Я не пью, и вам не рекомендую 😉 Однако аналогия про пиво — совершенно не кликбейт, а этот пост — продолжение серии обзоров на старые китайские игровые консоли. Если кто-то пока ещё не знает, то я очень люблю оживлять и находить применение старым девайсам — и недавно начал писать об этом статьи. Кому интересно что можно получить за 180руб — добро пожаловать под кат!
Пожалуй стоит начать с того, что до этого я писал свои статьи на другом сайте. На том сайте относительно неадекватная модерация(я получил там бан), и очень токсичное коммьюнити, в то время как на хабре всё серьезнее. В своих статьях я стараюсь описывать аппараты не просто в духе «ну я вот здесь кинул перемычку на дорожку, а вот здесь пропатчил загрузчик», а стараюсь рассказать историю и в подробностях показать что и как нужно сделать для достижения той же цели 🙂
Приобретение
Сегодняшний наш гость прямиком из 2011 — JXD 5000, на базе чипсета Actions Semiconductor G1000. Досталась она мне в комплекте с двумя другими приставками за 550 рублей. И нет, это не столько везение, сколько рыночная цена — схожие девайсы вы можете и сами найти на какой нибудь барахолке по типу авито. Кроме того, в этих двух консолях продавец забыл две microsd флешки на 8 и 16гб. Мелочь, а приятно 🙂 Поэтому если кто-то действительно заинтересуется сабжем — добро пожаловать ко мне в публикации, а купить их можно очень дёшево на авито или юле, главное искать продавцов, которые понимают РЕАЛЬНУЮ цену этих девайсов(мамочки зачастую ставят даже на старые разбитые девайсы неадекватные цены).
Как всё начиналось?
Разбирающийся в мире портативного гейминга человек сразу скажет — это же подделка на небезызвестную PSP! И будет прав, ведь консоль вышла в 2011 году — на самом пике популярности PSP, и на волне слухов о выходящей PSP 2 — PS Vita, Китайцы конечно же хотели урвать свой кусочек аудитории, и копировали либо PSP(а затем и PS Vita), либо делали маленькие кирпичики в форме старых геймпадов:
Это — легендарная Dingoo A320, которая вышла в 2009 году, и обладая функциями не только эмулятора, но и мультимедиа комбайна, да еще и при цене в 2-3 тысячи тех рублей(примерно 70-100$, при цене PSP в магазине около 11 тысяч, или с рук 6-7) — стала настоящим хитом, ведь не всем нужны были возможности PSP. Конечно же остальные китайские заводы захотели повторить её успех, и это привело к появлению огромного количество достаточно мощных мультимедийных чипсетов(из тех что я знаю — ChinaChip CC, GeneralPlus SPMP8000 и Ingenic JZX4760) архитектуры MIPS(кроме SPMP — он armv5). Были как официальные и полуофициальные клоны Dingoo — Gemei A330, Dingoo A380, так и совершенно нонейм консоли, которые закупались и брендировались корейской Ritmix для Российского рынка. Чуть позже, видя популярность и развитие дешевых хендхелдов — уже подтянулся и DNS со своим брендингом, и еще миллион брендов аля EXEQ, FUNC и.т.п. Одной из таких консолей в 2011 году стал и JXD 5000 — от нонейм фирмы JXD. Нонейм на тот момент 😉
Насколько я знаю, производители чипсетов писали большую часть прошивки сами(обычно беря RTOS аля ucos, ecos, nucleus rtos(привет старым подделкам под айфон) за основу, а интерфейс в случае сабжа тоже не сами писали — а брали nano-x, ранее известный как microwindows). Кроме того, производители чипсетов давали возможность запускать произвольные бинарники и давали SDK, позволяя писать нативные игры под их консоли производителям, правда SDK эти в глаза никто из коммьюнити не видел(кроме dingoo a320 — на нее был официальный комплект для разработки). Иногда были самопальные SDK, которые делались на основе реверса «чужих» игр и оригинальной прошивки — в том же SPMP8k система под игры выделяет лишь обрубок API, в то время как «API для эмуляторов» было куда круче и быстрее.
Эти чипсеты обычно были полноценными SoC — в них было ядро архитектуры MIPS или ARMv4/ARMv5(эти архитектуры так же использовалась в КПК), причем ядро далеко не самое слабое — обычно от 200мгц до 600мгц, часто — с возможностью разгона. Был в них контроллер дисплея(нескольких типов. Кстати это давало возможность реализовывать HDMI выход с помощью специального чипа конвертера, нативно чипсеты HDMI обычно не умели), ТВ выход, DSP ядро для декодирования звука и видео(обычно h264), а так же декодирования JPEG, контроллер внешней SDRAM, возможно контроллер питания(но это не точно). С такой компоновкой штамповать консоли гораздо дешевле — что и позволило добиться цены в 2-3 тысячи за хорошие комбайны. Некоторые чипсеты поддерживали OpenDingux — порт линукса(как минимум ingenic), позволяя писать софт на них используя любой mips компилятор.
Честно сказать, изначально я предположил что консоль работает на линуксе — в корни флэшки лежали бинарники эмуляторов в формате so:
Я полез искать на плате uart, чтобы узнать больше информации, но увы — это самопальная RTOS Actions Semiconductor. И что забавно — она до сих пор используется в продуктах этой компании(Powkiddy j6 один из свежих примеров):
Подпаялся к UART(я использую в качестве преобразователя esp32, а сам чип кидаю в ресет перемычкой), но по логам я понял что это что-то самопальное. Печалька, однако возможность загрузки эльфов заинтересовала. Я еще пореверсил эмуляторы и нашел, что система похоже даже умеет в динамические библиотеки(судя по эмулятору ps, который грузит плагины). Я написал в actions semiconductor и попросил SDK — но мое письмо осталось без ответа(хотя некоторые компании даже делились исходниками прошивки на устном неразглашении).
Увы, кто-то поудалял до меня содержимое внутренней памяти, а здесь были 3D игры, ведь в чипсете был GPU Vivante. Поэтому ограничимся эмуляторами.
Описание
Консоль, как я уже говорил ранее — явно копирует PSP, причём даже в вопросе стиков — он тут тоже один 🙂 Однако консоль с таким дизайном хорошо лежит в руках, добротно собрана(никаких люфтов и скрипов нет) и в целом достаточно неплохого качества(за 11 лет только грибок стика облез, ну и есть небольшие жизненные потёртости).
Сзади же у консоли явное преимущество перед PSP — встроенный модуль камеры 🙂 Как и принято у китайцев, на объективе написан размер линзы, фокусное расстояние и.т.п. Я не фотограф(и это видно по фото), поэтому если не прав — поправьте меня. Вместо отсека для АКБ — аккумулятор припаян внутри прямо к плате(причем большей емкости чем у оригинала), а на месте дисковода для UMD расположился логотип компании и орнамент(прикольное решение весьма).
Снизу нас встречает слот под MicroSD, микрофон и MiniHDMI выход. HDMI заявлен аж до 1080p — это предстоит проверить!
Сверху у нас кнопка джек для звука, джек для аналогового ТВ выхода(! — киллер фича) и регулировки громкости.
Мультимедийные возможности
Перед играми конечно же мы проверим как проявляет себя девайс в мультимедиа. Ведь он заявлен как мультимедийный комбайн, а не просто эмулятор. Встроенной памяти здесь 4гб NAND — весьма неплохо. А ещё с этими консолями, компания-производитель JXD клали DVD диски с различными ромами и прочим контентом — да, это не совсем легально, но для юзера весьма приятно. Ответственность за такое в случае чего могли переложить на «перекупа» в лице EXEQ, FUNC и.т.п.
Перевод тоже… весьма своеобразный. И причем, эта традиция сохранилась даже в современных Powkiddy j6. Ну неужели лень заказать перевод 3х с половиной строчек русскоговорящему человеку!?
Начинаем как обычно с музыкальных возможностей:
Плеер выглядит приятно, хоть и в каком то смысле копирует интерфейс Apple.
Плеер ищет музыку только в специальных папках, музыку на моей MicroSD пришлось выбирать через встроенный файловый менеджер.
Сам плеер выглядит стандартно, и вполне приятно. Управляется хардварными кнопками — ведь тачскрина тут нет. Треугольник показывает громкость, кружочек управляет воспроизведением, крестик выходит на меню выше, а стрелки переключают трек.
Кроме того, есть очень серьезный аргумент в сторону мультимедийности девайса — эквалайзер. Да, с пресетами, но все таки это круто(чипсет корнями уходит в «музыкальных» предков):
Есть разные типы перемешивания и повторов треков
Плеер корректно читает теги и показывает имя исполнителя на Русском
Ещё можно поменять тип визуализации. Как я понял, «стих» — это показ текста песни, а незадействованными стрелками вниз-вверх можно листать лирику.
Видеовозможности так же весьма впечатляют. Я смог посмотреть трейлер Драйва в 720p/30 FPS без каких либо проблем. Заявлена поддержка до 1080p. Причем забавно что видео работают куда быстрее чем интерфейс(он здесь достаточно тормозной).
Куда без теста HDMI? 🙂
Он тут полностью работает, без каких либо проблем. Однако чтобы его включить, нужно заходить в настройки — т.е попользоваться консолью с разбитым дисплеем не выйдет. В меню разрешение нативное(800×480), однако видео воспроизводятся корректно(720p точно есть).
Мой вывод: я думаю что в мультимедийном плане, консоль выдержала испытание временем. Она отлично чувствует себя и сейчас, и хорошо впишется как плеер для старого — не смарт телика на даче. Ну или если на работе есть монитор с HDMI, но ПК нет — то почему бы не использовать консоль для таких целей? Кроме того, у консоли есть FM радио — тоже приятный плюс. Есть и читалка электронных книг. А игры?
Игры
У консоли есть два вида игр: нативные и эмуляторы. Изначально консоль как бы предполагается для GBA, но поддерживает и PS1, и SNES.
GBA
Я попробовал три игры, поскольку это самая тяжелая консоль для эмуляции после PS1(именно для этой консоли. На самом деле n64 тяжелее ps1).
GTA Advance работала в меню, но вылетала при начале игры с ошибкой «неверный файл». Полагаю, битый ром.
Какая то игра из серии Lord Of The Rings шла отлично. Кадров 60, звук тоже шёл хорошо
Metal Slug Super Vehicle-001 идет так же хорошо
Super Mario Advance идет так же отлично. Никаких проблем с звуком нет.
SNES
SNES ромы консоль поддерживает так же без проблем, в фулл спид и с ровным звуком. Настраивать ничего не надо(да и нет возможности), но ромы запускаются не все
Какая-то игрушка из серии Dragon Ball
Легенда SNES Chrono Trigger — лучшая jrpg по мнению… любителей jrpg. Я же не особо фанат этого жанра, но скажу точно — идет она отлично.
PS1
А теперь к самому интересному — PS1. Я попробовал несколько 2D и 3D игр. И скажу честно, результаты интересные. До этого я думал, что Crash Bandicoot — относительно несложная игра для ps1. Как же я ошибался…
Стоит подметить что у консоли нет 3D ускорения, всё она рисует в софтрендере.
Crash Bandicoot идет уверенно в меню, но в игре выдаёт 5—10 кадров. Увы. Я попытался убрать растягивание на весь экран(хотя навряд ли оно тут на ЦПУ), но эффекта это не дало
Quake 2 — стоит подметить что это очень тяжелая игра для ps2 с динамическим освещением. Но «скрипя-пердя» консоль её запустила. На «улице» 15 кадров, в помещении 5-10
Консоль не умеет cue, поэтому поиграть в реймана я не смог(зависон если выбрать track 01)
GTA 1 пошла нормально, со звуком проблем нет, FPS 25.
Заключение
Консоль хороша как мультимедийный комбайн, как я уже сказал — на дачу, или в дороге. Главный её аргумент — цена, схожие консоли можно найти в рабочем состоянии за 500-700 рублей на авито, а если постараться — то и ещё дешевле. В целом, неплоха и по прямому назначению — однако, только для 2D игр, ну или очень простого 3D. Из существенных минусов — нет поддержки SMD(что странно), и вообще, эмуляторов как-то очень мало(это особенность консолей именно на этом чипсете. Большинство БУ на авито работают на SPMP8K, там всё есть). Здесь есть нативные игры, но найти мне их пока не удалось(а с встроенной памяти они были удалены). Ещё одна фича — HDMI и ТВ выход.. Кроме того, девайс весьма экономен к батарейке — судя по спецификациям, здесь стоит 1650МаЧ(у PSP — 1200). Высаживает он её тоже не так уж и быстро(учитывая что моя наверняка изношена), а при желании можно хоть 3000МаЧ воткнуть, места в корпусе должно хватить, и получится отличная консоль в дорогу. А вам как? Пишите мнение в комментариях!
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/684950/
Добавить комментарий