Как сделать звукозаписывающую студию в домашних условиях. Интервью с SERZH — музыкантом и звукорежиссёром

от автора

Год назад в Ютубе мне попался видеоклип на песню «Катарсис». Песня, скажем так, неплохая, но в мой плейлист она не попала. Меня заинтересовал, в первую очередь, тот факт, что там снялся писатель-фантаст и видеоблогер Сурен Цормудян, поклонником коего я являюсь. А недавно мне довелось связаться с самим автором песни — музыкантом по имени SERZH, и взять у него интервью.

— Здравствуй, Серега!

— Привет!

— Перед интервью я ещё раз пересмотрел клип и мне по-прежнему кажется, что трек недоработан. Как будто есть что доделывать.

— Всё верно. Он сырой. Мне самому не нравится сведение трека. Я не смог раскрыть весь потенциал песни. А так же не хватило эмоций, в плане читки. В общем, буду перезаписывать.

— Рад это слышать. Но почему на твоем канале только один клип? Записывал ли ещё песен?

— Я пишу и музыку, и тексты. Довольно много. Я все-таки музыкант, хоть и малоизвестный. Дело в том, что я очень самокритичен, можно сказать чрезмерно и по этой причине, хоть пишу всю жизнь песни, вечно остаюсь недовольным конечным результатом. Я как некоторые писатели, которые пишут в стол, только я пишу в комп. А нередко, и в мусорный ящик. Песня «Катарсис» первая моя песня, которой я остался очень доволен текстом и музыкой. Отчасти доволен и читкой, но это уже другая история. Но не был доволен сведением и мастерингом. Я понимал, что получается не так, как мне того хотелось бы, но время поджимало, а денег на студию не было. В общем, результат готовой песни сподвиг меня пройти обучение профессиональной звукорежиссуре и я дико этому рад. Хоть я ещё не достиг уровня CLA, Andy Wallace, Tony Maserati и многих других гигантов звукорежиссуры, но вроде у меня получается и я надеюсь, что добьюсь желаемого результата.

— Чтобы стать профессиональным звукорежиссером надо ли иметь идеальный музыкальный слух? Например, как у Шелдона Купера.

— Не знаю, о ком ты. Но ответ на твой вопрос: нет. Дело ведь не только в слухе. Наличие идеального слуха не сделает из тебя профессионального звукорежиссёра. Слух можно натренировать. Можно научится правильно выстраивать баланс громкости, слышать и различать определённые частоты. Иметь чёткое представление о формирование звука, правильной записи и дальнейшей её обработки. Тут помогут знания законов физики, музыкальный кругозор, умение различать стилистические и жанровые особенности. А ещё немаловажно иметь музыкальный вкус. Тут слишком много нюансов, каждый из которых в корне влияет на восприятие музыки.

— А в каком жанре тебе нравится работать?

— Я очень люблю хип-хоп. Именно это меня вдохновило в первое время, хоть я и с детсва увлекался музыкой. Родители, как это и полагается, увидели во мне музыкальные способности и наняли мне педагога. Занимался на пианино вполне сносно, но не более того. Родители упорствовали в своём желании видеть меня среди величайших музыкантов и купили мне синтезатор Casio. Синтезатор был не очень большим, но зато он был! Он всегда напоминал мне некоего шарлатана — вроде есть клавиши и я на них нажимаю, но из колонок звучало помимо этих двух-трёх нот ещё куча всего другого. Барабаны, гитары… это в определённой степени разочаровывало, ведь я понимал, что это не «моя» музыка. Со временем я перестал подходить и к Casio. Повзрослев, в какой-то момент я услышал музыку афроамериканцев. Я не помню кто именно это был, но этим ребятам удалось за одну минуту определить всю мою дальнейшую жизнь.

— Трек «Катарсис» это рэп?

— Однозначно.

— Я переслушал текст. Тебе не кажется, что занимаешься моралфажеством? Я не отрицаю, что в тексте говорится о правильных вещах, и всё поддерживаю и понимаю. Но не кажется ли тебе, что такое сегодня воспринимается как нравоучение?

— Нет, не согласен. Я не даю советов, я лишь подчёркиваю низменные инстинкты. Я добивался, чтобы каждое четверостишие было логически завершённым и не тривиально воспринималась даже простая мысль.

— Ты работаешь в домашней студии. Насколько сложно самому обустроить такую студию в многоэтажном доме?

— Домашняя студия это конечно же главная проблема и отдельная головная боль. В обычной многоэтажке, с высотой потолка 2,55 метров с параллельными стенами и потолком, с соседями снизу, сверху и чуть ли не по всему периметру, достичь необходимых условий для работы со звуком, задача не из простых. Можно конечно же поднапрячься и построить комнату в комнате, но такую роскошь могут позволить себе далеко не все, и хоть это существенно улучшит ситуацию, но нужно понимать, что это все-таки не панацея, а всего лишь попытка создать более приемлемые условия. Это не значит, что в такой ситуации нужно опускать руки, ни в коем случае! Необходимо делать всё возможное, что бы улучшить условия для работы со звуком. Крайне важно изначально хорошенько изучить матчасть, не ограничиваясь просмотром 15 минутного ролика из интернета, особенно про тех умников, которые впаривают этот так называемый «акустический поролон Пирамида», который точно заглушит верх, абсолютно не затронув самые проблематичные, низкие частоты. Это простая физика, если разделить скорость звука на ту частоту которую необходимо подавить, то мы получим размер материала который нам необходим для этих целей. А теперь представьте, что мы пытаемся приструнить зону баса — примерно 80 Гц. После нехитрой математики, 343:80 = 4,28 метров, где 343 — скорость звука. И даже если мы воспользуемся правилом четверти от волны, то получим 1,07 метров. Не подскажете какой там толщины эти пирамидки?! (улыбается)

Пример использования акустического поролона Пирамида

Нам не поможет и отступ от стены в случае с пирамидками. Понятно, что на сегодняшний день разработано много разного рода звуковых ловушек. Перечислю лишь некоторые: акустическая панель, бас ловушка Superchunk, Tube Trap, Membrane Bass Trap, Helmholtz и т.д. Есть еще и акустические рассеиватели (диффузоры). К примеру диффузоры Шрёдера (бывают в разном исполнении), исходя из названия нам становится понятно то, что они помогают рассеять звук. Дело в том, что долгое время работать в сильно заглушённой комнате некомфортно. В общем, необходимо понимать то, что ты делаешь и при заглушке комнаты избегать перекоса частот как в нижнюю так и в верхнюю сторону. А теперь вернёмся в мою комнату. И знаете что?! У меня всего это нет… Но это пока. Так что работаю можно сказать в спартанских условиях. На самом деле это не повод для гордости и громогласного заявления — это ужасно. Ужасно работать в акустически неподготовленном помещении. Я не обманываю себя и прекрасно понимаю, что работа с низким частотами в таких условиях далека от совершенства. В этом плане иллюзий у меня нет. Про звукоизоляцию я молчу, пока соседи молчат (смеется). Тут так же не все так просто. Огородиться от соседей не прибегая к радикальным мерам практически невозможно. Нужны плотные, твёрдые материалы. Желательно, бетон и кирпич. В общем, толстенные стены… Не надо вестись на дебильную рекламу. Для профессиональной деятельности полумеры не вариант. Хоть я и огородился по возможности дополнительной стеной из нескольких листов гипсокартона и каменной ваты, но этого явно недостаточно.

Пример использования бас-ловушек

— Каким оборудованием для звука пользуешься?

— Из оборудования в моем распоряжении только всё самое необходимое. Пока что без излишеств и изысков. 8 дюймовые мониторы KRK VXT8 на самом деле плохой вариант для моей комнаты в 14 м², так как они предназначены для более просторных и хорошо заглушенных помещений. Дело в том, что большие мониторы не предназначены для тихой работы, а поднимать громкость на приемлемый уровень в маленькой акустически необработанной комнате крайне проблематично, потому что отражённый сигнал от стен и потолков смешивается с прямым сигналом и сильно искажает его; образуются стоячие волны и резонансы. В целом можно выделить мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Для домашних студий лучшим вариантом будут мониторы ближнего и среднего поля, но даже они могут создавать ряд проблем если помещение не подготовлено, как у меня. Конечно в идеале необходимо иметь разные мониторы даже если речь идёт только о мониторах ближнего или среднего поля, так как все мониторы звучат по-разному, к примеру, одни могут показывать резкость, другие мутность, третьи транзиенты, на одних можно собирать микс, на других обрабатывать и т.д. Не существует идеальных мониторов. Каждый производитель будет до потери сознания и с пеной у рта доказывать преимущество своих мониторов перед другими, но по факту многое из сказанного будет рекламным ходом. Знаменитые Yamaha NS10M Studio звучат просто отвратительно, если вы на них послушаете любимую музыку, то будете сильно разочарованы. Однако повторюсь, это очень популярные студийные мониторы, на которых сводилась большая часть мировой музыки. Вы их можете увидеть практически в каждой топовой студии звукозаписи, и к слову, они уже давно не производятся, но до сих пор пользуются огромным спросом среди профессионалов. Не могу не упомянуть в этом контексте наших, отечественных производителей студийных мониторов, хоть они и являются полной противоположностью мониторам Yamaha NS10, и всё же они добились невероятных успехов в профессиональной сфере — это DMAXAUDIO и N-ACOUSTIC.

Yamaha NS10M Studio

DMAXAUDIO SUPER CUBES 5 (маленькие) и 261 (большие)

N-ACOUSTIC N-Monitors X600

N-ACOUSTIC N-Monitors X1000

— Немаловажное значение имеют звуковые карты, плагины, микрофоны и наушники. Какие у тебя?

— Аудио-интерфейс (звуковая карта) у меня от производителя RME, Babyface pro fs. Хоть и выглядит не очень профессионально, но поверьте, это волк в овечьей шкуре. На самом деле рынок перенасыщен и можно подобрать для своей студии исходя из своих потребностей карту за существенно меньшую стоимость, и она скорее всего будет служить вам верой и правдой. Я не имею ввиду «подвальный Китай», хотя иногда «подвальный Китай» тоже удивляет.

В моём распоряжении три микрофона:

1. NEUMANN TLM 102 — конденсаторный, очень чувствительный, студийный и не самый дорогой микрофон небезызвестной компании NEUMANN.
2. Shure SM7B — легендарный микрофон. Предназначен для студийной звукозаписи и эталон радиовещания. Динамический, не очень привередливый к акустике помещения (поэтому и заслужил такую любовь и популярность в домашних студиях звукозаписи и в сфере радиовещания), но очень требовательный к звукоусилению (необходим предусилитель).
3. SHURE SM58 — ещё одна легенда. Если вы попросите случайного человека нарисовать микрофон на листке бумаги, то скорее всего, он нарисует именно SHURE SM58. Он своего рода признан стандартом вокального микрофона. Это очень надёжный инструмент, с практически неубиваемым корпусом. Имеет широкий спектр применения.

Shure SM7B

Ну и конечно же, я не мог обойтись без предусилителя, так как имею Shure SM7B. Хоть и возможности моей звуковой карты позволяют мне обойтись без него, всё же я решил обзавестись им. Остановился на российско-американской компании «Союз». Приобрёл усилитель СОЮЗ Launcher. Особо о нём рассказывать нечего, немного красит и усиливает сигнал. Вот и всё. Стоит упомянуть то, что для работы он требует фантомное питание, +48 В.

По поводу микрофонов скажу так, если вы записываетесь в домашних условиях, в неподготовленном помещении, тогда приобретайте только динамический микрофон, не ведитесь на красивые картинки конденсаторных микрофонов. Поверьте, динамический микрофон ни чуть не хуже, это просто другая технология захвата звука, и в домашних неподготовленных условиях эта технология наиболее приемлема, так как меньше захватывает акустику помещения. И к слову, самый продаваемый альбом в истории звукозаписи, “Thriller” Майкла Джексона, был записан на динамический микрофон Shure SM7B. Вот так-то.

Теперь о наушниках. У меня их три:

  1. Двадцатилетней давности наушники Stanton DJ PRO 2000 S.
  2. AKG K271 MKII.
  3. Beyerdynamic DT 990 PRO.

С наушниками дела обстоят примерно также как и с мониторами, за исключением того, что они позволяют изолироваться от окружающей нас среды и проблем связанных с акустикой помещения. Но это не говорит о том, что они тем самым полностью решают все проблемы, так как из-за своей особенности и конструкции мы сталкиваемся с другой проблемой, но о ней чуть позже. Не все наушники способны хорошо транслировать весь частотный спектр. Они могут хорошо подходить для выполнения определённых задач, а в других случаях они будут крайне неэффективны. К примеру, они хорошо подходят для ювелирной обработки звука, где нужна полная сфокусированность, а для работы с низкими частотами, из-за своего размера далеко не все наушники будут способны это делать нормально. Тут против физики не попрёшь.

Если мы сводим в наушниках, то из-за близости динамика к уху, любой звук нам кажется очень близким, ярким. Нам гораздо сложнее выстраивать планы, мы по-другому воспринимаем пространство, так как в реальности звук до нас доходит не из изолированного динамика прямиком в ухо. В наушниках меняется широта стереобазы. Когда мы слушаем музыку через мониторы или колонки, то виртуальный центр стоит перед нами между колонками, в наушниках же он находится внутри головы.

Основными инструментами при сведении и мастеринге, в моём случае конечно же являются плагины. До дорогостоящего оборудования мне ещё далеко, но если честно, использовать в моей комнате подобное оборудование было бы полным абсурдом. Я устанавливаю и работаю с теми плагинами, которые могу себе позволить. Есть конечно же среди них любимые от разных компаний, таких как overloud, plugin alliance, softube, ik multimedia, A.O.M. McDSP, waves и другие, но всегда стараюсь подбирать наиболее подходящее в каждом конкретном случае. Я подписан на большое количество самых разных компаний выпускающих плагины, чтобы оставаться в курсе всяких новинок и акций. Очень часто мне удается скачать тот или иной плагин бесплатно. Кстати, есть вполне достойный пакет плагинов, абсолютно бесплатный Analog Obsession, так что можно пользоваться им с чистой совестью.

Безусловно, можно использовать разные плагины для создания акустической среды контрольной комнаты студии звукозаписи. Упомяну одного из флагманов этой технологии, отечественную компанию dSONIQ, его детище Realphones. Нужно признать, что при использовании этой технологии результат получается довольно таки приличным, и всё же нужно понимать, что даже эта технология не заменит вам полноценную студию. К подобной технологии нужно относиться как к вспомогательному инструменту, с которым необходимо научиться пользоваться и применять эти возможности в своей работе, не как основной контроль, а как дополнительный. Отсюда делаем вывод: нам всем нужна настоящая студия звукозаписи.

— Почему ты решил заняться звукорежиссурой, вместо того, чтобы сочинять песни и записывать треки?

— Я был недоволен качеством записи своей песни. Нанимать кого-то было затратно, да и хотелось самому во всём этом разобраться. Если иметь знания и уметь их использовать, то процесс сведения превращается в безумно увлекательное занятие. Кроме шуток, это настоящая магия. А работа над своими треками не остановлена. Я планирую записать альбом. И обязательно его выпущу.

— Ну что же, я непрменно его послушаю и сравню с тем, что было. А какими лайфхаками мог бы поделиться? Что бы посоветовал начинающим звукорежиссёрам?

— Хочу сказать несколько слов об использовании Reference треков — они крайне важны. Это те миксы, которые являются эталонными, на которые можно ровняться, сведённые топовыми звукорежиссёрами. Это своего рода маяки для звукорежиссёра. Лично я не использую только один Reference трек во время сведения, так же я не использую Reference трек из одного жанра, для меня принципиально важно научиться не подражать, а брать всё самое лучшее и использовать эти знания в своих целях. Поэтому, я при сведении пользуюсь как минимум пятью-шестью Reference треками. Следует помнить, что Reference помогает вам не заблудиться в собственных ошибках и быстро восстановить связь с реальностью.

— Как собираешься монетизировать свои новые навыки, помимо того, что будешь применять знания во время музыкального творчества?

— У меня есть группа VK, которую я можно сказать реанимировал, так как в прошлом она была посвящена совершенно другой теме. Там я периодически выкладываю свои работы, хоть и активность практически нулевая, но материал копится. Сейчас я много практикуюсь, скачиваю разные проекты с иностранных ресурсов и делаю сведение/мастеринг. На днях решил запустить акцию — создал пост и написал в нём, что готов бесплатно сводить и делать мастеринг. В общем решил помочь начинающим музыкантам. А почему бы и нет?!

Моя цель в будущем конечно же стать мультимиллионером (смеется). Ну а пока, что у меня как в анекдоте «всякий раз когда я собираюсь разбогатеть, у меня рвутся носки». Если серьёзно, то конечно же я буду стараться монетизировать это дело по возможности и надеюсь у меня всё получится. Нужно ещё много чего докупить, как минимум ещё пару мониторов, а самое главное, нужно поработать над акустикой комнаты и в первую очередь подавить низкие частоты, а эта задача не из простых.

— Буду ждать выхода новых треков. Желаю успехов! И благодарю за интересную беседу.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/661071/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *