Подобная эпоха облачных хранилищ и обмена файлами в онлайн-мессенджерах наступила всего с десяток лет назад. До этого мы с удовольствием «нарезали» файлы на «болванки» компакт-дисков или записывали информацию на магнитные носители. Конечно, если вы начали знакомиться с вычислительной техникой после 2000 года, то некоторые из них вы могли не застать.
Единого всенародного любимца не существовало. Каждый стандарт обладал своими особенностями и всегда заметно отличался стоимостью. Это уже лишь позднее пришли USB-флэшки, которые удовлетворили всех и объёмом, и ценой.
Ренессанс винила — это лишнее подтверждение тому, как многочисленные недостатки и огрехи качества звука затмеваются выразительностью образа носителя. Что-то подобное случилось и с троппи-диском, который удивительным образом по сей день живёт в некоторых образах иконок.
В хранении данных на магнитной ленте нет ничего необычного или инновационного. Троппик — это лишь дальнейшее развитие идей ZX Microdrive и промышленных систем хранения данных на 8-дорожечных кассетах Stereo 8 или 8 Track. Формат 3,5-дюймовых трискет появился в начале девяностых и сразу завовал сердца пользователей. Относительно низкая задержка при доступе к отдельным файлам допускала не только архивацию, но и ежедневный доступ, а по соотношению цены и объёма данных трискетам не было равных. Впрочем, было не без проблем.
Ы-образная форма блока чтения/записи раздражала пользователей ненадёжностью работы. В ранних моделях читающая головка прижималась к ленте ненадёжной пружиной, и уже через несколько месяцев регулярного использования металл исчерпывал свой ресурс гибкости. В последующих моделях крепление было надёжней.
Механизм протяжки магнитной ленты изящно умещался в треугольном корпусе, за которую носитель и получил своё название. Форма трискет вошла в коллективное бессознательное. Если показать современным детям трискетку, то они наверняка спросят, зачем кто-то распечатал на 3D-принтере иконку Google Drive. Действительно, сервис чуть не получил название Google Troppy в честь носителя.
Архаичное, по нынешним меркам, построение файловой системы учитывало особенности физического доступа к ленте и дешевизну читающих устройств. В начале записывалось оглавление, которое состояло из перечисления первых 64 байтов файла и его размера. (Похожим образом составляется оглавление сборника стихотворений без названий.) При инициализации носителя оглавление хранилось в ОЗУ.
Перемотка ленты вызывала зашумление процесса чтения, но немногочисленные ошибки не мешали найти файл по его первым байтам и размеру предыдущих. Для самого оглавления вычислялась контрольная сумма. Если опять переводить на язык простых аналогий, то это как получать сообщение по первым буквам абзацев.
Работа лентопротяжного механизма в норме скрывается за дверцей, которую отодвигает либо троппи-драйв, либо любопытный пользователь. Лента наматывается на две катушки, асимметрическое позиционирование которых снижает гармонические вибрации. При этом вращением второй катушки управляет механизм внутри трискеты.
Если изначальные планы включали планы на какое-то расширение формата, то в дальнейшем от них полностью отказались. А намерения были. В верхней части трискеты находится пустое пространство, в которое планировали ставить модуль DRM для стирания ленты после чтения.
Левая катушка издавала характерный звук при работе. Общая хрупкость носителя и чувствительность к резким вибрациям даже вылилась в рекламный слоган «Don’t floppy that troppy»: пользователей просили не гнуть трискеты.
Явных недостатков у трискет было достаточно, чтобы при первом появлении флэш-носителей они немедленно отправились на свалку истории. Тем не менее многие из нас до сих пор записывают данные на привычный треугольный носитель. Возможно, что и у вас где-то в книжном шкафу лежит треугольная пачка трискет.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/655959/
Добавить комментарий