Токсичная вежливость

от автора

На КДПВ набережная Перми. Фото автора
На КДПВ набережная Перми. Фото автора

Обратил внимание на одну неприятную особенность окружающей меня реальности — токсичную вежливость. Расскажу о ней на примере моей падчерицы Дарьи — девушки, вне всякого сомнения умной, но впитывающей всю молодежную повесточку как губка.

Дело в том, что Дарья косячит. Как, впрочем, и все мы. И накосячив — извиняется. Громко, искреннее, прижимая руки к сердцу. После чего считает инцидент полностью исчерпанным. И искреннее удивляется, когда этого оказывается недостаточно.

Как это было в случае, когда Дарья, занимаясь поисками сахара в кухонном шкафчике, уронила банку с мукой. Вскрылось это через несколько дней, когда я полез утром за мукой и обнаружил пустую банку.

               — Да, я просыпала муку, — не стала отпираться Дарья, — извините.

               — Извинения не принимаются, — спокойно отвечаю я.

               — Я же извинилась! — возмущается она, — чего вам еще надо?

               — Слово «извините», Дарья, означает только признание своей вины в случившемся.

               — Хорошо. Я признала вину в случившемся. Инцидент исчерпан.

               — Инцидент может считаться исчерпанным, когда устранены последствия.

               — Нет никаких последствий. Я убрала просыпавшуюся муку и принесла извинения, — снисходительно машет рукой Дарья.

               — Извинения на хлеб не намажешь, Дарьюшка! — возмущаюсь я, — накосячила? Исправляй! Просыпала муку? Сходи и купи новую!

               — Это еще почему?

               — Потому что мы, с твоим братом, по субботам кушаем утром оладушки! А сейчас не можем, потому что ты муку просыпала!

               — Я прямо сейчас переведу Вам эти 50 рублей! — холодно цедит Дарья.

               — Мне нужна мука, а не деньги. Сходи и купи!

Дарья обиженно фыркает. С её точки зрения сейчас творится черная несправедливость — её заставляют ДВА РАЗА рассчитываться за содеянное. А это не по справедливости! И она, еще раз обиженно фыркнув, уходит в свою комнату.

Чтоб выскочить через пару минут — привычная точка доступа сменила имя с «5G_COVID-19_base_station» на «Dasha_buy_flour!» и стала запароленной. Дарья закатывает глаза, после чего собирается, нарочито громко стуча шкафчиками и уходит за мукой, обиженно хлопнув дверью. Муку она купит самую неподходящую — гречневую, льняную или ржаную. Просто, чтоб показать, что ей нельзя вот просто так командовать. Обычную муку она купит тоже — чтоб не ходить во второй раз, если в доме вырубится электричество.

После чего, примерно в течение месяца Дарья сама предупредительность — готовит каждый третий день, убирает волосы из слива в ванной, не таскает у брата из завтраков шоколадки и смотрит по вечерам с нами фильмы. После чего, и так не особо большие запасы благоразумия заканчиваются, и Дарья опять пробует на зуб границы. Ничего странного и необычного в этом нет — обычный процесс взросления.

Поэтому я предлагаю перейти от обсуждения конкретного случая, к обсуждению тенденции.

На мой взгляд, нет ничего более раздражающего, чем поток извинений, сопровождающий каждый мой день. «Извините, мы отменяем электричку» — улыбаясь, говорит дежурный по станции. Для меня эти слова означают, что я опоздаю на совещание и потеряю деньги на такси. При этом, признавая свою вину, РЖД не станет компенсировать мне возникшие затраты.

Пытаться возместить свои потери через суд бесполезно. Я всего лишь преумножу страдания — потратив время и другие ресурсы на процесс, я не получу достойной компенсации. Тогда как РЖД просто не заметит процесса. На условном западе, для решения подобных проблем существует механизмы «Компенсации морального вреда» и «Коллективного иска»,  уравнивающие силы обывателей и корпораций. У нас они не работают. Увы.

Но вернемся к извинениям. Мне кажется, что ситуация была бы чуть менее раздражающей, если бы РЖД обеспечила хотя бы минимальное возмещение вреда. Например, разрешила проехать по неиспользованному билету завтра. Ну, если это невозможно, хотя бы объяснила причину задержки, пообещав исправить ситуацию.

Вроде бы это мелочь, но мне, честное слово, было бы приятнее услышать вместо потока пустых извинений, конкретную фразу «Ваш поезд отменен по причине поломки тормоза. Мы его починим и постараемся, чтоб это не повторилось».

Как вы понимаете, сейчас я высказываю своё личное мнение. А как думаете вы? Нужно ли извиняться и какие формы должны принимать извинения. Высказывайтесь, ведь Хабр — это место для дискуссий.

Сцена после титров

От меня, как от литератора, традиционно ждут советов на тему «что почитать». Не разочарую.

Книжная новинка будет всего одна: сетевой перевод повести Джо Хилла «Порох». На далекой планете существует крохотная колония из нескольких мальчишек и приёмной матери. Очень необычных мальчишек, псиформеров, способных менять окружающую природу силой мысли. Эта способность дает им практически божественные силы. Вот только они не боги, они мальчишки, которые только учатся направлять силы. В их пасторальный мирок грубо вторгается война, заставляя героев сделать выбирать свою сторону. И отвечать, за сделанный выбор.

Короткое, сильное, законченное произведение. Десять из десяти. Я слушал книгу в озвучке Михаила Прокопова. Очень достойно начитано, респект и благодарность.          

Поскольку других книжных новинок не предвидится, перейду к классике. Многие читатели, я уверен, пропустили написанную в середине девяностых дилогию «Джамп» Сергея Васильевича Лукьяненко. И напрасно. Вне всякого сомнения, это лучший роман российской фантастики. (Формально, цикл состоит из двух книг, «Звёзды — холодные игрушки» и «Звёздная тень», но по сути, это один роман и я буду говорить о нём как об одной книге).

Это великолепно. Я редко встречаю настолько умную книгу. Молодой автор вложил в неё столько идей, что другому автору хватило бы на собрание сочинений. Здесь и полемика со Стругацкими и рассуждения о пути человечества и множество интересных и умно описанных миров.

Остановлюсь на последнем подробней. Многие авторы, описывая варианты грядущего, останавливаются на чудесах и диковинах. Все сияет, переливается и перетекает из формы в форму — без стоящего за этим смысла. Здесь этого нет — каждая сверхцивилизация здесь разложена по полочкам. Как она работает, что скрывается за ярким фасадом. Роман чувствителен к спойлерам, поэтому я не буду обсуждать сюжет.

Особую ценность роману дает злободневность. В каком-то смысле, это фантастика ближнего прицела — действие романа происходит в наше время. Конечно, в альтернативной реальности — где нет сотовых телефонов, а военный конфликт Украины с Россией завершился взрывом украинского флагмана.

Несмотря на дату написания роман практически не устарел. Конечно, современный читатель будет замечать забавные анахронизмы — по дорогам будущего у Лукьяненко ездят волги и жигули, выпивохи заворачивают закуску в «Литературную газету», а геи считаются извращенцами. Но эти нелепицы только оттеняют главный гуманитарный посыл романа — который, за прошедшие с момента написания четверть века не только не устарел, а даже стал актуальнее.

Я даже немного завидую тем, кто впервые будет читать этот роман. Или слушать — роман убедительно озвучен Олегом Голубом, подарившим каждому из героев собственную звуковую характеристику.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/661219/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *