Импортозамещенное радио: как строить станции вещания в России сегодня

от автора

Согласно статистике, представленной на конференции Российской Академии Радио в июне, сильно пострадавшая в пандемию отрасль радиовещания начала стремительный подъем – бюджеты на развитие выросли. Куда их тратить после массированного ухода многих производителей оборудования, можно ли построить радиостанцию сегодня, рассказала руководитель отдела маркетинга системного интегратора «Тракт» Наталья Буйлина.

А мы точно можем?

Радиовещание – отрасль достаточно закрытая, и обычный слушатель вряд ли когда-то задумывался, что за простым голосом из приемника стоят комплексы с серьезным техническим оснащением, продвинутой автоматизацией и новейшими технологиями передачи аудио.

Состояние дел в отрасли можно рассмотреть по нескольким направлениям.

Реальность такова, что практически все производители оборудования и ПО для радиовещания находятся в недружественных ныне странах и заморозили поставки. Но сделали это по-разному. Например, большинство европейских компаний отмалчиваются и выжидают дальнейшего развития событий: никто не прислал уведомления о прекращении торговых отношений и снятии заказов. Они по-прежнему размещаются, но не обрабатываются и предварительно переносятся на осень. Американские производители, наоборот, как будто жгут все мосты: уведомляют об уходе с рынка, лишают своих пользователей техподдержки и сервиса, отменяют предоплаченные заказы без возврата денег. Сохранят ли пользователи свою лояльность этим брендам в будущем – большой вопрос.

Мы точно можем сказать, что значительная часть наших европейских поставщиков прекратила отгрузки не по своей воле: просто еще никому не удалось пройти путь от одобрения поставки до реальной доставки в Россию. Например, в Германии есть процедура подтверждения в ведомстве экспортного контроля BAFA, которая включает сразу два невыполнимых условия: доказать, что оборудование предназначено для гражданских целей; доказать, что оборудование не предназначено компаниям, внесенным в санкционные списки.

Сейчас мы предполагаем, что основной путь доставки ляжет через третьи страны: Казахстан, Турцию, Киргизию и т.д. Однако надо понимать, что реально с февраля еще ни один комплекс не был спроектирован и оснащен по этой логистической схеме.

Дела в микроэлектронике обстоят не лучшим образом, но и не так плохо, как кому-то может показаться со стороны. Например, в нашем оборудовании значительная часть электронной компонентной базы (ЭКБ) китайского производства, а вот чипы и модули специального назначения (DECT, Bluetooth, Dante) закупались в Америке, Европе, Японии. После февральских событий всем производителям пришлось менять логистические цепочки и искать альтернативы импортным компонентам, которые стали недоступны. Это вызвало определенные трудности, пришлось переразрабатывать какие-то платы, заново тестировать, переписывать драйверы. Трудозатраты, проблемы с логистикой и неопределенность на всех этапах производства, разумеется, привели к повышению цен. Хотя сейчас ситуация начинает слегка стабилизироваться, мы регулярно отслеживаем себестоимость и уже готовы снова снизить цены на некоторые продукты.

В России существует как минимум две полноценные системы автоматизации вещания, отвечающие всем требованиям радиостанций любого масштаба, и они давно укрепились на рынке.

Их разработка и поддержка продолжаются в штатном режиме даже без повышения цен.

Недоступным стал ряд узкоспециализированного иностранного ПО, но больших проблем это не вызовет.

Во-первых, потому что на замену некоторому софту у нас есть свои продукты, их было невыгодно поддерживать и развивать при наличии сильных и доступных по цене иностранных конкурентов.

Во-вторых, так сложилось, что отрасль разработки ПО в России очень сильная, и мы имеем достаточно компетенций, чтобы при необходимости в короткий срок разработать аналогичный софт.

В-третьих, поставки ПО контролировать гораздо сложнее, чем поставки железа, а найти обходные пути значительно легче.

«Светофор» возможностей

Для наглядности мы выделили крупные группы оборудования на радиостанции и разделили их по принципу светофора – как на данный момент обстоят дела с импортозамещением и поставками в каждой из этих групп. 

Начнем по логике светофора с единственного красного сегмента – акустики. Эта категория примечательна сразу по нескольким причинам.

Во-первых, ни мы, ни другие поставщики до сих пор не смогли найти достойной альтернативы ушедшим иностранным компаниям. Есть китайские продукты, но все это подделки известных брендов, которые рассыпаются через пару месяцев и не дают хороших результатов на тестах. Подходит для домашнего, но не для профессионального использования.

Во-вторых, из-за унифицированного характера продукции, а также из-за ее невысокой стоимости на складах поставщиков есть большой запас «любимых» брендов, но это ненадолго.

И, в-третьих, рынок электроакустики в России скорее мертв, чем жив. Есть несколько коллективов в РФ, которые производят домашнюю или концертную акустику, но ни одна из них по характеристикам не подходит под задачи радиокомплексов.

Достойная акустика в России сейчас подразумевает ручное производство, которое не может быть дешевым и позиционируется скорее как элитный хай-энд-продукт.

Пока был качественный массмаркет вроде Genelec, который на штучном производстве априори нельзя перепрыгнуть ни по цене, ни по качеству, никому и в голову не приходило заниматься серийной акустикой. Рынок просто не испытывал потребности в этом. 

На низком старте

К желтой категории, к сожалению, относятся почти все системообразующие группы: микшерные пульты, микрофоны, FM-процессоры, инструменты для визуализации. 

