Придя на работу в свою первую технологическую компанию, я тут же столкнулся с методикой OKR (Objectives & Key Results). Оказалось, а позже и подтвердилось разговором с экспертом, знакомым с многими стартапами из Кремниевой долины, что эта методика — норма для стартапов.
Довольно понятно, почему она так популярна. OKR (а для тех, кто с методикой не знаком, рекомендую просмотреть сайт whatmatters.com) обещают несколько заманчивых преимуществ:
-
фокусировку всех нужных команд вокруг одного перечня важных направлений,
-
прозрачный способ измерения того, насколько команда приближается к заявленному состоянию;
-
постоянный стимул брать новые, прежде казавшиеся недостижимыми, высоты.
Спустя некоторое время, мне самому пришлось глубоко погрузиться в методологию OKR — я руководил процессом по их формированию, координации, промежуточной и финальной оценки, работая Директором по стратегии в Lamoda. А также добивался того, чтобы распределение самого ценного ресурса — разработки — соответствовало определенным приоритетам, а приоритеты, в свою очередь, исходили из возможностей разработки.
К моменту, когда я подключился к процессу, Lamoda жила с методологией уже около двух лет. Поступила задача — оценить то, насколько хорошо методология прижилась и как хорошо работает весь процесс, и устранить имеющиеся проблемы. И это стало отправной точкой к исследованию, с одной стороны, опыта Lamoda, а с другой — опыта других компаний, заявляющих, что полагаются на OKR.
Первым инсайтом было то, что под одним и тем же термином — OKR — разные компании подразумевают ОЧЕНЬ разные вещи. Например, в одной компании существовало два документа — собственно OKR и Операционный план. Первый содержал Цели (Objectives), сформулированные по всем заветам методологи, то есть громкие и не обязательно конкретные намерения, вроде “быть образцом в управлении запасами”. Там же, в OKR, были и Ключевые результаты (Key Results). В этой конкретной компании, KR имели строго определенный вид: перечень показателей, соответствующих каждой Цели, с указанием текущего значения и желаемого значения. То есть выглядело это примерно так:
-
Цель: стать иконой качества сервиса в электронной торговле
-
Ключевые показатели:
-
Доля заказов, доставленных на следующий день: 60% —> 95%
-
Удовлетворенность клиентов доставкой: 85% —> 98%
-
Доля возвратов средств, выполненных в течение трех часов: 60% —> 90%
-
Внимательный читатель заметит, что такие OKR не очень-то помогают согласовать работу команд. Как именно стоит добиваться каждой цели? Не начнут ли две команды добиваться их разными путями, и в итоге не добьются ни одним? Вот тут-то и приходил на помощь Операционный план. В нем на ближайший квартал приводился примерный график инициатив, направленный на достижение поставленных KR, с указанием того, кто в какую инициативу вовлечен, и кто за нее отвечает.
В другой компании Цели выглядели примерно так же, а KR представляли некоторую смесь KR и Операционного плана из примера выше. То есть рядом с ключевым результатом “повысить показатель Х с уровня А до уровня В” мог быть ключевой результат “укомплектовать команду Х”.
В принципе, оба варианта устраивали те компании, в которых они применялись. И это не противоречило методологии — “по духу”, то как работали компании c OKR, было очень похожим. Однако далее я нашел огромное белое пятно — вопрос, на который мне никак не удавалось найти простой ответ. В этой заметке я решил поделиться своими находками для тех, кто этот вопрос встретит после меня.
Итак, вопрос: как должна быть организована оценка труда сотрудников, от которой далее определяется, например, размер их бонуса и продвижение их по службе, чтобы она не противоречила методологии OKR?
На первый взгляд может не быть ясно, откуда вообще возникает этот вопрос. Цели — это про директоров и команды, а бонусы — это про руководителей и подчиненных. Однако методология OKR содержит одно очень прямое указание: не используйте результаты по OKR для оценки своих сотрудников. Ибо если начать это делать, то можно столкнуться, например, со следующим проблемами:
-
Справедливо полагая, что бонус сотрудников должен определяться не только работой над самыми важными темами для компании в данный момент, сотрудники и их руководители начнут включать в свои OKR то, что никакого отношения к OKR компании не имеет. Таким образом, сами OKR будут разрастаться “в ширь”, то есть станет больше Целей и ключевых результатов, и фокус на действительно важных вещах пропадет.
