SpaceTech-стартап, четыре попытки иммиграции, или как я получил ВНЖ в Португалии и Испании

от автора

Привет! Я Алексей, мне 41 год. Я сотрудник компании Relocode. Хочу поделиться своим опытом переезда в другую страну и тем, как мне в этом помог мой стартап по созданию космических ракет. Тем самым хочу показать на своём примере, что абсолютно всё реально, если действовать, пробовать, не опускать руки (спойлер: а они буду опускаться по-любому) и верить в то, что ты по-настоящему хочешь.

С чего всё начиналось

Я родился в небольшом городе в степях Ростовской области, «in the middle of nowhere», как обычно говорят американцы. Жил там до 15-ти лет. Так сложилось, что потом мы с мамой переехали в Якутию, сменив кардинально образ жизни и климат. Жили мы в Ленске, недалеко от знаменитого города Мирный, где добывают алмазы. Если зимой в Ростовской области было -5, то в Якутии морозы доходили до -52. Я страдал от этих морозов, но тогда был молод и не особо замечал этого. Уже тогда этот переезд натолкнул меня на мысль, что если уж я смог переехать и обжиться в таких суровых условиях, то я точно смогу переехать в страну с более комфортным климатом.

Алмазный карьер в городе Мирный, Якутия. Фото из личного архива автора
Алмазный карьер в городе Мирный, Якутия. Фото из личного архива автора

На дворе стоял 1999 год, мы с приятелями обменивались кассетами с иностранными фильмами и уже тогда было понятно что люди заграницей живут в среднем лучше и даже, местами, очень богато. В общем, их уровень жизни, красота архитектуры и климат меня очаровывал. Но это было чем-то таким недосягаемым, нереальным. Забегая вперёд, скажу, что переезд в другую страну у меня не складывался долгое время. По разным причинам. То работы много, то руки не доходили, то денег не было и т. д. После очередной неудачи я расстраивался, опускал руки, но потом снова себя в них брал и нёс дальше.

В Якутии я закончил школу и после этого поехал в Иркутск, там поступил в Иркутскую государственную экономическую академию на факультет «Информационные системы в экономике». Очень сильный вуз, кстати, он дал мне мощную базу знаний. После его окончания – в 2005 году – переехал в Москву. Там я устроился в немецкую компанию Siemens, сразу же отметил огромную пропасть между работой в российской компании и иностранной — начиная с уровня дохода и заканчивая корпоративной культурой, что ещё больше укрепило моё желание пожить в другой стране.

Новая Зеландия

В 2008 году я заболел идеей мигрировать в Новую Зеландию. Возможно, этот выбор покажется странным по географическим соображениям, но напомню, что у меня был опыт переезда в Якутию, после которого ничего не страшно вообще. В Иркутске был популярен один местный блог, в котором однажды я прочитал рассказ Евгения Перепелятникова о переезде и жизни в Новую Зеландию. Он так живописно всё описывал, что я сильно проникся. Ну и понеслось. В итоге в 2011 году я поехал в Новую Зеландию как турист и провёл там месяц. Страна мне очень понравилась, это вообще был другой мир для меня.

Город Инверкаргилл, Новая Зеландия. Один из наиболее южных населённых пунктов планеты
Город Инверкаргилл, Новая Зеландия. Один из наиболее южных населённых пунктов планеты

После возвращения в Россию я сразу же проштудировал кучу инфы про переезд туда, и стал оформлять документы на так называемую «визу серебряного папоротника» — Silver Fern Job Search Work Visa. Давали её по итогам розыгрыша по типу американской гринкарты. Но было одно большое препятствие – английский язык, который нужно было сдать на высокий балл. Я неважно сдал тестовый экзамен по языку и сразу понял, что мне не светит переехать туда из-за моего уровня английского. Поднять его до нужного уровня за короткий срок было нереальным. Тем более, я работал тогда в офисе, и работа занимала практически всё моё время. Я тогда сильно расстроился. В общем, прощай мечта о переезде, часть первая.