Сегмент микшерных пультов нельзя уверенно отнести к желтой зоне, она находится скорее в переходной – между красным и желтым. Запаса оборудования на складах нет, а все привычные производители остановили поставки. Не увенчались успехом и поиски в дружественных странах – маленьких микшеров под «продакшн» много, а вот эфирных практически нет. Но даже если бы были, то локализация – это огромные затраты и риск как для системного интегратора, так и для нашего клиента: микшерный пульт является критическим звеном в производственном процессе. 

Поэтому мы приняли решение форсировать разработку собственной линейки пультов, которая включает аудиоплатформу для онлайн-конференций, комментаторскую панель, эфирные модульные наборные микшеры для радио- и телекомплексов. Мы считаем, что смогли бы разработать весь ассортимент за два года.

Это не магия, это унификация производства: 80% программного ядра одинаково для каждого пульта этой линейки, а аппаратная часть состоит из унифицированных наборных модулей, соединяющихся между собой под комплексы различных масштабов. Мы идем по пути упрощения аппаратной части и переноса всей нагрузки на ПО, что позволяет сократить сроки разработки, а также избежать большого количества проблем, связанных с поставками ЭКБ.

Данная архитектура уже опробована и зарекомендовала себя в других наших продуктах. И, кстати, за 20 лет мы выпустили уже три поколения небольших микшеров, которые успешно используются на региональных радиостанциях. Последнее поколение наших пультов – «Синерджи» – продается и сейчас.

В группе микрофонов, пантографов и аксессуаров пока складывается достаточно благоприятная ситуация. Ходовые модели студийных микрофонов привычных брендов есть на складах, хотя, как и с акустикой, запас будет постепенно таять. На замену мы имеем как минимум одного отечественного и одного китайского производителя. 

В группе FM-процессоров есть аппаратные и программные решения: несложно догадаться, какие мы можем заменить, а какие еще нет. Несмотря на некоторый скептицизм по поводу программной обработки эфирного сигнала, мы считаем, что чаще всего дело в правильной настройке «пресетов» обработки. И да, отрегулировать их может не каждый. Впрочем, по нашим оценкам, ежегодно на рынке радиовещания приобреталось до 40 FM-процессоров. Это не очень большой объем, и, возможно, получится наладить поставки обходными путями при легализации параллельного импорта в радиовещании.

Визуализация радио строилась с использованием российских или китайских PTZ-камер и управляющего софта из Австралии, производитель которого остановил поставки еще в прошлом году. Сейчас мы нашли на замену полностью аналогичную программу с открытым кодом, но все-таки отнесли группу к желтому сектору, так как на перенастройку и переобучение потребуется время.

Перспективная группа

Приятно перейти к многочисленной зеленой категории оборудования, которое не просто есть у российских производителей, а достаточно часто используется в проектах, дает отличные результаты и нравится пользователям.

К этой категории относятся телефонные гибриды, FM-передатчики, световая сигнализация, системы автоматизации и управления контентом, мебель, кабельная продукция и другая периферия. Но есть и спорная группа, которая также находится в переходном желто-зеленом состоянии, – Audio-over-IP-сеть.

Более 90% радиостанций в крупных городах используют отечественные системы автоматизации.

Чаще всего AoIP-сеть на радиостанциях строилась на стандарте AES67 с использованием протоколов Dante, Ravenna или LiveWire. Большая часть оборудования разных производителей может работать друг с другом в режиме совместимости по стандарту AES67, но для этого требуется сложная перенастройка. Покупать оборудование одного производителя было гораздо удобнее. Сейчас мы можем заменить оригинальные австралийские Dante-платы китайскими аналогами, что позволяет не прерывать выпуск AoIP-оборудования в России, а также продолжить расширение существующих сетей на радиостанциях.

Если говорить о построении AoIP-сети полностью на российском оборудовании, то на данный момент это невозможно. У российских производителей есть отдельные элементы сети (коммутаторы, интерфейсы, кодеки), но пока они не образуют единую систему. Мы должны разработать свой протокол на базе стандарта AES67, и у нас уже есть прототип такого решения в системе служебной связи «Синапс», однако служебная связь – это не то же самое, что звук в телерадиовещании. Еще предстоит поработать над такими проблемами, как передача стерео, синхронизация и т.д. Как только протокол будет дописан и доработан, мы сможем говорить о полном импортозамещении в этой группе.

А на чем все это будет работать?

Нельзя игнорировать группу IT-оборудования, так как без нее невозможно построить современную радиостанцию. Если говорить о клиентских рабочих станциях, то здесь нет особых требований к производительности и вполне достаточно компьютеров, собранных на китайских и российских комплектующих, а проблему привязки к вендорам проприетарных ОС и СУБД (систем управления базами данных) мы решаем внедрением облачных инструментов планирования и создания контента.

С сетевым оборудованием тоже все в порядке: есть большие запасы коммутаторов доступа, стационарных и мобильных маршрутизаторов российских и китайских производителей, давно известных на рынке.

Самая сложная ситуация сложилась в подгруппе серверного оборудования, так как это высоконагруженные системы с особыми требованиями к производительности. Никто не может точно сказать, на сколько хватит складских запасов и когда будут возобновлены поставки. Оборудование данного типа входит в программу параллельного импорта, а значит, в любом случае появится в России. Неизвестными остаются только сроки, вопросы гарантии и поддержки, а также цена.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/674516/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *