Фух, покатались на славу. Пришло время остановиться и перевести дух, поразмыслить над смыслом бытия, и двинуться дальше..

В выступлении "Tree — единый AST чтобы править всеми" можно познакомиться с форматом tree. В выступлении "Свой язык с поддержкой sourcemaps за полчаса" с его пайплайном. А в выступлении "$mol — лучшее средство от геморроя" можно найти краткое введение конкретно в язык view.tree.

Заглядывайте в чат "Разработка языков программирования" всё это обсудить. Или даже в чат "$mol: Разработка" если заинтересовал фреймворк $mol.

Ну и, конечно, предлагайте в комментариях свои идеи как упростить жизнь разработчика интерфейсов, не водружая инвалидные коляски поверх многоэтажных костылей.

То, что тебя не убивает, делает тебя… страннее!

Скука

ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/565414/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *