Привет! Мы продуктовые исследователи Alfa Research Center (ARC). В Альфа-Банке отвечаем за опыт клиента в цифровых каналах и продуктах для розницы, корпоративных клиентов и сотрудников банка.
Два года назад мы создали карту компетенций. Чтобы процесс шёл веселее, а рост по грейду увлекал сотрудников не меньше RPG, мы добавили геймификацию и дизайн с супергероями. Рассказываем, как приобрести такой же игровой опыт.
Демо-версия: сначала вспомните все рабочие процессы, в которых участвует ваш продуктовый исследователь. Далее выпишите все навыки исследователя и свяжите их с процессами. Финальная катка: продумайте формат встреч с тимлидом для оценки скиллов и построения трека карьеры, чтобы карта работала, а компетенции развивались.
Делимся читом на экономию времени – копируйте нашу карту компетенций из Miro и пробуйте на своих процессах. А если любите неспешный геймплей, читайте статью до конца и узнайте, как мы геймифицировали рост по грейду в локации нашей исследовательской финтех-лаборатории.
Чтобы вы получали удовольствие в процессе чтения, через сторителлинг погрузим вас в нашу внутреннюю кухню.
Исследователь-новичок, приветствую тебя в Alfa Research Center! Я помогу тебе с миссией по спасению попавших в беду клиентов, в сражениях за здравый смысл и квестах по получению банковских доступов.
Зачем нужна карта компетенций?
Карта компетенций отвечает на вопросы:
-
Как оценить себя?
-
Справлюсь ли я с задачей?
-
Чему доучиться?
-
Нужна ли мне помощь лида?
-
На какую должность я претендую?
-
Куда развиваться – вверх или горизонтально?
С картой продуктовые исследователи понимают правила игры: как расти в компании и совмещать свои интересы и цели бизнеса. К карте может обращаться лид, если есть лаг между навыками претендента и требованиями в вакансии. Тогда лид сверяется с картой компетенций и решает, как докачать скилл сотрудника.
Ты только что попал в этот мир – сначала разберись в его правилах. У тебя три ветки развития: Master, Owner и Ambassador. В каждой миссии ты сможешь прокачивать каждую. В отдельных миссиях откроешь новые возможности и получишь ачивки. После курса UX от гильдии дизайнеров заработаешь меч Силы, а также сможешь попросить их о помощи в сложный момент.
Миссия исследователя в продуктовой разработке
На старте создания карты мы встретились с менеджером продукта, разработкой и дизайном. В этой рабочей группе прописали этапы продуктовой разработки, обозначили, что делают на каждом этапе участники и, в частности, исследователь. На новых проектах понаблюдали, какие навыки нужны на каждом этапе.
В процессе продуктовой разработки наши исследователи больше всего вовлечены в Discovery, но также участвуют в Delivery и включаются после релиза. Такой подход помогает улучшать UX и фиксировать изменения продукта.
Твои миссии будут состоять из нескольких квестов. На квесте CJM сможешь прокачать навыки аналитики, презентации и фасилитации воркшопов. Если твоего уровня пока не хватает, зови лида или бадди на помощь.
Если у исследователя простая задача, например, внедрение небольшой фичи, ему достаточно must have навыков. А вот если у нас новый продукт со множеством команд, нужно быть не просто исследователем, но и разбираться в коммуникациях, менеджменте проектов, UX-дизайне, аналитике и фасилитации. Мы собираем эти навыки на карте компетенций и подсвечиваем, какую пользу исследователь приносит на каждом этапе команде и продукту.
Разберём на двух проектах, какие скиллы исследователь приобретает при прохождении разных веток.
Первый пример — это большой проект по кредитам для бизнеса, продолжительность от идеи до запуска — пять месяцев, участвуют более десяти стейкхолдеров.
Это сложная задача для исследователя уровня мидл. В проект мы включили сотрудника, который вот-вот доберётся до мидла, и для его поддержки подключили лида. На установочных встречах и на этапах As Is и To Be исследователь прокачивал скиллы по менеджменту проектов (сроки и роадмап), переговорам и управлению рисками. Именно эти скиллы были заложены в его карте компетенций. Раз в неделю-две исследователь приходил к лиду на one-to-one, чтобы рассказать, как идёт проект и есть ли сложности по фокусам, закреплённым вначале.
Тебе предстоит сложная миссия от гильдии PO. Используй щит Лида, если понадобится помощь. В конце миссии поведуй своей гильдии о достижениях, забери у лида сундук обратной связи и приходи за новыми миссиями!
После проекта чекпоинт – исследователь собирает обратную связь стейкхолдеров. Что не получилось: поехали сроки и не удалось вовремя предупредить всех участников. Сохраняемся на этом уровне: исследователь и Product Owner в качестве решения продумывают новый способ коммуникации по проекту. Важно не сколько ошибок совершено, а сделаны ли выводы, есть ли видение, как избежать рисков в дальнейшем. После этого проекта мы повысили левел исследователя.
Второй пример. Два года назад мы масштабно обновили мобильный банк для клиентов. Это редкий сценарий, и готового процесса сопровождения проекта нет. Исследователю нужно было поддержать выпуск обновлений и гибко реагировать на меняющиеся планы. Задача для специалиста с прокачанными навыками переговоров, контроля сроков и роадмапа. Мы фиксировали навыки, которые пригодились исследователю на проекте. Лучше всего он прокачал навык оценки рисков. А ещё научился давать себе право на ошибку, ведь в таких проектах невозможно всё спрогнозировать.
Я вижу в твоей карте навыков не прокачанный скилл «Право на ошибку»! Поэтому пришло время моего любимого квеста — «Неизвестность». С минимумом вводных отыщи верное оружие, разбей миссию на раунды, не пугайся и выйдешь победителем.
Продуктовому исследователю важно обладать разными навыками под каждый этап разработки: где-то быть коммуникатором и переговорщиком, где-то – уметь сохранять фокус. Под каждую задачу есть свой инструмент, и исследователь должен понимать, какой из них применить.
Итак, от описания процессов мы подошли к самой карте компетенций – системе умений и навыков продуктового исследователя для решения сложных задач.
Как устроена карта компетенций
Мы выделили три ветки развития: Master, Ambassador и Owner. Далее расписали навыки, которые нужно иметь или будет круто развить, чтобы компетенции росли со сложностью задач.
Мы охватили широкий стек компетенций, но сам процесс ассессмента стал долгим и сложным. Мы задумали карту компетенций как крутой роадмап осознанного развития карьеры, а не душное заполнение Excel. Поэтому решили использовать понятную метафору – навыки персонажа в духе RPG.
Для нас важно, чтобы исследователь на любом уровне видел возможные ветки развития по своим задачам и интересам. К нам приходит новичок и может за год вырасти на уровень или полтора выше, собирая опыт из разных задач.
Ты только пришёл в Alfa Research Center. Мы дадим наставника, базовое оружие, доступы и ноутбук. Бери стартовые квесты, проходи инстансы на развитие T-shaped навыков и закроешь локацию для джунов. Если хочешь прокачаться до капа – сеньора, бери квесты по тем навыкам, где уровень не дотягивает. За сайд-квесты с обучением других гильдий и научными статьями тебе прилетит шмот от HR. А дальше откроется дивный новый мир: уровень мидл с коучингом и крупными заказчиками. Ключевая миссия – продержаться до релиза и не пропустить тёмные паттерны на бой. Ну, и финальный инстанс – Big Discovery с командой от начала до конца.
У нас было четыре итерации формирования карты компетенций, в которых нам случалось получать урон. Вот наш рецепт приготовления рабочего инструмента из пачки навыков:
-
Мы провели бенчмарк, посмотрели, как эту задачу решали другие команды UX/UI.
-
Мы адаптировали шаблоны под свою реальность, чтобы не получить комментарии: «Что это такое?», «Тут я думаю по-другому», «А вот это вы забыли». Мы не сразу к этому пришли, и в какой-то момент пришлось переписывать концепт.
-
Мы добавили метрики, прозрачно, по заветам Максима Ильяхова, описывающие, как на практике проявляется каждый навык. Проверили описание на команде исследователей, чтобы карта была понятна каждому.
-
Важно договориться о формате ассессмента и образе результата. Идеально, если все участники разобралась, как оценить себя и коллегу. Ещё важнее прописать эти правила игры, чтобы сохранять методологию и итеративно отслеживать рост.
Как проводить ассессмент, чтобы карта компетенций работала
Посмотрим на нашу карту. Левая часть – достигнутый уровень по компетенциям мастер, Owner и Ambassador по пятибалльной шкале, а также замер роста или падения по талантам.
Таланты – это крупные понятия, включающие набор навыков. Мы добавили на карту компетенций таланты, чтобы исследователи определяли своё состояние и прокачивали несколько навыков вместе.
Нижняя часть – Maps and missions, здесь мы зафиксировали список задач исследователя по этапам EJM – от новичка до больших и важных проектов. Сюда же после ассессмента добавляем миссии по прокачке скиллов.
Ассессмент – это комплекс мероприятий, помогающий определить уровень навыков и составить трек профессионального роста. На ассессменте исследователь понимает, кто он в команде и где его проекты. Важно, чтобы лид объективно оценил навыки, был хорошим ментором, помогал сотруднику выстроить путь и его пройти.
Первый ассессмент мы назначаем после испытательного срока, далее – раз в полгода. Вот как он проходит:
-
На первой встрече исследователь и лид обсуждают карьерные планы и интересы исследователя, смотрят карту компетенций и определяют план развития.
-
Исследователь самостоятельно оценивает свои навыки оффлайн. Лид смотрит, как исследователь себя оценил.
-
На встрече исследователь и лид приходят к общим оценкам, опираясь на обратную связь команд, фиксируют топ навыков, которые нужно прокачать.
-
В финале исследователь и лид составляют роадмап прокачивания навыков на квартал. Следующий ассессмент начинается с обсуждения, удалось ли получить эти навыки.
Через шесть месяцев исследователь повышает грейд, если прокачался по составленному плану. Грейд – это балл по трём компетенциям. Количество баллов мы проверили на команде исследователей. Опирались на требования по нашим проектам, интересы лаборатории и запросы рынка к продуктовым исследователям. Ты мидл, если ты прокачал ветку мастера от 2.8, Owner от 3.2, Ambassador от 3.
Карта будет работать, только когда навыки привязаны к конкретным задачам. Объясним на примерах из нашей практики. Представим, что исследователю нужно впервые провести воркшоп. Вот что происходит дальше:
-
Вместе с лидом исследователь составляет роадмап приобретения навыка. На карте компетенций видит, что нужны скиллы общения и фасилитации. На ассессменте они закрепили, что исследователю нужно учиться модерировать обсуждение и собирать инсайты с группой.
-
К воркшопу исследователь оттачивает эти навыки, ставит себе оценку и просит лида проверить. Лид опрашивает участников, как им встреча, смотрит запись воркшопа.
-
На роадмапе лид и исследователь отмечают прогресс. Если есть, что улучшить – фиксируют и выполняют к следующему воркшопу. Повторяют до результата. Здесь мы соблюдаем принцип: сначала дорастаем, потом повышаем.
Другой исследователь по обратной связи команд и рекомендациям лида определил, что у него западает навык «Сроки и роадмап проекта». Вот как он действует по карте компетенций:
-
Составляет чек-лист на каждый проект в квартале и обязательно апдейтит роадмап. Это действие – первый тип активности в миссии по прокачке навыка.
-
Второй тип активности – фиксация результата: one-to-one с лидом и новый сбор обратной связи в командах.
-
Третий, не менее важный тип активности – поделиться опытом. Рассказать другим ребятам о результатах на ретро или синках.
В новых задачах наш подход – закинуть исследователя в хардкорный проект и дать разрешение на ошибку. Это очень конкретный талант, который часто упускают проектные команды. Его можно прокачивать: объективно оценивать сложность задач, сообщать, когда двигать тайминг. Вместо «Я не умею это делать» говорить: «Я смело иду в рейд. Если что-то пойдёт не так, обсужу с командой, и мы найдём решение».
Такая прокачка требует взрослой проактивной позиции и здорового желания профессионально развиваться. Кроме того, исследователь и лид должны осознанно отнестись к интервью по навыкам, а лид – ещё и готовиться к встрече с каждым сотрудником.
Бонусный уровень
Следующее улучшение, чтобы карта компетенций работала, – поддержка ребят. Мы поняли, что это важно так же, как подтвердить повышение навыков на бумаге. Мы продумали мероприятие для тех, кто повысил грейд в Alfa Research Center. На них рассказываем всем командам о новом статусе сотрудника, посвящаем в джедаи, приглашаем исследователя выступить на свободную тему, дарим лимитированный мерч с личной картой достижений.
Выводы
25 продуктовых исследователей ARC работают с картой компетенций, 16 уже повысили грейд по ней. Карта компетенций помогает сориентироваться в потоке задач. У нас это 250 проектов, мы сотрудничаем с 400 продуктовыми командами, встречаемся с 850 респондентами в квартал и проводим 1000 часов тестов.
Карта компетенций – это не набор навыков идеального человека. Исследователю не нужно обладать всеми качествами с карты и быть профи в каждом инструменте. Он сам выбирает задачи для прокачивания скиллов и вектор – куда двигаться, исходя из личных целей и возможностей. Карта компетенций разворачивает варианты и отмечает, где основные навыки, а где дополнительные уровни.
На второй год нашей работы с картой компетенций полёт нормальный. Смело берите карту компетенций и выбирайте то, что актуально на вашем карьерном пути.
Напишите в комментариях, что бы вы добавили на карту компетенций и какие ещё инструменты используете в вашей команде исследователей.
ссылка на оригинал статьи https://habr.com/ru/company/alfa/blog/699552/