Космический стартап

В 2013 году я познакомился со своим будущим бизнес-партнёром Александром Ильиным, с которым мы начали развивать стартап по созданию космических ракет. Мы создали компанию Лин Индастриал, работали над двумя проектами — созданием сверхлёгкой ракеты-носителя «Таймыр» и лёгкой ракеты-носителя «Сибирь».

Александр привлёк в наш проект несколько частных венчурных инвесторов (бизнес-ангелов), а я привлёк грант Сколково. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что мы показали лучшие результаты в области частной космонавтики в России за всё время существования России. Эта ниша не развита у нас, да чего уж там — у нас её попросту нет. Мы провели испытания ракетного двигателя и протестировали систему управления в реальном полёте. Но в итоге проект не взлетел из-за неудачных испытаний двигателя, нехватки финансирования, и многих других факторов и мы на время его заморозили.

Стенд испытания ракетных двигателей. Фото из личного архива автора
Стенд испытания ракетных двигателей. Фото из личного архива автора

Так вот, современные космические ракеты — это условные «Бентли», «Роллс Ройсы» и «Феррари». Идея же нашего стартапа была в том, чтобы отойти от ненужного пафоса, от гипернавороченных ракет, высоконагруженных всякими примочками. Мы хотели создать функциональную «большую тупую ракету». То есть космическая ракета, которая выходит сильно дешевле в производстве и обслуживании из-за отсутствия затрат на какие-то серьёзные расчёты, металлообработку и т. д. В этом и была наша инновация.

Команда нашего космического стартапа: в центре - мой бизнес-партнёр Александр Ильин, справа - наш электронщик Андрей Суворов, слева - я. Фото из личного архива автора
Команда нашего космического стартапа: в центре — мой бизнес-партнёр Александр Ильин, справа — наш электронщик Андрей Суворов, слева — я. Фото из личного архива автора

К сожалению, не все оценили крутизну этой инновации, как показал опыт. Мы планировали сделали прототип, который способен полететь в космос, и планировали постоянно улучшать, совершенствовать его. Для сравнения: когда крупные государственные компании делают ракету, они пишут гигантское техзадание на тысячу страниц, и мастера начинают скрупулёзно собирать винтик к винтику ракету, чётко следуя каждой букве этого ТЗ. Мы же хотели создать на коленке что-то работающее (MVP) и потом доводить это до удобоваримого продукта. То есть мы планировали выиграть за счёт простоты.

На Западе космические стартапы это давно распространённое явление уже как несколько десятков лет — когда частные лица создают юрлицо и делают на заказ космические спутники, антенны и пр. Многие замахивались и на создание космических ракет. Частники, которые делают космические ракеты — это экзотика. Илон Маск — самый распиаренный персонаж в области частной космонавтики, но справедливости ради нужно сказать, что только ему удалось довести проект до конца и сделать так, чтобы он начал приносить «прибыль». Он сделал не просто ракету, которая полетела в космос, он сделал конечный сервис «под ключ», который можно продавать. Он был первым в этом. Нам же этого не удалось. Когда мы решили приостановить работу над нашим стартапом, был 2017 год.

Кремниевая долина

По-прежнему одержимый идеей переехать в другую страну, в 2018 году я подал документы в акселератор The Founder Institute в США, меня приняли и весной того же года я уехал туда. Глава этого акселератора — Adeo Ressi — однокашник Илона Маска, они вместе учились в институте и до сих пор дружат. У них была программа The Star Fellow — если вы делаете космический стартап, то участие в ней бесплатное. Я подавался туда, разумеется, с нашим космическим стартапом.

Денег у меня было ровно на билет до Сан-Франциско, но на жильё и еду у меня уже ничего не оставалось. Тогда на помощь пришёл один из бизнес-ангелов, который спонсировал меня небольшой суммой. Я пробыл в США около четырёх месяцев и на жизнь там потратил за это время 7 тыс. долларов. Для Калифорнии это очень маленькая сумма. Обычно такие деньги люди тратят там в месяц, а я уложился в четыре. Мне приходилось жёстко экономить, и это меня сильно измотало в итоге.