-
Желая отчитаться о прекрасной работе, сотрудники превратят OKR в “задозагродительный комплект” (прекрасный термин, подслушанный у одного из коллег, с которым я обсуждал проблему). То есть KR потеряют свою амбициозность, и станут, по сути, тем, что предлагает другая методика — Management by Objectives, MBO.
Хорошо, допустим, понятно, как делать НЕ надо. Но как надо? К сожалению, я в материалах об OKR, ответа не нашел. Нашел я его, однако, изучив примеры разных компаний — как тех, чьи примеры я привел выше, так и еще около десятка других.
Итак, какие способы оценки работы сотрудников хорошо сочетаются с OKR?
-
Мотивация напрямую от общего результата. Например, часть компенсации каждого сотрудника (или хотя бы тех, что нужны для достижения KR) состоит из доли в компании в той или иной форме. В дополнение к этому, капитализация или оценка компании быстро растет, а что более важно — напрямую определяется тем, удается ли достичь целей, обозначенных в OKR. В таком случае, оптимальная стратегия сотрудников в части OKR — стараться включаться в них то, что больше всего поможет вырастить капитализацию, и работать на достижение этих Ключевых результатов в первую очередь.
-
Мотивация от соответствия “ролевой модели” (role model). Здесь предполагается, что есть свод характеристик, соответствия которым желает от своих сотрудников компания, и также есть более-менее объективный процесс оценки того, насколько каждый сотрудник соответствует этим характеристикам. Так работают, например, Amazon, Google, Zalando, а также все компании большой консалтинговой тройки (который, впрочем, OKR не используют, насколько мне известно). Идея в том, что работа над тем, что приведено в OKR, ровно как и другая — это лишь источник кейсов, на примере которых можно решить, демонстрирует ли сотрудник то, чего от него хотят. И поэтому не так страшно, если какая-то цель не была достигнута. Если тому были объективные причины, плюс одна из целевых характеристик “лезть из своей шкуры для достижения результата”, и сотрудник правда делал невозможное, чтобы все получилось, то его можно оценить высоко вопреки не достигнутой цели. И наоборот — достижение некоторой цели напрямую не означает, что оценка причастного к ней сотрудника будет высокой. Если он был “пассажиром”, а обеспечивали успех другие, то и оценка его будет не высокой.
-
“Диктатура” в смысле парадокса Эрроу. Кеннет Эрроу, лауреат нобелевской премии по экономике, как-то сформулировал парадокс, названный позже его именем. Суть его заключалась в том, что невозможно построить модель общественного выбора из более чем двух альтернатив, которая одновременно соответствовала бы трем, казалось бы, несложным условиям:
-
Если все “голосующие” считают А лучше В, то А не может быть оценена в результате работы механизма ниже, чем В.
-
Добавление дополнительной альтернативы С не может сделать так, чтобы А перестала в результате работы механизма считаться лучше В.
-
Не существует такого участника “голосования”, что результат работы механизма всегда такой, как считает этот участник (именно такого участника Эрроу называл “диктатором”).
Возвращаясь из теории в практику, речь может идти о следующей ситуации. Компания — стартап. Механизм — правило, по которому определяются бонусы и продвижения всех сотрудников. В стартапе есть СЕО или основатель, который лично знает всех сотрудников. Если СЕО принимает решение единолично (то есть он — диктатор в смысле Эрроу), то OKR будут работать так, как должны.
-
Три типа оценки, приведенные мной выше — вероятно, не исчерпывающий список. Однако примеры, которые я изучил, однозначно относились к одному из этих трех типов.
Нетрудно заметить, что не каждая компания может выбирать из всех трех типов. Например, выработка модели компетенций и создание процесса оценки сотрудников на соответствие этой модели — упражнение, по оценке одного HR директора, на год-два. Соответственно, это то, что скорее позволит себе большая компания, но не стартап. “Диктатура” же, напротив, вряд ли будет хорошо работать в большой компании, но может отлично работать в маленьком стартапе.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/668360/
Добавить комментарий