The Merge, переход эфира на Proof-of-stake: что нас ждет и правда ли это важно?

от автора

Дата «The Merge» приближается, то есть сейчас самое время понять, что же это значит для индустрии в целом и для людей в частности. The Merge — переход эфира с Proof-of-work (PoW) на Proof-of-stake (PoS). Почему это ключевое событие последних лет — разбираемся в этом тексте.

С запуска до наших дней

Эфир был запущен в 2015 году, с момента запуска и до наших дней он работал по принципу Proof-of-work, но намерение через несколько лет перевести сеть на PoS декларировалось с самого начала. Механизм PoW был изначально использован биткоином, то есть можно сказать был проверен временем. Механизм PoS в 2015 был новым феноменом, поэтому было принято решение не рисковать хотя бы в этом месте, ибо эти блокечейны и так сплошной риск.

Откуда взялся термин The Merge

Чтобы убедиться, что PoS работает в штатном порядке, сначала он был запущен на отдельной сети Beacon Chain. Собственно Merge — это слияние Beacon Chain и Ethereum Mainnet. Вообще, на ходу поменять механизм консенсус протокола, не прерывая работу сети, звучит достаточно безумно (как поменять в полете двигатель самолета). Но прежде чем обсудить все риски, вникнем в то, а зачем вообще надо переходить на PoS, если и без того работает хорошо.

  1. Снижение потребления энергии
    PoW потребляет колоссальное количество энергии, потому что валидаторы (компьютеры) перманентно решают сложные задачки на скорость, что требует серьезных вычислительных мощностей. И если на картинках про PoW обычно рисуют распределенных в пространстве улыбающихся человечков, каждый из которых майнит у себя дома, то на деле мы имеем огромные майнинговые центры, сверху донизу полные компьютерами (и совсем никаких улыбающихся человечков).

    PoS готов обеспечить тот же уровень безопасности, но потратить в тысячу раз меньше энергии. Оффер звучит привлекательно, как будто бы грех не воспользоваться. Merge снизит потребление энергии на 99.8%. 

  2. Доступное валидаторство
    Более того, в PoW для того чтоб стать валидатором, необходимо иметь мощный (а значит дорогой) компьютер, что исключает из пула потенциальных валидаторов всех тех, кто не может инвестировать в дорогой хардвер, а также людей живущих в регионах с дорогой электроэнергией. 

    В случае с PoS валидирующая нода может существовать почти на любом лэптопе, что делает пул потенциальных валидаторов более инклюзивный, и что объективно хорошо контрибьютит в децентрализацию. 

  3. Нулевая амортизация
    Но если в случае с PoW, чтобы стать валидатором, нужно купить дорогой хардвер, то в случае с PoS — нужно застейкать 32 ETH (где-то $50k на сегодняшний день, компьютер бы вышел дешевле, или нет, так как нужно много компьютеров)

    Логика следующая: чтобы валидатор честно валидировал транзакции, он должен или что-то за это получить (PoW) или не хотеть что-то потерять (PoS). Если валидатор ведет себя нечестно, он рискует эти (минимум) 32 эфира потерять. 

    Но если компьютеры, с утра до ночи решающие задачи, со временем изнашиваются и их необходимо заменять, то застуканные эфиры никак не амортизируются. А еще эфиры можно перестать стейкать в любой момент и “забрать деньгами”. То есть можно сказать, что для валидаторов на сегодняшний день PoS доступнее

    FYI: в PoS сети эфира Beacon chain работают 240к валидаторов. 

  4. Снижение эмиссии эфира на 90%
    13,500 ETH выплачивается валидаторам ежедневно за их работу в PoW. В PoS объем выплат уменьшается на 90%, то есть выпуск эфира снижается на 90%. Более того, во время каждой транзакции, часть платы за газ сжигается, так что есть вероятность, что объем эфира в какие-то периоды может уменьшаться, а не просто медленнее расти. 

    Ранее средний годовой уровень инфляции был 4.3%, теперь же (по прогнозам и предсказаниям) это будет от 0.4% до -2%. Общая логика такова: чем больше объем транзакций, тем больше эфира сжигается, тем выше вероятность дефляции. 

    Более того, в случае с PoS, у валидаторов нет постоянных издержек в виде хардвер и счетов за электричество, а значит мотивация сразу же продавать заработанные эфиры меньше. 

    Ну и как следствие — это все (по логике вещей) должно отразиться на весомом росте цены на эфир. 

Но это о хорошем, теперь давайте о плохом и сомнительном: чего не произойдет

  1. Цена на газ ниже не станет, потому что дешевый газ — удел layers 2, построенных на эфире. Задача же Merge — кратно увеличить пропускную способность сети, обеспечивая максимально высокий уровень секьюрности (в том числе в интересах layers 2). 

  2. Быстрее транзакции также не станут (это опять же удел layers 2).

  3. Не факт, что будет дефляция, то есть не факт, что сжигать эфира будут больше, чем выпускать. Это напрямую зависит от объема транзакций в сети эфир и цены на газ. Если большая часть транзакций мигрирует в layers 2 из-за цены и скорости, цена на газ эфира может оставаться низкой, и дефляции не произойдет.

Какие риски нас ждут

  1. 51% attacks

    Несмотря на то, что в Beacon chain 240k валидаторов, уникальных стейкеров не так много, всему виной staking-as-a-service. Например, 30% застейканных эфиров принадлежат Lido. Если один стейкер умудрится контролировать 51% застейканных эфиров или несколько стейкеров вступят в сговор, они могут захватить сеть. 

    Очевидного решения этот риск сегодня не имеет, разве что создавать больше стейкинговых пулов ликвидности. Например, сегодня на подхвате у Lido запущенный Coinbase cbETH и Rocket Pool. 

  2. Цензура

    Когда валидаторы представлены в лицах конкретных компаний, Lido, Coinbase, увеличивается риск цензуры от государства, когда компании принуждают валидировать одни транзакции и не валидировать другие транзакции. 

    Здесь в качестве решения предлагается “User Activated Soft Fork”. Грубо говоря, если валидатор начинает цензурировать транзакции, он теряет свои застейканные эфиры, а это серьезные деньги для бизнеса валидатора. Таким образом предполагается, что если компания подвергается обязательствам цензурировать транзакции, она по собственному желанию перестает быть валидатором. 

  3. Отсутствие релевантного опыта в истории

    Это будет первая полностью децентрализованная PoS сеть. То есть, за неимением подобного опыта даже очень умным людям сложно предсказать, что именно может пойти не так. Именно из этих соображений с тестовыми сетями работали полтора года.

    Но реальность не всегда можно замоделировать на тестовой сети в полной мере. Поэтому ждем Merge — и увидим, что будет.


Больше о веб3 простыми словами, сёрфинге и свиданиях в канале “миллениалы делают веб3


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/685006/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *