Это перевод оригинальной статьи написанной Nat Eliason — криптописателем, который занимается преподованием DeFi и консультированием игр Web3 в вопросе построения экономики Play&Earn.
Перевод предоставил Telegram-канал Cryptex.
Использовать модель с одним или двумя токенами — один из самых частых вопросов, которые мне задают команды, разрабатывающие экономику своей криптоигры.
До недавнего времени моим ответом по умолчанию всегда было использование двух токенов, но теперь я переосмыслил этот совет. Я думаю, что вы можете убедительно обосновать любой выбор, и я попытаюсь объяснить некоторые из этих нюансов здесь. Также может быть способ получить лучшее из обеих моделей, к чему я прихожу в конце.
Эта статья в первую очередь будет посвящена играм, хотя вы можете применить аналогичные мысли и к другим криптопроектам. Игры — это хорошая песочница, в которой можно испытать это, поскольку они позволяют использовать гораздо больше токенов, чем другие проекты.
В любом случае, давайте погрузимся.
Для чего нужен токен?
Основное использование токена в криптоигре должно заключаться в улучшении экономики игры, что невозможно без токена.
Токены используются для многих целей, таких как спекуляции, но, как я объяснил в своей статье “crypto gaming is broken”, эти другие способы использования могут в конечном итоге повредить качеству игры и ее будущему.
Так как же токен может каким-то образом улучшить игровую экономику? Я считаю, что это в первую очередь происходит за счет замыкания цикла микротранзакций. Вместо улицы с односторонним движением, где игроки совершают микротранзакции, чтобы разблокировать некоторые дополнительные возможности в игре, крипто-токены обеспечивают улицу с двусторонним движением, где игроки также могут извлечь часть ценности своей работы из игры. Они позволяют тем, кто вложил значительное время в игру, обменять это время на капитал, а людям с капиталом они позволяют по-новому обменять часть этого капитала на сэкономленное время.
Эти транзакции могут принимать две формы:
Транзакции приложения: когда игроки платят самой игре за доступ к чему-то вроде боевого пропуска, косметики, ключа для лутбокса или прогресса в игре.
Одноранговые транзакции: где игроки платят друг другу за ресурсы в игре. Это могут быть NFT, валюты или что-то еще.
Эти транзакции существуют в играх уже давно. Мы все знакомы с внутриигровыми транзакциями и аукционными домами. Одно важное отличие, которое обеспечивает токен, — это возможность создать ликвидный рынок между игрой и «реальными деньгами». Способ для игрока обменять свое золото Runescape на доллары (с парой дополнительных шагов).
Любые другие полезности, на мой взгляд, второстепенны. Не то, чтобы другие способы применения не существовали, но это всегда должно быть первоначальной ценностью введения токена в игру.
Так что же это за другие способы использования? Сбор средств это один из них. Спекуляции — другой. Управление также может быть. Вы также можете включить денежные потоки и право собственности, как более серьезную версию спекуляций. Но стоит признать, что токены часто вводятся не для того, чтобы сделать игру лучше, а как спобоб финансировать игру. И тогда вопрос в точ, можно ли это сделать так, чтобы принести пользу игре и сообществу, или это всегда противоречит созданию хорошей игры.
Поскольку модель с двумя токенами сейчас более распространена, давайте начнем с нее.
Модель с двумя токенами
Модель с двумя токенами была впервые предложена Axie Infinity с их токеном управления AXS и внутриигровым токеном SLP.
AXS — это токен с фиксированным предложением, который предназначен для накопления ценности с течением времени, а SLP — это токен с неограниченной эмиссией, который они могут чеканить и сжигать по мере необходимости, чтобы сбалансировать игру.
В этой модели AXS по сути является ценной бумагой. Это похоже на хранение акций в игре Axie. Команды, конечно, не могут этого сказать, но это то, что они делают. Управление часто является просто способом симулировать полезность, чтобы обойти проблемы безопасности. SLP — это настоящий «игровой» токен, поскольку на нем работает большая часть игровой экономики.