В Америке меня поразило всё, что я увидел. Мощность и масштаб этой страны поражали. Европа даже близко не стоит по уровню жизни на мой взгляд. Конечно же, такие сильные впечатления усилили мои миграционные настроения. После окончания программы акселератора я попытался там остаться, но это требовало много сил, времени и денег. А у меня не было ничего из этого, я очень устал и психологически, и физически. Жить там без денег очень сложно. И я вернулся в Москву.

Сан-Франциско, США, из окна отеля. Фото из личного архива автора
Сан-Франциско, США, из окна отеля. Фото из личного архива автора

В общем, побывав в США я сделал такой вывод: никто не финансирует идеи, хотя всегда преподносится всё именно так. Альтруизма нет. Всем нужны серьёзные обороты, заключённые договора и т. д. Или “exit” сооснователей на десятки миллионов. По сути получается, что никаких вложений в стартапы нет, есть инвестиции в текущий бизнес. У меня произошла смена парадигмы. Знать бы это в начале, мы бы и бизнес свой в России построили иначе. Таким образом: прощай мечта о переезде, часть вторая.

Испания

Мы с моим бизнес-партнёром были членами Национальной технологической инициативы «Аэронет». Эта организация пытается двигать частную космонавтику в России. В ней состоит довольно большое количество людей, с которыми можно пообщаться на близкие тебе темы, обзавестись полезными контактами и т. д. Там я познакомился с участником проекта по добыче ресурсов на астероидах – Павлом Королевым, и как-то сказал ему что мол хочу уехать заграницу, но никак не получается. И он дал контакт владельца Reloсode – консалтингового агентства по помощи в релокации бизнеса – Михаила Мижинского. Я записался на его вебинар, где он очень подробно рассказал, как получить стартап визу в Испании.

Прослушав всю информацию, я был удивлён простоте релокационного процесса. В итоге я сам оформил все необходимые бумаги, следуя чек-листу от Михаила. Это было непросто и заняло много времени, даже с учетом того что был проект и куча информации по нему. Конечно, там было ещё несколько хитрых нюансов, с которыми мне нужна была помощь, поэтому я вышел уже напрямую к Михаилу, и он меня проконсультировал. Причём, сделал он это совершенно бесплатно, за что я ему буду всегда благодарен. Потому что если бы он мне сказал тогда, что возьмёт за консультацию, например, 100 долларов, то я бы сразу отвалился, т. к. тогда для меня это было очень дорого. И в итоге я потерял бы ещё кучу времени.

Это сейчас я думаю совершенно по-другому: если человек делится своим опытом и знаниями, то абсолютно справедливо заплатить ему за это. Я и сам теперь консультирую желающих уехать заграницу со своим стартапом. И понимаю цену опыту. Более того, я сам оплачиваю консультации, когда мне нужна профессиональная помощь: бухгалтера, например.

В итоге я получил стартап визу в Испанию. Мы, кстати, оформили аналогичную визу и для моего бизнес-партнёра – Александра Ильина. Нам казалось, что всё наладилось наконец-то. Что теперь мы начнём работать с новой силой, что начнётся новая жизнь, которую мы так давно хотели. Мы начали готовиться к переезду. Испания меня очень привлекала как страна для потенциального места жительства, я успел более-менее узнать её из туристических поездок. И то, что я там увидел, меня привлекало. Особенно цены на жильё: они там гораздо ниже, чем в ряде европейских стран. Кстати, в итоге я купил квартиру в Испании. И готов рассказать про все нюансы этого процесса, начиная с продажи квартиры в Москве и покупки в Испании, в отдельном посте.

Солнечные батареи где-то на просторах Испании. Фото из личного архива автора
Солнечные батареи где-то на просторах Испании. Фото из личного архива автора

А потом внезапно наступает ковид, и границы закрыли. Срок действия моей визы подходил к концу. Я попытался её продлить, но оказалось, что это можно было сделать, только находясь в Испании. Как раз в тот момент я женился и не было желания в разгар ковида куда-то уезжать на непонятный срок. Итак, это уже моя третья попытка неудачного переезда.

Португалия

В этот раз я недолго находился в состоянии опущенных рук, и довольно быстро нашёл ещё один вариант – получение стартап визы в Португалию. Это можно было сделать, находясь в России, что было неоспоримым преимуществом в той ситуации. Правда, эта страна оказалась более бюрократичной по сравнению с Испанией, это было заметно по срокам рассмотрения документов.

Я получил в итоге стартап визу в Португалию и осенью прошлого года уехал в Лиссабон, где и живу по сей день. Уже находясь в Лиссабоне, я подал пакет документов на получение ВНЖ. Периодически выезжаю в Испанию и делаю там ремонт в своей квартире. Почему я не купил квартиру в Португалии, спросите вы? Потому что цены в Португалии оказались в 2-3 раза выше аналогичного жилья по Испании.

Португалия мне очень нравится как страна для жизни. Португальский язык – очень доброжелательный, мягкий и плавный, слушать и общаться на нём – одно удовольствие. Здесь умеренный климат, в любое время года тут очень комфортно из-за прохладного океанского ветра. Никогда не забуду свои ощущения, когда 3-го января я вышел в Лиссабоне из отеля в одной футболке и лёгкой куртке, и было очень тепло. Кайф! Апельсиновые деревья вокруг, светит солнце, поют птицы — настоящая ранняя весна. Блин, это же можно всегда жить в этом климате и наслаждаться жизнью каждый день — просто разрыв башки! Ещё у них очень интересная архитектура, с кучей мелких красивых деталей. Правда, у зданий в Португалии есть некий стиль «обшарпэ», они немного состарившиеся, с отваливающейся местами штукатуркой, но это их особенный стиль и шарм. Короче, Португалия – это рай для визуала.

Порт Каркавелуш, округ Лиссабона, Португалия. Фото из личного архива автора
Порт Каркавелуш, округ Лиссабона, Португалия. Фото из личного архива автора

В Португалию я привёз наш космический стартап, но он здесь претерпел изменения. Без инвестиций далеко не уедешь. Если ты живёшь в режиме выживания в другой стране, то тебе не до развития бизнеса. Поэтому я, конечно же, ищу инвестиции под проект. Когда переезжал сюда, надеялся, что можно будет выйти на Европейское космическое агентство и получить грант на разработку и т. д. Но после 24 февраля эти планы потерпели крах. Параллельно я работаю в компании Reloсodе, благодаря которой я сюда переехал. Я даю онлайн-консультации для тех, кто хочет релоцировать свой бизнес в Испанию или Португалию.

По условиям стартап визы я должен развивать стартап и регулярно отчитываться о результатах. И я решил, что мы будем делать космический спутник, а не ракету. У меня даже получилось выйти на один вуз в Португалии, у них есть оборудование для производства таких спутников. Этой осенью планирую с ними более плотно начать работать. В общем, моя четвёртая попытка переехать в другую страну увенчалась успехом. So far, so good.

Мыс Рока, самая западная точка Европы, Португалия. Фото из личного архива автора
Мыс Рока, самая западная точка Европы, Португалия. Фото из личного архива автора

Что дальше?

В дальнейших планах у нас – в космическом проекте хотим в итоге сделать небольшой и простой спутник – как демонстратор технологий, в проекте Relocode есть планы по покупке дома в Португалии с большой прилегающей территорией, на которой мы будем строить ретрит-центр. Назовем его что-то вроде «Relocode Luxury Sturgeon Retreat Spa and Resort». Планируем проводить там различные бизнес-мероприятия, семинары и пр. Обязательно встроим в программу развлекательную часть. Для этого мы построим большое озеро в форме кольца с островом посередине и запустим в него осетровых, в частности белугу. А главная фишка, которую мы нигде в мире пока не встречали: мы хотим катать людей на белуге. К хвосту рыбы прицепляется лодка, в которой сидят люди. Белуга плывёт, люди плывут – все счастливы! Мы приступаем к реализации проекта в конце этого года. И приглашаем наших клиентов воспользоваться этим уникальным предложением. Ну, в общем, вы поняли: всё серьёзно.


ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/post/697608/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *