Интернет — часть повседневной жизни, и наши онлайн и оффлайн-миры тесно связаны. Но по мере всё большей цифровизации жизни возникает вопрос о том, что делать с цифровым наследием людей. Представьте, что у некоего Васи была многолетняя подписка на Pornhub музыкальный сервис, прокачанный игровой аккаунт, большая коллекция фотографий и пара биткойнов в кошельке. Что с ними будет, если Васи не станет?
Неизвестно. Может быть, наследники попробуют отыскать доступ хотя бы к кошельку, чтобы пользоваться криптой. Может быть, они даже не узнают об этих активах. Или будут знать не про все. Вариантов очень много. А всё потому, что вопрос цифрового наследия почти никак не регламентирован на государственном и международном уровне. Попробуем разобраться в этом вопросе, разобрав положение дел на данный момент.
Поскольку вопрос объёмный и сложный, мы разбили статью на две части. В первой обсудим сущность цифрового наследия, его компоненты, особенности законодательства. Вторая часть будет посвящена практике работы с наследием, этичности управления подобного рода активами, цифровым «кладбищам» и способам использования данных, оставленных умершими людьми.
Какой след мы оставляем в цифровом мире
Среди элементов «цифрового наследия» можно выделить финансовые счета, семейные фотографии, музыкальные коллекции и плей-листы, аккаунты в соцсетях, учётные записи электронной почты и ещё кучу разных других штук, которые не имеют физической формы, но имеют определённую ценность.
У некоторых поставщиков могут храниться данные нескольких видов. Например, Google предоставляет электронную почту, фотографии и облачное хранилище, а Spotify — хранить ваши любимые плей-листы. Но в любом случае важно как-то реализовать механизм защиты этих данных. Ведь наследники должны узнать о том, что они могут получить какие-то цифровые активы, а человек — иметь гарантию, что важные для него данные не потеряются, а как-то будут переданы наследникам.
Важна юридическая проработка вопроса. Ведь если Вася хранил важные документы и семейные фотографии в облаке, при передаче этих данным другим пользователям может потребоваться доступ и, возможно, права на управление этим хранилищем, чтобы можно было пользоваться документами и сохранять воспоминания, запечатленные на фото.
Законодательство о цифровом наследовании
Хотя всевозможные цифровые активы давно и прочно вошли в нашу жизнь, их правовое регулирование оставляет желать лучшего. Постепенное введение цифровых прав и активов в законодательства стран и рассмотрение их в качестве важных имущественных ценностей выявило ряд проблемных моментов, в числе которых – и нюансы наследования таких объектов, как цифровые валюты и криптовалюты, аккаунты в социальных сетях и доменные имена. Проблемы возникают именно из-за недостаточности правовой регламентации и отсутствия актуальной правоприменительной практики.
Статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности». Там же отмечается, что «Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага». Электронная почта или мессенджеры являются средствами связи, да и фотографии или видео на облачном хранилище к материальным благам не отнести. А что можно сказать о криптовалюте или домене? Впрочем, чаще всего вопрос о цифровом наследии встаёт при передаче онлайн-аккаунтов.
Увы, никаких отдельных законов о цифровом наследии в России нет. Определенные подвижки имеются, но они касаются культурного цифрового наследия, существуют на уровне идей и никак не связаны с проблемами частных лиц. Если кто-то из наследников умершего Васи попытается получить официальный доступ к его наследию, то он столкнётся с массой проблем. Если на аккаунтах хранятся объекты авторского права — можно попробовать упирать на это. Такие ценности могут переходить по наследству. Но это сложная сфера, понадобится консультация хороших юристов.
В 2019 г. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) был дополнен статьей 141.1 «Цифровые права». На первый взгляд, введение данной нормы решило проблему, и аккаунты теперь могут наследоваться наряду с другими объектами гражданского права. Однако законодателем избрано узкое толкование термина «цифровое право», которое в данном контексте включает в себя совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), удостоверяющих права на объекты гражданских прав. В связи с тем, что аккаунт сам по себе в настоящее время сложно назвать объектом гражданских прав, указанная норма в ситуации с завещанием и наследованием аккаунтов неприменима.
В некоторых странах данный вопрос уже решается в законодательстве или судебной практике. Так, в американском штате Дэлавер был принят «Закон о доверительном доступе к цифровым активам и цифровым счетам» (Fiduciary Access to Digital Assets and Digital Accounts Act), по которому наследники приобретают право доступа к аккаунтам умершего, содержащим различные электронные активы (переписка, документы, аудио- и видеоматериалы, лицензии, коды и т.д.)
В Германии применяется принцип универсального наследия – наследник принимает все юридические права и обязательства, а также активы наследодателя. Владение средством хранения или право доступа к такому средству хранения, на котором содержится информация о цифровых активах, также подпадает под правила доступа и использования материальных активов.
Широкую известность приобрело решение Верховного суда Германии от 12 июля 2018 III ZR 183/17, в котором было признано право родителей девочки, покончившей жизнь самоубийством в 2012 г., на наследование ее аккаунта в социальной сети Facebook с целью получения информации о деталях случившегося.
Но наследник может столкнуться с рядом проблем, связанных с доступом к соответствующим средствам хранения – например, если провайдером выступает иностранная организация, которая не подчиняется юрисдикции государства проживания наследника и наследодателя. Поэтому кажется необходимым на законодательном уровне продумать процесс обеспечения доступа к онлайн-аккаунтам на случай смерти владельца.
Криптовалюта
Жители многих стран предпочитают пользоваться онлайн-банкингом и оплачивать свои покупки с помощью смартфона. Расплачиваются они и криптовалютой. И хотя ей нельзя пользоваться так же свободно, как общепризнанными мировыми валютами, она имеет свои преимущества. Но при этом криптовалюты не могут считаться электронными валютами, поскольку ни одно иностранное государство пока не признаёт их в качестве законного средства платежа, хотя количество применяемых в мире криптовалют, по некоторым подсчетам, уже превышает 40.
При рассмотрении криптовалют в наследственных отношениях юристы указывают на два сложных момента:
-
Можно ли считать криптовалюту товаром в понимании гражданского кодекса?
-
Можно ли считать криптовалюту валютой?
На оба вопроса можно дать утвердительный ответ, но с некоторыми оговорками. Так, криптовалюту допустимо признавать товаром в понимании гражданского кодекса, но скорее как нематериальный актив, а также считать валютой, но только в широком смысле – как средство обмена и платежа.
Наследование криптовалют видится проблематичным, поскольку наследник должен иметь к ним доступ, а без пароля это невозможно. Сложности могут возникнуть и с переводом криптовалюты на счет, открытый на наследодателя, – они заключаются в том, что налоговое законодательство рассматривает криптовалюту в качестве налогового актива как для целей налогообложения богатства, так и для целей налогообложения прибыли. Таким образом, наследнику, унаследовавшему криптовалюту, придется платить налог с такого наследства, рассчитанный на день смерти владельца криптовалюты.
Более того, в некоторых странах может быть запрещено владение и использование криптовалюты, и, соответственно, наследование такого объекта породит вопросы в области уголовного права – например, в части возможности конфискации криптовалюты и уголовной ответственности для наследника. Однако вина носит личный характер и не может быть передана по наследству. Но если наследник владеет криптовалютой и осознанно использует её вопреки уголовному запрету, то он будет считаться виновным в уголовном преступлении и подвержен соответствующему наказанию.
В числе проблемных моментов некоторые юристы выделяют и проблемы с собственностью на криптовалюты – такая собственность обезличена, собственник не числится ни в каких реестрах, подтверждение собственности нельзя получить ни в каком виде, хотя оно требуется для вступления в права наследования. А возможность владеть и распоряжаться криптовалютой зависит только от владения номером специального электронного криптовалютного кошелька и наличия пароля к нему.
Для решения последнего вопроса эксперты в области права предлагают следующие варианты решения:
-
Создание зашифрованного хранилища электронных данных посредством блокчейна – собственник передаёт данные в хранилище, где они лежат в зашифрованном виде, и оставляет распоряжение о порядке передачи таких данных третьим лицам после его смерти.
-
Открытие банковской ячейки, в которой хранится информация о номере кошелька и ключ к нему – в этом случае наследники будут наследовать права наследодателя в отношении этой банковской ячейки. Альтернативой банку может быть передача документов с информацией о доступе к кошельку на хранение нотариусу, однако наследодателю в таком случае важно не ошибиться с выбором.
-
Хранение криптовалюты на бирже, которая определяет правила распоряжения ею, включая переход права на аккаунт на бирже по наследству с оговоркой о том, что если в течение нескольких лет наследник не проявляет никакой активности в аккаунте, то содержащиеся там цифровые активы будут считаться выморочным наследством и перейдут государству.
Номер телефона
Неочевидный на первый взгляд актив, но на самом деле один из самых ценных. Здесь стоит напомнить, что номер телефон зачастую является ключом доступа ко многим другим цифровым активам в качестве второго фактора для аутентификации. Кроме того, к номеру телефона привязан, например, профиль в Telegram, а там может быть другая ценная информация. Передавать ли эту информацию по наследству – личное дело каждого, но как это работает лучше понимать заранее.
Возможность передать свой номер телефона по наследству напрямую из закона не вытекает. Ряд юристов указывает на то, что номер предоставляется по договору оказания услуг связи, в котором принципиальное значение имеет личность заказчика, то есть владельца номера. А раз есть тесная связь между владельцем номера и обязательством по оказанию ему услуг связи, такое обязательство не может перейти по наследству, а, значит, и номер телефона тоже.
Однако, судя по всему, глобально сотовым операторам безразлично, кому предоставлять услуги – наследодателю или его наследнику. Более, чем достаточно примеров, когда люди годами пользуются sim-картами, оформленными на родственника или другое лицо. Да и невозможно игнорировать тот факт, что в современном мире номер телефона дает доступ ко многим активам наследодателя и в некоторых случаях унаследование номера телефона может принести больше выгоды, чем если наследник получит в составе наследуемого имущества акции Газпрома или другой крупной компании.
Кроме того, в июне 2020 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 978343-7, в рамках которого предлагается дополнить статью 45 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее – «Закон о связи») пунктом 7, который позволил бы признать телефонный номер объектом имущественных прав и распоряжаться им наравне с иным наследуемым имуществом.
Из-за отсутствия вступивших в силу законодательных разъяснений на этот счет некоторые мобильные операторы самостоятельно регулируют этот вопрос. Например, МТС советует прямо в завещании указывать, кому из наследников будет передан номер телефона. Если же в завещании прямо не указано, то МТС требует от наследника получения письменных отказов от притязаний на номер телефона от всех остальных наследников. Оператор здесь, конечно же, перестраховывается: ему проще отказать наследнику по причине отсутствия у него письменных отказов от остальных наследников, чем разрешить использование номера с риском потенциальных разбирательств между наследниками. Кроме того, не стоит обращаться в МТС ранее полугода с момента смерти, иначе компания заблокирует номер до момента завершения наследственного дела.
Мегафон требует от наследника предоставить свидетельство о смерти, паспорт наследника и свидетельство о праве на наследство. В таком случае оператор переоформляет номер и разрешает его дальнейшее использование.
Доменные имена
На данный момент ни в теории, ни в судебной практике не выработано единого подхода относительно прав на доменные имена. Поэтому, несмотря на наличие в законодательстве некоторых стран определения доменного имени, на практике могут возникать проблемы, связанные с его наследованием.
В частности, в реестре доменных имен имеется информация о доменном имени и его владельце, но правилами не предусмотрено прекращение пользования доменным именем в связи со смертью владельца и, по общему правилу, следовало бы передавать право на него по наследству. Но поскольку по наследству может переходить лишь имущество умершего гражданина, а доменное имя к таковому не относится, то оно не может входить в состав наследства. Пока на практике внесение записи в реестр доменных имен после смерти владельца доменного имени осуществляется так называемыми независимыми регистрантами.
Если при жизни пользователь успел обзавестись собственными сайтами, то ему необходимо самостоятельно позаботиться, чтобы доступы к доменам попали его партнерам или наследникам. В Координационном центре национального домена сети интернет предупреждают, что регистратор вправе аннулировать договор в случае смерти клиента. При этом в некоторых компаниях предусмотрено бесплатное переоформление прав на третьих лиц. Услуга переоформления особенно актуальна для владельцев коммерческих интернет-проектов, поскольку потеря доступа к сайту после смерти администратора сопряжена как минимум с неприятными хлопотами для партнеров, а как максимум — с приостановкой бизнес-процессов. Также этой возможностью можно воспользоваться, если ресурс представляет интерес для семьи администратора — например, если человек пишет музыку или стихи и размещает их на сайте.
В целом восстановить права на домен после смерти владельца возможно и без подобного соглашения, но для этого потребуется пройти ряд бюрократических процедур, требующих месяцев ожидания, а иногда и обращения в суд.
Цифровое «имущество»
Под цифровым имуществом в юридической практике понимается нематериальное имущество, к которому относятся электронные файлы, аккаунты в социальных сетях, цифровая книга учетных записей по счетам собственников МКД, нематериальные активы торговой фирмы в электронном виде, семейный блог в Интернете, интернет-платформа для краудфандинга, интернет вещей, трехмерная модель, уставной капитал компании в криптовалюте и т. п.
Российское законодательство считает, что личный компьютер умершего обладает статусом движимой вещи, подлежащей наследованию в общем порядке и для получения законного доступа к которому достаточно доказательств его приобретения умершим, а также факта вступления в наследство и его получения наследником.
С момента получения компьютера в наследство у наследника возникает на него право собственности, а также на всю информацию, содержащуюся на нем. Сама по себе информация не является объектом авторского права, в связи с чем не требует дополнительных процедур наследования.
Ещё раз об аккаунтах в социальных сетях. Что происходит с аккаунтом после смерти
В российском законодательстве нет специальных положений, регулирующих дальнейшую судьбу аккаунтов умерших пользователей, поэтому возможные действия наследников зависят от политики конкретной компании.
Социальные сети часто позволяют родственникам определять дальнейшую судьбу аккаунта, но не отдают им логин и пароль. Можно попробовать получить доступ через суд, однако положительной практики по этому вопросу пока нет. Объясняется это тем, что статья 23 Конституции декларирует право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также тайну переписки.
Хотя наше законодательство не содержит положений, которые бы позволяли передавать по наследству аккаунты в соцсетях, нет и запрета на это действие. Поэтому если человек укажет в своем завещании такой пункт, то наследники, возможно, и смогут получить полный доступ к странице. Решать здесь будет руководство социальной сети, а при их отказе — суд. Правда, иностранные социальные сети могут и отказаться следовать решению российского суда.
Необходимость в регулировании наследования аккаунтов в социальных сетях и других интернет-платформах может быть разрешена двумя способами:
Первый способ состоит в том, что наследование аккаунта будет рассматриваться как наследование права на результат интеллектуальной деятельности. Так, аккаунт может подпадать под признаки нескольких видов результатов интеллектуальной деятельности. Аккаунт может отвечать признакам составного произведения (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). При этом наследникам нужно будет доказать, что подбор материалов в аккаунте умершего и его расположение представляет собой результат творческого труда, а не просто совокупность различных фотографий, роликов, постов и т.д.
Кроме того, если материалы, размещенные на странице, являются самостоятельными объектами авторских прав, данный профиль можно рассматривать в качестве сложного объекта (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). В рамках сложного объекта аккаунт в социальной сети может рассматриваться в качестве мультимедийного продукта или базы данных, в зависимости от содержания контента.
Вторым способом может стать наследование аккаунта в порядке универсального правопреемства. В данном случае наследуются также права и обязанности, определённые в пользовательском соглашении наследодателя и оператора телекоммуникационной связи, согласно которому пользователь получает право на свободный доступ к содержимому своей странице, а оператор обязуется хранить это содержимое и обеспечивать доступ к нему. Таким образом, наследование предполагает не смену пользователя, а получение наследником права на доступ к материалам, размещенным наследодателем на своей странице, а также к лицевым счетам.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/cloud4y/blog/654375/
Добавить комментарий