Преимущества модели с двумя токенами
Что хорошо в этой модели, так это то, что вы можете разделить спекуляции и игровую экономику. Когда вы запускаете что-то в крипте, люди будут спекулировать на этом, пытаясь получить быстрый доход. Наличие одного токена, где люди могут спекулировать, и одного токена, где люди могут играть в игру, позволяет этим двум видам использования разыгрываться отдельно, чтобы всплеск спекуляций не вызывал скачка внутриигровых цен. Вы не хотите, чтобы всплеск спекуляций внезапно поднял цены на все в игре.
Это также упрощает сбор средств. Инвесторам нужен токен с фиксированным предложением, в который они могут инвестировать, и который со временем будет расти в цене. Внутриигровая валюта с переменным предложением не является отличным инвестиционным активом, поскольку создатели игры могут в любое время регулировать эмиссию, сжигание и полезность токена. И им, возможно, придется попытаться изменить его цену в том или ином направлении, чтобы сбалансировать игру.
Модель с двумя токенами этого типа также знакома всем. Люди привыкли видеть два токена от Axie и других игр, которые следовали его модели, поэтому они интуитивно «понимают», что есть один токен для спекуляций и один для игры. Это также похоже на то, как мы думаем об обычных деньгах, например, что золото или биткойн — это актив, который вы держите, а доллары — это актив, который вы тратите.
Недостатки модели двух токенов
В то время как популярность игры растет, а рынок горяч, модель с двумя жетонами выглядит идеально. Один токен остается довольно стабильным, чтобы люди могли играть в игру, а другой неуклонно растет, вызывая у людей эйфорию от спекуляций.
Но когда музыка останавливается или замедляется, люди начинают задаваться вопросом: в чем смысл этого токена управления? Маловероятно, что люди будут сидеть на игровых жетонах на миллионы долларов только для того, чтобы проголосовать за меры управления. Там должно быть что-то большее.
Этот вопрос «в чем смысл токена с фиксированным предложением?» является большим недостатком модели двух токенов. Итак, есть несколько способов решения:
Для чего нужен токен с фиксированным предложением?
Наличие чисто спекулятивного токена с фиксированным предложением (FST) в конечном итоге приводит к вопросу: «эй, почему мы держим это?». Спекуляция не может поддерживать цену вечно, поэтому токен должен иметь какой-то смысл.
Некоторые команды будут использовать подход добавления денежных потоков, как правило, посредством стейкинга. Это может пойти двумя путями:
Защита от разбавления: Вы стейкаете свой токен ради большего количества того же токена. На самом деле это не денежный поток, это просто защита от размывания по мере разблокировки большего количества токенов. Но это все еще выглядит как «халявные деньги», по крайней мере.
Дивиденды: стейкеры получают другой токен, представляющий из себя внутриигровой токен для расходов в игре. Однако это сложно правильно сделать, потому что если вы перераспределеяете средства, собранные с помощью внутриигровых транзакций, то получается вместо вывода токенов из оборота, вы добавляете новые. В итоге это превращается в понзиномику. Таким образом, вы действительно хотите перераспределять комиссию только от одноранговых транзакций к одноранговым (транзакции между пользователями).
Дивиденды от одноранговых транзакций также могут быть весьма значительными. STEPN зарабатывал 2-3 миллиона в день на транзакционных комиссиях большую часть прошлого месяца. В обращении было 600 миллионов токенов GMT, поэтому давайте предположим, что 1/2 из них были бы застейканы, если бы таковой существовал. Если они разделят комиссию за транзакции с держателями GMT 50/50, то ставка составит 1 млн долларов в день на 300 млн GMT или около 0,3 цента за токен в день. Учитывая среднюю цену GMT в 1,50 доллара за последний месяц, это 0,2% в день дивидендов или 73% годовых без эмиссии. Это невероятно! Они этого не сделали, но это показывает, что дивиденды от одноранговых транзакций могут быть значительными.
Если команда не хочет добавлять денежные потоки или хочет добавить что-то в дополнение к денежным потокам, они добавят внутриигровую полезность для токена фиксированного предложения.
Это то, что Axie в конечном итоге сделал, введя затраты AXS на разведение. В этом случае FST становится дополнительной внутриигровой валютой, с той разницей, что это фиксированный запас по сравнению с бесконечным запасом другого токена. Разработчики игр могут выбрать, хотят ли они, чтобы эти использованные жетоны были сожжены или возвращены в оборот, и использовать это в качестве дополнительной проверки игровой экономики.
Однако ютилити для FST становится сложным. Для чего вы используете FST по сравнению с VST (токен переменного предложения)?
Вы можете провести линию где угодно, но обычно она оказывается несколько произвольной. Есть веские аргументы в пользу использования либо в качестве токена торговой площадки, либо в качестве токена транзакции приложения.
Я думаю, если команды собираются добавить применение для FST, то это должно оказать некоторое влияние на предложение токена. Смысл добавления полезности состоит в том, чтобы повысить ценность FST, но если она просто используется в качестве валюты, такой как VST, то ее удержание бесполезно. Вы можете просто купить его, когда он вам нужен, и продать его, когда он вам не нужен. Но если FST сгорает, когда он используется, например, для специальных обновлений в игре, то и токен FST также становится все более ценным по мере того, как игра становится все более популярной.
Однако команды, выбравшие маршрут с двумя токенами, в конечном итоге столкнутся с этой проблемой. Если они не найдут способ повысить ценность или полезность FST, его выбросят, и многие спекулянты перестанут держать их сумки.
Так что, если они попробуют модель с одним токеном?
Модель с одним токеном
Использование только одного токена было опробовано гораздо реже. Но он предлагает некоторые перспективы как способ решения проблем модели с двумя токенами.
Стоит помнить одну вещь: модель с одним токеном не обязательно означает, что в игре есть только одна валюта. В игре может быть много валют, но только одна, которая действует как мост между игрой и криптовалютой.
Есть несколько способов сделать это.
Модель одного токена неограниченной эмиссии VST
“Один из вариантов — создать модель с одним токеном только с токеном неограниченного предложения. Я еще не видел хорошего примера этого, но это имеет смысл в качестве токена для игры, пытающейся строго следовать некоторым идеям, которые у меня были в “crypto gaming is broken”.
Это приходит к моей мысли в начале этой статьи. Цель криптоактива в игре — предоставить людям возможность обменивать свою внутриигровую работу на внеигровые деньги.
Если игровая студия хотела сделать это, не заморачиваясь со сложной токеномикой, вот очень простой метод.
-
Создайте потрясающую игру с помощью внутриигрового рынка (например, Runescape, WoW и т.д.)
-
Создайте мост между основной валютой и блокчейном
-
Добавьте ликвидность для этой валюты с помощью другого токена (ETH, USDC и т.д.).
Готово. Вы сделали криптоигру. Это обманчиво просто, но во многих случаях это все, что нам нужно. Представьте себе Runescape с высоколиквидным рынком Gold <> USDC. Это было бы очень здорово, правда?
Вам даже не нужно делать предметы NFT, потому что, будем честными, игровые предметы ничего не стоят без игры. Просто сохраните обычный аукционный дом, где игроки могут обменять все на золото, добавить мост для золота и бум, потрясающая криптоигра.
Почему мы этого не видели? Ну, потому что делать хорошие игры очень сложно. Есть игры, использующие этот подход, но большинство из них просто еще не вышли. И когда они выйдут, им будет намного сложнее набрать обороты, потому что у них не будет захватывающей понзиномной петли поверх них. И если мы будем честными, эти размножающиеся петли Понци — отличная стратегия выхода на рынок для создания первоначального ажиотажа.
Другим недостатком этой модели является отсутствие токенов, на которых люди могли бы спекулировать. И, по крайней мере, на данный момент, чтобы преуспеть в крипте, похоже, требуется некоторая возможность для спекуляций. Также трудно привлечь деньги от инвесторов без какого-либо основного актива предложения, который они могли бы удерживать в течение длительного времени с некоторыми надеждами на его стоимость.
Итак, давайте рассмотрим модель с одним токеном фиксированного предложения.
Модель с одним токеном фиксированного предложения FST
Могли бы вы создать криптоигру, в которой есть только токен с фиксированным запасом? Это путь, по которому пошли некоторые из старых криптоигровых платформ, таких как Sandbox и Decentraland. И я думаю, что мы можем увидеть, как он снова станет популярным как улучшение модели с двумя токенами.
Это несколько умозрительно, и я все еще работаю над этим, поэтому, пожалуйста, не просто копируйте и вставляйте это и предполагайте, что это сработает.
В этой модели у вас есть токен с фиксированным запасом, который служит в качестве инвестиционного актива, а также моста для всех игровых денег.
Но вам по-прежнему нужна более изменчивая валюта предложения в игре, чтобы вы могли лучше сбалансировать экономику. Так у вас есть еще VST, который просто залочен в игре без бриджа.
Затем вы создаете внутриигровой DEX между VST и FST, а также среди любых других игровых активов. Это на самом деле гораздо лучшая технология для торговли чем-то вроде дерева за золото, поскольку она создает ликвидный рынок в стиле SushiSwap или Uniswap, позволяющий немедленно торговать чем угодно, не нуждаясь в покупателе на другой стороне.
Таким образом, игроки могли в любое время обменять золото на FST и выйти из FST. Или они могли бы прибегнуть к FST, чтобы купить золото, дерево и все, что они хотят.
Поскольку FST имеет фиксированный запас, а все предметы в игре будут инфляционными, покупательная способность FST должна увеличиваться с течением времени, не будучи добывающей. Ранние игроки будут вознаграждены тем, что плоды их труда будут более ценными в терминах FST, но более поздние игроки по-прежнему смогут играть и зарабатывать.
Затем, отдельно от рынка ресурсов, у вас может быть рынок предметов. Эти предметы могут быть извлечены как NFT или заблокированы в игре. Я не думаю, что это имеет большое значение. Вы можете оценить все на рынке в FST, а затем взять комиссию за транзакцию либо в казну, либо в качестве сжигания. Если вы сожжете его, то со временем создадите некоторую дефляцию, что также поможет повысить ценность FST.
Другой вариант — установить цену на рынке предметов в таком крупном криптоактиве, как ETH. Огромным преимуществом здесь является то, что комиссия за транзакцию находится в активе, который не привязан к производительности игры. Если вы взимаете комиссию за транзакцию своего собственного токена, вам все равно придется продать этот токен на рынке, чтобы получить доход. Если вы взимаете комиссию за транзакцию в ETH, SOL или USDC, вы сразу же получаете этот доход.
Это также требует, чтобы игроки подключили к игре другой актив, такой как ETH, SOL или USDC, который будет храниться в казне. Казначейство могло бы получать доход от этих активов, сохраняя их, создавая дополнительный поток дохода для игры.
Тогда возникает вопрос, как FST извлекает ценность? Здесь вы могли бы повторно ввести модель дивидендов, но где дивиденды выплачиваются активом, используемым на рынке.
Таким образом, размещая в стейкинге свой FST, я зарабатываю немного ETH или USDC в игре, не беспокоясь о какой-то сложной системе стейкинга в сети. Это было бы очень сильно и круто, и я не видел ни одной попытки реализовать это. Хотя полагаю, что это было бы сложно юридически.
Тогда вы также можете получить некоторые дивиденды от торговых комиссий по всем другим свапам. Таким образом, блокируя свои токены в игре, вы зарабатываете немного ETH, немного внутриигровых VST и еще немного FST за различные сделки, происходящие в игре. Это сделало бы его феноменальным инвестиционным активом, а также вы будете увеличивать стоимость FST c течением времени, увеличивая его покупательную способоность для инфляционных активов. Если вы добавите к этому несколько дорогостоящих сжиганий, у вас будет чрезвычайно сильный инвестиционный тезис для токена.
Размышляя над этой моделью, я думаю, что она намного сильнее, чем нынешние популярные модели с двумя токенами. Это добавляет большую гибкость и гарантирует наличие одного основного актива, который приобретает ценность в экосистеме. Модель с одним токеном VST идеальна, если вы просто хотите создать игру с некоторой привязкой к криптовалюте. Но эта модель FST позволяет вам сохранить часть спекулятивной стороны крипты, а также инвестиционную привлекательность с течением времени.
Это чисто мысленное упражнение, которое определенно нуждается в некоторой доработке. Но я надеюсь, что это будет полезно для любой команды, пытающейся продумать, как структурировать свою токеномику. Я буду продолжать обращаться к этому и расширять его по мере изучения новых игр и работы с большим количеством команд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канале и присоединяйтесь к обсуждению в нашем чате. Там мы помогаем новичкам, рассказываем про перспективные проекты и ведем блог о инвестициях в криптовалюту.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/671566/
Добавить комментарий